В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Логопедическое занятие "НОД. Звуки В, Вь, буква В"

Логопедическое занятие "НОД. Звуки В, Вь, буква В"

Галина Козловская
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 13196
Краткое описание
План – конспект  открытой непосредственно – образовательной деятельности  (Коммуникация)   «Звуки В, Вь, буква В»  в подготовительной к школе логопедической группе демонстрирует   приемы логопедической  работы    по развитию фонематического восприятия  с детьми с ОНР III уровня в цепочке содружества «ребенок – детский сад – семья».
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
НОД. Звуки В, Вь. Буква В..doc Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида














Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.













Автор

учитель – логопед

Козловская Галина Дмитриевна








Прокопьевск 2013

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)


Задачи:

  • закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)

  • способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)

  • стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)

  • продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. ("Социализация")



Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.


Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.


Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.







Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I.Организационный момент.

1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).

Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

  • Что значит «закликать»? (звать, приглашать)

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети. «Здравствуй, солнышко - колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)


Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

  • прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)

  • назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)

  • назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II. Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.



Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

  • Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

  • Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)

  • Звонкий или глухой звук? (Звонкий)

  • Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)

    • Какой костюмчик носит? (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

  • Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких - глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков (Произнести тихо.)

Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

- Васильков букет нарву.

2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)

Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

- Только много их не рви.

3. Игра «Прятки».

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

  • изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;

  • написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

  • Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза (Под музыку)

  • Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).

Давайте превратимся в птиц и полетаем.

  • Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

  • Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.

Сильные дети работают на конторках, один - у мольберта, остальные - на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Расшифровать ребусы.

  • Что это? (Буква О)

  • Узнать, какие слова спрятались в О?


Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».







Выставляются картинки вола и волка.

  • Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.

  • Разгадать следующие ребусы.




III. Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

  • Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».

  • Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»

(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)

IV. Подведение итога занятия.

Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.

Используемая литература.

1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.

2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.


Приложение 1. Солнечные зайчики.doc Скачать
Приложение 3. Звуковички.doc Скачать
Звуки В, Вь. Буква В (для учмета).rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос