В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Особенности личностно – ориентированного урока

Особенности личностно – ориентированного урока

Татьяна Чучалина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 4882
Краткое описание
“Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.  Подготовить  урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме-задачи каждого учителя.
Описание
Тема методического объединения учителей в рамках ФГОС: «Особенности личностно – ориентированного урока»
Актуальность.

 Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, — мечта любого учителя.

В этом поможеттехнология личностно ориентированного обучения. Её цель — создание условий для познавательной активности учеников.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главным вопросомдля меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Теоретическое обоснование

ЭТАПЫ УРОКА
1. Актуализация:
· актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
· на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
Окружающий мир — особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?

2. Мотивация и целеполагание:
Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)
 «Ученье с увлечением» — мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.
Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.

· я хочу узнать…
· я хочу научиться…
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)

цель– это ожидаемый результат
Дидактические цели урока учитель ставит для себя.
Для учеников трансформируется в учебную задачу.
На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.

Приемы самоцелеполагания:
· формулировка личностно-значимого вопроса:
Например:
В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы
· выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:
Например:
Почему червяк ползет,
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может, он ленивый очень?
Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?
3. Изучение нового учебного материала:
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),
учитывая индивидуальные особенности учеников,
а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» — по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

4. Отработка умений и навыков
(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)

В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика
нужны индивидуальные задания:
· заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания

· хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока
– изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек
прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?

При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),
т. е. создать ситуацию успеха!

Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач
с целью повышения или сохранения самоуважения.
5. Подведение итогов урока
Обычно – выставление отметок и домашнее задание.
На личностно ориентированном уроке – результат
· объективный – отметки
· субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):
ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов
деятельности на уроке и полученного результата.
Варианты рефлексии:
1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?
нравится ли тебе твоя оценка?
2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и
осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?
Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!
Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:
· обязательной и
· заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)
Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.
Литература:
1. Афанасьева Н.Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
5. Лукьянова М.И.Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Личностно-ориентированный урокWord.doc Скачать



Тема методического объединения учителей в рамках ФГОС:

«Особенности личностно – ориентированного урока»



Актуальность.


 Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя.      

  

В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников.


Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.


Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.  



Теоретическое обоснование


ЭТАПЫ УРОКА


    1. Актуализация:

  • актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы

  • на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)

    Окружающий мир - особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?

    1. Мотивация и целеполагание:

    Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)

    «Ученье с увлечением» - мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.

    Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.


    • я хочу узнать...

    • я хочу научиться...

    Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)


    цель – это ожидаемый результат

    Дидактические цели урока учитель ставит для себя.

    Для учеников трансформируется в учебную задачу.

    На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.


    Приемы самоцелеполагания:

    • формулировка личностно-значимого вопроса:

    Например:

    В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы

    • выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:

    Например:

    Почему червяк ползет,

    А не бежит и не идет?

    Быстро двигаться не хочет –

    Может, он ленивый очень?

    Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?



    1. Изучение нового учебного материала:

    на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта

    (дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),

    учитывая индивидуальные особенности учеников,

    а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)


    1. Отработка умений и навыков

    (это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)


    В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика

    нужны индивидуальные задания:

    • заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания


    • хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока

    изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек

    прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?


    При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),

    т. е. создать ситуацию успеха!


    Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач

    с целью повышения или сохранения самоуважения.



    1. Подведение итогов урока

    Обычно – выставление отметок и домашнее задание.

    На личностно ориентированном уроке – результат

    • объективный – отметки

    • субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):

    ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов

    деятельности на уроке и полученного результата.

    Варианты рефлексии:

    1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?

    нравится ли тебе твоя оценка?

    2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и

    осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?



    Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!



    Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:

    • обязательной и

    • заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)



    Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.








    Литература:


    1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

    2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.

    3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.

    4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

    5. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.


  • Личностно-ориентированный урокWord.rar Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос