В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Интегрированный урок чтения и развития речи "Весна в поэзии,живописи,музыке.

Интегрированный урок чтения и развития речи "Весна в поэзии,живописи,музыке.

Светлана Рыбина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 3832 комментариев: 3
Краткое описание
Урок разработан и апробирован   в 4 классе.Целью урока является обобщение знаний учащихся о весне.Большое внимание  на уроке уделено  знакомству с лексическим значением новых терминов.
Описание
Урок разработан и апробирован в 4 классе.Целью урока является обобщение знаний учащихся о весне.Большое внимание на уроке уделено знакомству с лексическим значением новых терминов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Ход урока.docx Скачать

E:\uchmet_120_60.gifРыбина Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

КОУ Омской области « Специальная

(коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат№15 II вида»

Интеграция предметов: чтение и развитие речи.

Тема: Весна в поэзии, живописи, музыке.

Тип урока: обобщающий урок.

Класс: 4 класс.

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведётся:

Книга для чтения 4класс.Е.Е.Вишневская, Л.П.Назарова. Москва «Просвещение»,1989г.

Родная речь 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение»,2008г.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. О.Н. Тишурина. Москва «ДРОФА»,2010г.

Поурочные разработки по внеклассному чтению. С.В.Кутявина.4 класс. Москва «ВАКО»,2009г.

Развитие речи 4 класс. Е.Е.Вишневская. Л.П.Назарова. Москва «Просвещение»1989г.;

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида». Москва. «Просвещение»2006г.

Продолжительность урока-40 минут.

Использование информационных технологий: компьютер, музыкальный диск «Времена года», мультимедийная презентация к уроку, звукозапись «Звуки леса».

Оборудование: портрет художника-пейзажиста И.И.Левитана;

русских поэтов;

композитора П. И.Чайковского; E:\uchmet_120_60.gif

выставка книг русских поэтов;

картина И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о весне.

Задачи: познакомить с русской классической поэзией о весне;

познакомить с творчеством русского художника-

пейзажиста И.И.Левитана, русского писателя А.П.Чехова

композитора П.И.Чайковского;

развивать память, воображение, наблюдательность;

формировать ассоциативно - образное мышление;

расширять речевую практику учащихся;

прививать любовь к русской природе, музыке, живописи;

воспитывать эстетические чувства - умение замечать красоту

весеннего пейзажа.

учить внимательно, рассматривать картину, обращать внимание на её

изобразительные средства;

развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел

автора;

формировать личностное отношение к процессу восприятия картины, слушанию

музыкального произведения;

способствовать развитию творческого воображения учащихся;

расширять речевую практику;

следить за произношением учащихся.

Методы и приёмы: аналитическая беседа, рассказ учителя, объяснение

E:\uchmet_120_60.gifновой лексики, сопоставление текста с произведениями

живописи, музыки, использование межпредметных связей,

декламирование стихотворений, частично-поисковый метод.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель (У): (за экраном) Сядьте, девочки. Сядьте, мальчики. Будьте все внимательны, хорошо говорите звуки, отвечайте полными ответами. Какой будет урок?

Д: Будет урок чтения и развития речи.

У: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Д: Я думаю, что будем говорить о весне.

У: Почему вы так думаете?

Д: Я так думаю, потому что на уроках чтения мы читали рассказы, учили наизусть

стихотворения о весне.

У: Тема нашего урока: «Весна в поэзии, живописи, музыке.» (хор.чтен.) Слайд 1

Сегодня на уроке повторим приметы весны, узнаем о новых явлениях в природе.

II. Работа над материалом урока.

У: (за экр.) Какое время года идёт?

Д: Время года весна.

У: (за экр.) Назовите весенние месяцы.

Д: Весенние месяцы: март, апрель, май.

У: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Стихотворение По Скребицкому

Ещё подснежник не расцвёл,

Ручей бурлит в овраге.

Полно проталин возле сёл,

E:\uchmet_120_60.gifСнег тоньше стал бумаги.

Ступай, зима, и не ворчи!

Весь воздух полон звону

И гнёзда мастерят грачи,

И каркают вороны.

У: Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении, и можете их назвать?

Д: Небо стало синее, высокое. По нему плывут пушистые облака.

Солнце светит ярко, греет. Тает снег, бегут ручьи. Появились проталины.

Дни стали длиннее. Капает капель. В марте прилетают грачи, скворцы, полевые

жаворонки. Слайд 3

У: Пушистые облака по-другому называют – кучевые облака. (хор.чтен. )Слайд 4

У: Какие приметы весны вы услышали?

Д: Услышали, что воздух полон звону. Грачи мастерят гнёзда, вороны громко каркают.

Прослушивание звукозаписи «Звуки леса»

У: Все птицы рады весне. Они занялись ремонтом гнёзд, будут откладывать яйца и

выводить птенцов.

У: Как в народе называют март месяц? Слайд 5

Д: Март - протальник, капельник. Слайд 6

У: Какие пословицы о марте вы знаете?

Д: И в марте мороз на нос садится. Слайд 7

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Март-месяц света. (хор.чтен.) слайд 8

У: Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочтет Кристина.

Плещеев «Уж тает снег»

E:\uchmet_120_60.gifУж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

У: К какому весеннему месяцу вы можете отнести строки из прозвучавшего стихотворения?

Д: Я думаю, что к апрелю. Потому что небо стало выше, скоро лес оденется листвою.

Соловьи запоют песни.

У: Какие приметы апреля вы можете ещё назвать?

Д: (ответы детей)

У: Назовите пословицы об апреле.

Д: Апрельские ручьи, зиму будят. Слайд 10

Апрельский цветок, ломает снежок.

У: Какой апрельский цветок ломает снежок?

Д: Первыми появляются подснежники. Слайд 10

У: Русский композитор П.И.Чайковский называл апрель - временем подснежников. И написал музыкальную пьесу « Подснежник». Послушайте, пожалуйста.

( Прослушивание композиции «Подснежник»)

У: Какой характер музыки? Что вы услышали? Звучание, какого музыкального инструмента вы слышали? Что вам хотелось делать под эту музыку?

Д: (ответы детей)

У: В этой композиции мы слышим чётко звуки и запахи весны. E:\uchmet_120_60.gif

У: Как в народе называют апрель?

Д: Апрель – снегогон, водолей. Слайд 11

У: Апрель - месяц большой воды. (хоров.чтен. ) Слайд 12

Почему так говорят об апреле?

Д: Тает снег, ручьи бегут в реки, озёра.

У: То, что весной много воды это - хорошо. Талая вода напоит почву.

Но иногда воды может быть очень много. Как вы думаете, когда так может быть?

После, какой зимы так бывает?

Д: Так бывает, если зимой было много снега. Зима была снежная.

У: Пора весеннего разлива всегда интересовала русских художников. Слайд 14

Так Исаак Ильич Левитан был художником-пейзажистом. Он нарисовал картину,

которой дал необычное название. Слайд 15

Её название мы попробуем отгадать с вами. Какое время года изобразил художник?

Д: Я думаю, что время года весна.

У: Почему ты так думаешь?

Д: (Ответы детей)

У: Но не только весной деревья голые. Посмотрите внимательно на картину. Какое небо?

Какая вода?

Д: Небо высокое, голубое. Вода чистая, голубая.

У: Такое высокое небо бывает только весной. И вода такая чистая бывает только весной.

Как бы вы назвали эту картину?

Д: (ответы детей)

У: Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода.» Слайд16

Как вы думаете, почему он так назвал картину? E:\uchmet_120_60.gif

Д: Потому что было много воды.

У: Время, когда реки выходят из берегов, называют половодье. (хор.чтен.) Слайд 13

В народе время половодья называли по-разному. Слайд 17

Большая вода, наводнение, половодье, вешние воды. (хор.чтен.)Слайд 18

У: Скажите, каждый год так много бывает воды? Ответ найдите в картине.

Посмотрите на высокий берег реки. Что с ним стало?

Д: Вода затопила высокий берег, потому что воды много.

У: Как вы думаете, что было построено на берегу?

Д: Я думаю, что это маленький дом.

У: На Руси на берегу реки строили бани. Как вы думаете, почему бани

строили вблизи реки?

Д: Так было удобно воду носить в баню.

У: Да, это было удобно людям. А это значит, что река разливалась не часто.

Красивое название было у русского народа этому явлению природы, к сожалению

сейчас так говорят редко. Да и видеть половодье можно чаще в деревне.

Для того чтобы увидеть такую красоту в Омске нужно специально ехать на берег

Иртыша. Скажите, какого цвета много на картине?

Д: Много синего и голубого цвета.

У: В картине много воды и воздуха. Такое небо бывает, когда ярко светит солнце. Солнца

не видно, но оно отражается в воде, на стволах молодых берёз. Что ещё изобразил художник?

Д: На картине нарисованы берёзы.

У: Художник написал молодые берёзки, которые стоят в воде. Им хочется выйти из воды.

Они как- будто танцуют. Берёзки тянут высоко в небо свои ветви. Небо и вода - близки

по цвету. Хотелось бы вам очутиться на берегу реки? E:\uchmet_120_60.gif

Д: (ответы детей)

У : Что бы вы там делали?

Д: Потрогали воду, побегали по песку, поиграли на берегу реки.

У: Какое чувство вызывает у вас картина?

Д: Чувство радости, хорошее настроение.

У: И.И.Левитан очень любил русскую природу и на своей картине сумел показать красоту

весеннего половодья доступно для нашего понимания.

Физминутка

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,

А за нею шмель - шмелёк и весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали от усталости устали.

У: Исаак Ильич Левитан и русский писатель А.П.Чехов в жизни были друзьями. Слайд19

Они встречались, много разговаривали о жизни и были влюблены в Россию. Им

нравилась природа, её русская красота. Больше всего им нравилось наблюдать за

разливом воды. А.П.Чехов написал рассказ «Весной». В нём он показал время большой

воды. Сейчас я прочту вам рассказ, а вы сравните его с картиной Левитана.

(чтение рассказа учителем) На столах учащихся текст рассказа «Весной»

У: Как автор пишет о солнце? Прочитайте. О воздухе? О деревьях? Чем, по мнению,

автора, любят заниматься мальчишки весной? (дети зачитывают ответы)

У: Одна строка Чехова, будто специально была написана к картине Левитана Слайд19

«Деревья голы, но уже живут, дышат»

Оба мастера используют приём оживления природы. О деревьях, воде, солнце говорят,

E:\uchmet_120_60.gifкак о живых существах. А.П.Чехов и И.Э. Левитан сумели передать каждый в своём

произведении - единение человека и природы. Как вы думаете, почему им удалось

передать красоту весеннего половодья так понятно? Подтвердите словами из рассказа

«Весной».

Д: (зачитывают последнее предложение)

У: Хороша весна-царица!

В плащ цветной одета! Слайд 20

Много в воздухе разлито и тепла и света.

Над землёю воздух дышит, день от дня теплее,

Стали утром зорьки ярче, на небе светлее,

Всходит солнце над землёю, с каждым днём всё выше

И весь день, кружась, воркуют голуби на крыше.

У: К какому месяцу вы можете отнести эти слова?

Д: (ответы детей)

У: Почему вы так думаете? Назовите приметы мая.

Д: (ответы детей)

У: Отгадайте загадку.

Загадка Слайд 21

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,

Гром грохочет, отгадай, что за месяц это….(май)

У: Как в народе называют май?

Д: Май - травень, травник. Почему? Слайд 22

У: Назовите пословицы о мае.

Д: Майская трава и голодного кормит. Слайд 23E:\uchmet_120_60.gif

Коли в мае дождь, будет и рожь.

У: Май - месяц травы. (хор.чтен.)

Май - третий весенний месяц. В это время всё цветёт, благоухает. И очень

часто в мае бывают первые грозы.

У: Послушайте стихотворение А.Фет «Весенняя гроза» Слайд 24

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

У: После дождя природа становится чистой, дождём умыта, а воздух

свежий.

У: Что нового вы узнали сегодня?

(ответы детей)

III. Итог урока.

У: Кто помог нам увидеть красоту весенней природы сегодня на уроке?

Д: (увидеть красоту помогли поэты, писатель, художник, композитор)

У: С помощью этих талантливых людей нам удалось представить общую картину

прихода весны.

У: Как вы думаете, кто занимался сегодня отлично? Хорошо?

Молодцы. Вы все старались говорить хорошо звуки, отвечали полными ответами.

E:\uchmet_120_60.gifIV. Домашнее задание.

Читать выразительно рассказ «Весной» Чехова.

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.

Литература

1.В.И.Воробьёва, С. К. Тивикова. Сочинения по картине. Москва «АСТРЕЛЬ»,2007г.

2.И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва «ВАКО»,2008г.









Интегрированный урок чтения и развития речи.rar Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Напалкова
21.02.2013 15:26
Спасибо за материал! Я хоть работаю в детском саду, но сейчас везде актуален принцип интеграции, поэтому возьму урок на вооружение.
Светлана Рыбина
21.02.2013 16:25
Спасибо,Татьяна!
Светлана Рыбина
21.02.2013 16:25
Спасибо,Татьяна!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос