В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Буква ь

Буква ь

Наталия Скворцова
Тип материала: Урок
просмотров: 871
Краткое описание
Развитие личности учащихся на основе освоения приобретённых знаний и универсальных учебных действий
Описание
Урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок по обучению грамоте.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок в 1 классе

«Обучение грамоте

Тип: Открытие нового знания

Тема: Буква ь

Цель: развитие личности учащихся на основе освоения приобретённых знаний и универсальных учебных действий

Задачи:

Предметная

Знакомство со вторым способом обозначения мягкости согласных, с помощью ь,

Личностное развитие первоклассников:

появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;

зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;

возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;

Метапредметные учебные действия:

регулятивные:

по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

п/п

Этап урока

Ход урока


Формирование УУД

1

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии


Коммуникативные УУД:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

2

Подготовка к основному этапу занятия








1. По «ленте букв» хором прочитываете буквы гласных, указывающие на твёрдость, а затем на мягкость согласных.

- Звуковой анализ слова лоси, составьте звуковую схему, на наборном полотне слово сложите букв и прочитайте.

- Как обозначена мягкость согласного звука?

2. - Измените слово, назвав одно животное – лось. Составляете его звуковую схему, сравниваете с предыдущей и найдите отличие. (Нет четвёртого звука [и].)

3 Буквами набрать это слово без и. (Ребята набирают, читают) Получилось ли нужное слово? (Нет, напечатано лос.)

- Что же случилось: при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв – нет. Что именно мешает появлению задуманного слова? (Вместо мягкого согласного [с’]

на конце оказывается твердый.) Почему так вышло? (Букву и , обозначавшую мягкость, убрали.)

- Попробуем вернуть букву, но тогда опять меняется слово...

4. Как же поступить? Как «приказать» букве с на конце слова читаться мягко?

- Кто сможет открыть «тайну» нашего языка? ( поставить букву ь.) Прочитайте,

выполняя отданную ею «команду».

ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД:

П1- Осознавать познавательную задачу

П2 – читать и слушать, извлекая нужную информацию,

-критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями

3

Усвоение новых знаний и способов действий

- О чём нам говорит буква ь, если стоит на конце слова после буквы согласного?

- Обозначает ли эта буква какой-нибудь «свой» звук? Прочитайте то, что я буду показывать:

ь, нь, ть, ь, пь...

6. Работа по букварю.

- Расшифруйте запись в розовой рамке – такие обозначения ещё не встречались, об их смысле надо догадаться. (Буква ь не обозначает звука – ни гласного, ни согласного.)

- Зачем же такая буква нужна в языке?! Может быть, без неё можно обойтись?!

- Завершите звуковой анализ слов под картинками и подставьте нужные буквы.

Личностные УУД:

Л1- учебный познавательный интерес,


4

Первичная проверка понимания

*Последовательное чтение материалов с. 20–21 и беседу по ним.

* Пояснения слов лось, олень и лань. Лося и оленя можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов: у оленя (второй рисунок) они более лёгкие и ветвистые. Лань (третья картинка) – это разновидность оленей, быстрое, изящное животное. У ланей-самцов рога немного похожи на лопасти.

* Чтение пары слов

- Чем отличаются слова первого столбика и второго?

*- Составьте предложения «по заданию художника», Словами рисуйте понравившуюся вам рыбку, выразите своё отношение к её внешнему виду.

*Доскажите предложения.

Отметьте буквы безударных гласных.

- Вы заметили, что иногда буквы в словах такие же, как звуки, а иногда другие?» В слове карась на месте гласных звуков пишем то же, что слышим, а в словах олень, тополь на месте звука [а] пишем о.

ФИЗМИНУТКА.

Регулятивные УУД: (способность организовать свою деятельность)


5

Включение в систему знаний и повторение


- Прочитав пары слов мел – мель и др.,

- Почему, так важно правильно читать, а при письме верно обозначать звуки буквами.

- Скажите одно из слов, написанных с ь, послушайте себя, определите количество звуков и сравнить, совпадает ли оно с количеством букв. Если не совпадает, дайте объяснение, почему так происходит. (Можно распределить слова между группами учеников, а вывод сделать общий.)

* Ещё одно сопоставление букв на месте ударных и безударных гласных возможно при чтении пар слов на с. 21, оно поможет младшим школьникам начать замечать единство в написании слов

с одним значением.

* Постановка вопросов к словам, соотнесению вопросов и слов.

- Повторное чтение столбиков слов - выборочное:

- Выберите и читайте слова, отвечающие на вопрос– что делает ? или что делать

* Работа над текстовыми умениями

- Озаглавить картинку и текст. (после ответа на вопрос, о чём рассказывается, и установки

озаглавить так, чтобы…).

- Найдите место для предложения, данного под звёздочкой.

- Составьте предложения про Ваську

(Примеры: … решил тоже полакомиться рыбкой; … почуял рыбу и крадётся к ней; … Вот хитрец! Вот проказник! Вот что придумал!..)


Личностные УУД:

-готовность преодолевать трудности.

6

Рефлексия

- В предложении под звёздочкой найти и показать ту букву, всего одну, из-за которой поставлена

звёздочка. (Это буква б .) У двух знакомых букв, е и ё, есть свой секрет, но о нём разговор

пойдёт в третьей четверти.

- Слова, имеющие ь в середине будем читаться и на следующем уроке.

- Оцените свою работу.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!


Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои результаты











Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru