В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Логопедическое занятие "НОД. Звуки В, Вь, буква В"

Логопедическое занятие "НОД. Звуки В, Вь, буква В"

Галина Козловская
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 13402
Краткое описание
План – конспект  открытой непосредственно – образовательной деятельности  (Коммуникация)   «Звуки В, Вь, буква В»  в подготовительной к школе логопедической группе демонстрирует   приемы логопедической  работы    по развитию фонематического восприятия  с детьми с ОНР III уровня в цепочке содружества «ребенок – детский сад – семья».
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
НОД. Звуки В, Вь. Буква В..doc Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида














Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.













Автор

учитель – логопед

Козловская Галина Дмитриевна








Прокопьевск 2013

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)


Задачи:

  • закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)

  • способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)

  • стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)

  • продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. ("Социализация")



Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.


Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.


Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.







Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I.Организационный момент.

1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).

Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

  • Что значит «закликать»? (звать, приглашать)

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети. «Здравствуй, солнышко - колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)


Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

  • прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)

  • назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)

  • назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II. Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.



Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

  • Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

  • Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)

  • Звонкий или глухой звук? (Звонкий)

  • Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)

    • Какой костюмчик носит? (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

  • Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких - глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков (Произнести тихо.)

Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

- Васильков букет нарву.

2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)

Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

- Только много их не рви.

3. Игра «Прятки».

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

  • изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;

  • написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

  • Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза (Под музыку)

  • Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).

Давайте превратимся в птиц и полетаем.

  • Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

  • Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.

Сильные дети работают на конторках, один - у мольберта, остальные - на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Расшифровать ребусы.

  • Что это? (Буква О)

  • Узнать, какие слова спрятались в О?


Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».







Выставляются картинки вола и волка.

  • Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.

  • Разгадать следующие ребусы.




III. Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

  • Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».

  • Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»

(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)

IV. Подведение итога занятия.

Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.

Используемая литература.

1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.

2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.


Приложение 1. Солнечные зайчики.doc Скачать
Приложение 3. Звуковички.doc Скачать
Звуки В, Вь. Буква В (для учмета).rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос