В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Развитие речи. Книжные стили речи. Портретный очерк»

Наталья Рахманова Наталья Рахманова
Тип материала: Урок
просмотров: 2723
Краткое описание
выявить характерные признаки портретного очерка как жанра публицистического стиля речи
- научиться применять на практике полученные знания
-формировать способности искать, оценивать, отбирать, организовывать информацию;

Описание
Сценарий занятия (структура и содержание)I. Инициация. Инициация Цель: определить тему урока, сформулировать цели.Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: кроссворд на мультимедийном экране Проведение: учитель предлагает учащимся разгадать кроссвордОценка результата: разгаданный кроссворд — тема определена. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами. Решите, пожалуйста, лексическую задачу, разгадав данный кроссворд, в первой строке по вертикали появится ключевое слово темы урока. Детям предлагается поработать в парах на скорость: «Кто быстрее и правильно решит лексическую задачу?»Кроссворд заранее составлен учителем и карточки с кроссвордом лежат на партах..
1 О
2 Ч
3 Е
4 Р
5 К
По горизонтали:1. Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (обычай)2. Кратный двум (чётный)3. Еловый лес (ельник)4. Краткий вывод из сказанного, написанного (резюме)5.Русская старая мужская долгополая верхняя одежда (кафтан) Ответ: очерк Учитель: — Тема урока «Портретный очерк». Презентация, слайд №1.— Как бы вы сформулировали цели нашего урока? Формирование ожиданий учеников: — Чего ожидаете от урока?— Что такое очерк как жанр? — К какому стилю речи относится очерк? Презентация, слайд №2.— Определите стиль речи данного текста. Какова основная идея? Как она связана с публицистикой? (Региональный компонент. Звучит отрывок из стихотворения поэта-земляка Л.Тимофеева [1,12])Гражданину прощения нет,Как посмел он, на что посягнул?Я увидел, как в эту газетуОн селёдку свою завернул.Этот день уже в Лету ушёл,Но его вспоминать не устану,Как всё капал и капал рассол На мою, на душевную рану.Ответы учеников.— Стиль книжной речи — художественный. Автор осуждает людей, которые так небрежно относятся к печатному слову, к газетам. Создание газеты – это труд многих людей. В газете много полезной и интересной информации.— Назовите стили книжной речи. Презентация, слайд №3.II. Интерактивное повторение материала, изученного раньше: . Интерактивное повторение материала, изученного раньше: — Определить стиль речи каждого текста. Ответ аргументировать по плану:1. Сфера общения.2. Функции.3. Жанр.4.Особенности данного стиля.5. Языковые средства.Презентация, слайд №4.По утрам, умываясь росой,Как цвели они! Как красовались!Но упали они под косой,И спросил я – А как назывались?И мерещилось многие дниЧто-то тайное в этой развязке:Слишком грустно и нежно ониНазывались «анютины глазки».Презентация, слайд №5.Анютины глазки — травянистое одно-двухлетнее растение семейства фиалковых в Евразии.Презентация, слайд №6.Оторвите свой утомлённый взгляд от бесконечного мелькания (телевизор, компьютер, огни рекламы…) и остановите его на парашютике созревшего одуванчика или на нежных лепестках анютиных глазок. И вы почувствуете…— Закончите, пожалуйста, предложение. Какой стиль?III. Словарная работа. . Словарная работа. Очерк, очеркист, композиция, тема, идея, проблема Презентация, слайд№7. IV. . Необходимые материалы: учебник М.М. Разумовской 43 параграф. Участники: все ученики. Ученики делятся на 4 группы. Задание: изучив теоретический материал, составить рассказ на лингвистическую тему. Предложить один слайд, содержащий суть выступления в форме схемы или таблицы. (Подобное задание способствует формированию навыка самостоятельно добывать знания, умения обобщать, делать вывод; развивает логическое мышление, коммуникативную компетенцию; воспитывает взаимодействие; готовит к ЕГЭ (А29; В7,8; С).1-ая группа: «Портретный очерк как жанр публицистического стиля речи»[2, 227]2-ая группа: «Композиция портретного очерка». (На основе текста упр.388 и теории стр.230). [3,228-229. ]3-я группа: «Составные части портретного очерка». [4, 228 ].4-я группа: «Синтаксические конструкции, характерные для портретного очерка». [5, 230].Ученики сами решают, кто будет представлять работу группы. Слушаем рассказ на лингвистическую тему: 1-ая группа (презентация, слайд№ 8); 2- ая группа (презентация, слайд№ 9); 3-я группа (презентация, слайд№ 10); 4-ая группа (презентация №11).V. Обобщение теоретических знаний.. Обобщение теоретических знаний. Презентация, слайды № 12- 13: Выступление на лингвистическую тему по опорной (сводной) таблице «Портретный очерк. Особенности жанра».VI. Проработка темы.Практическое применение полученных знаний.. Проработка темы.Практическое применение полученных знаний. Ученики знакомятся с очерком из газеты «Ставропольская Правда».Текст распечатан для каждого ученика. Текст читает учитель или подготовленный ученик. Презентация, слайд №14.Умелые ножки.На свет Илюша появился с диагнозом «детский церебральный паралич». Врачи, пряча глаза, сказали матери: « Мужайтесь, ваш сын – инвалид». У мальчика не двигались руки, пальцы малыша намертво были прижаты к ладоням, а руки согнуты в локтях. Когда Илюше исполнилось семь лет, подошла пора обучение. Образование мальчик получал в домашних условиях. Читать и считать Илюша научился быстро. Но писать… Педагоги только руками разводили. Казалось, выхода не было никакого.— Илька очень переживал, прямо до слёз,- рассказывала мама. – Но потом сказал: «Всё равно я буду такой, как все!» Однажды, заглянув в комнату сына, Екатерина Сергеевна застала такую картину: Илья сидел на низкой скамеечке, перед ним на полу был расстелен ватман, между пальцами ног зажат карандаш. Малыш, пыхтя и обливаясь потом, пытался нарисовать солнце. — Сынок, что ты делаешь?— Писать учусь. Если руки не слушаются, буду писать ногами. Мать сначала всплакнула, а потом подумала: «А почему бы и нет? Я помогу ему». И каждый день она делала массаж каждого пальчика ног.День, когда сын без ошибок написал: «Мама, я тебя люблю»,- был для нас большим праздником,- улыбается мама.- Тогда мы поняли: на свете нет ничего невозможного, надо только постараться. Дальше дело пошло быстрей. — Сейчас я могу писать, рисовать, печатать на компьютере. Я хочу быть программистом. И я обязательно им стану, — уверенно заявляет 12- летний Илья Ельников. Исследовательская работа Презентация, слайд № 15Метод ожидания результативности: умение применять на практике полученные знания, умение пользоваться опорной таблицей, справочной литературой, учебным материалом.Задание: исследуйте данный текст, определите и докажите его стилевую и жанровую принадлежность, используя материал опорной таблицы. VII. Ролевая игра. . Ролевая игра. Ученики делятся (по желанию) на лингвистов (докладчиков, содокладчиков), консультантов, рецензентов и критиков.Ролевая игра проходит в форме круглого стола. Подводятся итоги. VIII. Творческая работа (подготовка к ЕГЭ, часть С).Презентация, слайд №16.Презентация, слайд №16.Презентация, слайд №16.. Творческая работа (подготовка к ЕГЭ, часть С).Презентация, слайд №16. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. Поразмышляйте над вопросом: «На свете нет ничего невозможного?». Выразите своё отношение к герою очерка. На уроке ученики читают свои работы только по желанию. Остальные сдают учителю в конце урока.Презентация, слайд № 17. Учитель: — Много веков назад великий Софокл сказал: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Как вы понимаете это выражение, и как оно соотносится с идеей очерка Александра Тимофеева «Умелые ножки»? IX. Рефлексиядемонстрация понимания пройденного. . Рефлексиядемонстрация понимания пройденного. Использую три вида рефлексии:1 вид. Перекрёстная – разговор с самим собой (внутренний диалог).Презентация, слайд №18Уходя с урока, спроси себя:— Всё ли я правильно делаю? Всегда ли я правильно поступаю?— Делаю ли я всё, что в моих силах?— А может, только вполсилы?— А может быть, я способен на большее?2 вид. Задайте вопрос (если такой есть), на который не получили ответ.3 вид.Написать, что узнали по данной теме, над чем задумались. (Это может быть эссе или письмо).Предлагаю детям написать письмо соседу. Трафаретная форма подготовлена заранее для каждого ученика. Дорогой друг____________, сегодня на уроке русского языка мы повторили _____________________ и изучили тему____________________________Ты знаешь, что портретный очерк — это жанр ___________ стиля речи? Теперь я смогу отличить его по следующим характерным признакам: ________________. На уроке мы выполняли различные виды заданий __________________. Больше всего мне понравилось ____________Представляешь, я работал в паре и в группе и (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил, сочинил )_____________. Лучше всего я справился с заданием (каким?)_______________ На уроке мы познакомились с очерком «Умелые ножки». Этот текст научил меня __________________________. Я (смог, не смог) написать сочинение-рассуждение. В нём размышлял над проблемой _________________. А ты когда-нибудь думал об этом? А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что ты прочтёшь моё письмо с интересом.Ученики обмениваются составленными письмами, читают, затем в классе звучат лучшие (по мнению учеников). Учитель оценивает работу учеников на уроке. Презентация, слайд№19. Домашнее задание (разноуровневое)§ 43 страница 226 – 230 (теория).§ 43 страница 226 – 230 (теория). Упражнение 392 (из двух заданий – одно по выбору ученика).Презентация, слайд № 20 «Желаю удачи!»
Пожаловаться 02 февраля 2013
Файлы
8 кл. портретный очерк.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
портретный очерк.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru