В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Интеграционные подходы в формировании основных понятий в цикле «Образы русской культуры».

Интеграционные подходы в формировании основных понятий в цикле «Образы русской культуры».

Елизавета Якимова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1841
Краткое описание
Переориентация  образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и формирование ключевых компетенций сложно представить без  использования интеграционных подходов  в организации деятельности обучающихся.Такие уроки   способствуют пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов и создают условия формирования целостной картин  мира. В материале представлен подход формирования  предметных и метапредметных понятий на уроках  МХК, технологии, ИЗО.
Описание

Интеграционные подходы в формировании основных понятий

в цикле «Образы русской культуры».


Автор: Якимова Елизавета Юрьевна
учитель технологии, руководитель
цикла «Образы русской культуры».
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина
г. Нижнего Новгорода.
Переориентация образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования) сложно представить без использования интеграционных подходов в организации деятельности обучающихся.
Интеграция создает условия для преодоления разобщенности научного знания по отдельным учебным предметам, выявляет межпредметные связи, усиливает сконцентрированность и качество получаемой информации, снижает уровень учебной нагрузки.
Такие уроки (занятия) способствуют пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов, развитию базовых способностей обучающихся. На интеграционных подходах построена концепция и программа цикла «Образы русской культуры».
https://www.uchmet.ru/library/material/148472/
Система образов, положенная в основу согласования программ отдельных курсов, позволяет проводить уроки цикла в один день, что создаёт особую композицию каждого дня со своей кульминацией, смысловыми и эмоциональными акцентами.
Выбор форм и методов проведения отдельного урока зависит от задач, решаемых на конкретном этапе формирования понятия. Это активные формы деятельности учащихся с преобладанием исследовательской направленности, которые позволяют сформировать у учащихся «глубокомыслие» и побуждающие эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на язык национальной образной системы.
Так, один из учебных дней цикла предполагает осмысление понятия СУДЬБА на примере триады Макошь-Доля-Недоля в курсе «Мир русского слова», семантики русских вышивок в курсе «Прикладное искусство и этнография», колыбельных и «подблюдных» песен в курсе «Музыкальный фольклор», образов мойр (парк) в древнегреческой (римской) мифологии в курсе «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».
Учебный день начинается с урока « Русские и европейцы...». Учащиеся анализируют материалы различных словарей («Словарь всемирной мифологии», Н. Новгород. 1997; « Мифы народов мира», 1-2т., Москва, 1992; «Словарь-справочник Античная культура», Москва, 1995 и т.д.), отрывки из произведений Гомера, Эсхила, знакомятся с представлением древних греков и римлян о магической силе судьбы в образах мойр, парк (по презентациям, репродукциям, видеоматериалам).
Тексты, изобразительный ряд подводят к выводу о том, что, в представлении древних, парки, мойры были олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Таинственная и неподвластная человеку сила виделась в образах старух или дев со страшными, мрачными лицами. Традиционно Клото, прядущая нить жизни, представлялась с веретеном. Лахесис, отмеряющая жребий ещё до жизни человека — с шаром, на котором она намечала судьбу людей. Атронос — с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни.
Древнее искусство изображало их сурово и неотвратимо заносящими меч судьбы над головой человека. Человек был не в силах изменить их решение и свою судьбу. Не мог он и соперничать с богами — к этому выводу приводит древнегреческий миф об Арахне, которую Афина превратила в паук за то, что та захотела быть выше богов.
На уроке «Мир русского слова» для исследования предлагается отрывок «Песни птицы Гамаюн» (Асов А.И. Русские веды.- М.,1992): «Род родил затем Макошь матушку мать богиню судьбы неминучую. Она пить прядёт, в клубок сматывает, не простые то нити волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь: от завязки — рождения и до конца, до последней развязочки и смерти. А богини Недоля и Долюшка на тех нитях, не глядя, завязывают узелочки; на счастье, на горе ли — только Макоши это ведомо. Даже боги пред ней преклоняются, как и все, они подчиняются неведомым нитям Макоши… ». Работа с текстом в форме эвристической беседы и этимологический анализ имени Макошь позволяют учащимся выявить суть этого божества: «Мать счастливого жребия».
Исследование подводит к пониманию смысла такого сюжетного элемента в русских народных сказках, как прядение героиней нити в переломный момент жизни, когда решается её участь. Начинается новый этап в жизни (героиня как бы рождается заново), и, уподобляя себя всемогущему божеству («Бог не Макошь — чем-нибудь да потешит»), героиня становится причастной к «божественному предопределению», своими руками по «божественным законам» создавая «СВОЮ» судьбу.
Выполняемые задания позволяют выявить гармоничное взаимодействие Богини Судьбы и человека, когда действия человека полностью соответствуют тому, что «завязано» Макошью, т.е. деяния, мысли человека, в конечном счете, определяет его судьбу.
На уроке «Музыкальный фольклор» учащимся предоставляется возможность через интонационную основу разнохарактерных песен и смысл произведений выделить значимые аспекты понятия СУДЬБА. Видео и аудиозаписи колыбельной «Ходит сон по лавочке...», плясовой « Сидела де Катенька», лирических «Ой. да вянули… » и « Все мы девушки гуляли», подблюдной «Щука шла из Новгорода… » и других песен помогают убедиться в том, что в музыкальном фольклоре отражены все важнейшие события в жизни человека, связь его судьбы, счастья с умениями, с результатами труда, с желанием самому добиваться лучшей доли.
В фольклоре ощущается прочная связь с древнейшими верованиями в божественное предопределение, которое закрепилось и дошло до нашего времени в игровой форме гаданий, смысл которых — предугадать, что «суждено-ряжено» и определено «божественным законом». Убедиться в этом учащиеся могут, объясняя свои собственные ощущения и действия как участников посиделок, святочных гаданий.
На уроке «Прикладное искусство и этнография» предлагаемые задания направлены на анализ этнографические материалы, выявление смысла присутствия в ритуалах древних славян процессов изготовления нити, ткани и выдвижении предположений о смысловой основе метафора: нить — человеческая жизнь, судьба.
Учащиеся обосновывают связи нить-судьба, прясть (ткать) — создавать свою судьбу построением смысловых рядов, используются отрывки из статей «Толкового словаря» В.И. Даля, задание выполняется в форме игры «Познавательное лото».

Нить – Веревка – Веревка-мера – Вервить – Судьба-достаток

Нить – Бечевка – Тяжа – Тянуть-Тягаться – Тяжба – Суд, судибоги – Судьба-участь

Прясть – Мыкать – Мыкать-бедовать – Судьба-счастье
Такой приём позволяет на уроке сделать вывод о том, что процесс изготовления нити — прядение, ткани — ткачество, согласно мировоззрению древних славян, охватывал все проявления земной жизни.
Выявление смысла русских вышивок, особого значения каждого элемента орнамента, анализ этнографических материалов, отражающих суть ритуальных действий и включение в них полотенец (вообще ткани-новины) по презентации и образцам из оформления кабинета, позволяют учащимся аргументировать свои предположения, обобщения о том, что вкладывает человек в такое привычное и многогранное понятие, как СУДЬБА. Итогом этого этапа урока является вывод о том, что любой орнамент уходит корнями в глубокую древность, где он воспринимался как особая форма обращения к божествам (божественным силам), выражение им своей признательности.
В конце учебного дня на уроке «Прикладное искусство и этнография» учащиеся выполняют эскизы для будущей вышивки и резьбы, передавая в рисунке собственный образ счастья, отражая в нем свое понимание человеческого счастья и судьбы.
Осмысление каждым рисунка как пожелания добра самым близким людям, наполняет личностным содержанием всю дальнейшую работу по изготовлению подарков-сувениров на основе созданного эскиза. Так в детском творчестве при выполнении желанного практического задания происходит обобщение опыта, приобретённого в этот учебный день.
Таким образом, поэтапное рассмотрение понятия СУДЬБА на всех уроках цикла создаёт условия для философского понимания судьбы человека и переосмысления, принятия во внутренний план как нравственную ценность привычных на бытовом уровне житейских понятий.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОРК понятие СУДЬБА.doc Скачать




Интеграционные подходы в формировании основных понятий

в цикле «Образы русской культуры».











Автор: Якимова Елизавета Юрьевна

учитель технологии, руководитель

цикла «Образы русской культуры».


МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина

г. Нижнего Новгорода.
























Переориентация образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования) сложно представить без использования интеграционных подходов в организации деятельности обучающихся.

Интеграция создает условия для преодоления разобщенности научного знания по отдельным учебным предметам, выявляет межпредметные связи, усиливает сконцентрированность и качество получаемой информации, снижает уровень учебной нагрузки.

Такие уроки (занятия) способствуют пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов, развитию базовых способностей обучающихся.

На интеграционных подходах построена концепция и программа цикла «Образы русской культуры».

http://www.uchmet.ru/library/material/148472/

Система образов, положенная в основу согласования программ отдельных курсов, позволяет проводить уроки цикла в один день, что создаёт особую композицию каждого дня со своей кульминацией, смысловыми и эмоциональными акцентами.

Выбор форм и методов проведения отдельного урока зависит от задач, решаемых на конкретном этапе формирования понятия. Это активные формы деятельности учащихся с преобладанием исследовательской направленности, которые позволяют сформировать у учащихся «глубокомыслие» и побуждающие эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на язык национальной образной системы.

Так, один из учебных дней цикла предполагает осмысление понятия СУДЬБА на примере триады Макошь-Доля-Недоля в курсе «Мир русского слова», семантики русских вышивок в курсе «Прикладное искусство и этнография», колыбельных и «подблюдных» песен в курсе «Музыкальный фольклор», образов мойр (парк) в древнегреческой (римской) мифологии в курсе «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».

Учебный день начинается с урока « Русские и европейцы...». Учащиеся анализируют материалы различных словарей («Словарь всемирной мифологии», Н. Новгород. 1997; « Мифы народов мира», 1-2т., Москва, 1992; «Словарь-справочник Античная культура», Москва, 1995 и т.д.), отрывки из произведений Гомера, Эсхила, знакомятся с представлением древних греков и римлян о магической силе судьбы в образах мойр, парк (по презентациям, репродукциям, видеоматериалам).

Тексты, изобразительный ряд подводят к выводу о том, что, в представлении древних, парки, мойры были олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Таинственная и неподвластная человеку сила виделась в образах старух или дев со страшными, мрачными лицами. Традиционно Клото, прядущая нить жизни, представлялась с веретеном. Лахесис, отмеряющая жребий ещё до жизни человека - с шаром, на котором она намечала судьбу людей. Атронос - с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни.

Древнее искусство изображало их сурово и неотвратимо заносящими меч судьбы над головой человека. Человек был не в силах изменить их решение и свою судьбу. Не мог он и соперничать с богами - к этому выводу приводит древнегреческий миф об Арахне, которую Афина превратила в паук за то, что та захотела быть выше богов.

На уроке «Мир русского слова» для исследования предлагается отрывок «Песни птицы Гамаюн» (Асов А.И. Русские веды.- М.,1992): «Род родил затем Макошь матушку мать богиню судьбы неминучую. Она пить прядёт, в клубок сматывает, не простые то нити волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь: от завязки - рождения и до конца, до последней развязочки и смерти. А богини Недоля и Долюшка на тех нитях, не глядя, завязывают узелочки; на счастье, на горе ли - только Макоши это ведомо. Даже боги пред ней преклоняются, как и все, они подчиняются неведомым нитям Макоши... ». Работа с текстом в форме эвристической беседы и этимологический анализ имени Макошь позволяют учащимся выявить суть этого божества: «Мать счастливого жребия».

Исследование подводит к пониманию смысла такого сюжетного элемента в русских народных сказках, как прядение героиней нити в переломный момент жизни, когда решается её участь. Начинается новый этап в жизни (героиня как бы рождается заново), и, уподобляя себя всемогущему божеству («Бог не Макошь - чем-нибудь да потешит»), героиня становится причастной к «божественному предопределению», своими руками по «божественным законам» создавая «СВОЮ» судьбу.

Выполняемые задания позволяют выявить гармоничное взаимодействие Богини Судьбы и человека, когда действия человека полностью соответствуют тому, что «завязано» Макошью, т.е. деяния, мысли человека, в конечном счете, определяет его судьбу.

На уроке «Музыкальный фольклор» учащимся предоставляется возможность через интонационную основу разнохарактерных песен и смысл произведений выделить значимые аспекты понятия СУДЬБА. Видео и аудиозаписи колыбельной «Ходит сон по лавочке...», плясовой « Сидела де Катенька», лирических «Ой. да вянули.. » и « Все мы девушки гуляли», подблюдной «Щука шла из Новгорода... » и других песен помогают убедиться в том, что в музыкальном фольклоре отражены все важнейшие события в жизни человека, связь его судьбы, счастья с умениями, с результатами труда, с желанием самому добиваться лучшей доли.

В фольклоре ощущается прочная связь с древнейшими верованиями в божественное предопределение, которое закрепилось и дошло до нашего времени в игровой форме гаданий, смысл которых - предугадать, что «суждено-ряжено» и определено «божественным законом». Убедиться в этом учащиеся могут, объясняя свои собственные ощущения и действия как участников посиделок, святочных гаданий.

На уроке «Прикладное искусство и этнография» предлагаемые задания направлены на анализ этнографические материалы, выявление смысла присутствия в ритуалах древних славян процессов изготовления нити, ткани и выдвижении предположений о смысловой основе метафора: нить - человеческая жизнь, судьба.

Учащиеся обосновывают связи нить-судьба, прясть (ткать) - создавать свою судьбу построением смысловых рядов, используются отрывки из статей «Толкового словаря» В.И. Даля, задание выполняется в форме игры «Познавательное лото».


Нить – Веревка – Веревка-мера – Вервить – Судьба-достаток


Нить – Бечевка – Тяжа – Тянуть-Тягаться – Тяжба – Суд, судибоги – Судьба-участь


Прясть – Мыкать – Мыкать-бедовать – Судьба-счастье


Такой приём позволяет на уроке сделать вывод о том, что процесс изготовления нити - прядение, ткани - ткачество, согласно мировоззрению древних славян, охватывал все проявления земной жизни.

Выявление смысла русских вышивок, особого значения каждого элемента орнамента, анализ этнографических материалов, отражающих суть ритуальных действий и включение в них полотенец (вообще ткани-новины) по презентации и образцам из оформления кабинета, позволяют учащимся аргументировать свои предположения, обобщения о том, что вкладывает человек в такое привычное и многогранное понятие, как СУДЬБА. Итогом этого этапа урока является вывод о том, что любой орнамент уходит корнями в глубокую древность, где он воспринимался как особая форма обращения к божествам (божественным силам), выражение им своей признательности.

В конце учебного дня на уроке «Прикладное искусство и этнография» учащиеся выполняют эскизы для будущей вышивки и резьбы, передавая в рисунке собственный образ счастья, отражая в нем свое понимание человеческого счастья и судьбы.

Осмысление каждым рисунка как пожелания добра самым близким людям, наполняет личностным содержанием всю дальнейшую работу по изготовлению подарков-сувениров на основе созданного эскиза. Так в детском творчестве при выполнении желанного практического задания происходит обобщение опыта, приобретённого в этот учебный день.

Таким образом, поэтапное рассмотрение понятия СУДЬБА на всех уроках цикла создаёт условия для философского понимания судьбы человека и переосмысления, принятия во внутренний план как нравственную ценность привычных на бытовом уровне житейских понятий.



ОРК понятие СУДЬБА.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос