В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Историческое краеведение

Историческое краеведение

Краткое описание
Развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой работы, воспитание любви и уважения к животному и растительному миру Кузбасса.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
историческое краеведение. раб программа.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»






Историческое краеведение


Рабочая учебная программа

5 – 7 классы

Элективные курсы







Составила:

Учитель химии

МБОУ «СОШ №77»

Гостюнина

Наталия

Владимировна























Кемерово

2012


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Законом Кемеровской области от 28 декабря 2000г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области».

Данная программа рассчитана на 105 учебных часов (1 час в неделю) для обучающихся 5 – 7 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье.

Программа курса «Историческое краеведение» ориентирована на изучение истории, флоры и фауны Кемеровской области.

Актуальность программы в том, что ее составные части представляют единую линию в преподавании с 5 по 7 класс.

Программа построена так, чтобы учащийся через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от него соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой работы, воспитание любви и уважения к животному и растительному миру Кузбасса.

Представленный курс по «Краеведению» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: природоведение, история, биология, география.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки – лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в музеи. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Кемеровской области и контурные карты.

Цель курса:

  • патриотическое и гражданское воспитание;

  • формирование активной гражданской позиции;

  • общее и творческое развитие личности, развитие познавательных интересов;

  • подготовка к активной социальной жизни, развитие инициативы и самостоятельности учащихся.

Задачи курса:

  • социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию, укрепление семейных связей);

  • обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей Кемеровской области; изучение основ поисковой работы);

  • познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью);

  • развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность, Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.);

  • мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).

Курс способствует:

  • максимальной активизации познавательной деятельности учащихся;

  • формированию у них навыков и умений самостоятельной работы;

  • развитию исторического мышления

К ожидаемым результатам следует отнести:

  • факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще;

  • высокий уровень познавательной активности;

  • толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческой группе.

Формы контроля:

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

  • презентации проектов учащихся; выставки рисунков и фотографий учащихся;

  • интеллектуальные игры, анкетирование.

Материально-техническое обеспечение:

  • наличие музея в школе;

  • компьютеры;

  • видеоаппаратура

  • телевизор;

  • фотоаппарат;

  • учебное оборудование (исторические и географические карты, компасы, планшеты для практических работ и т.д.)

Основное содержание курса.

Курс «Историческое краеведение» рассчитан на 3 года. Изучение с 5 по 7 класс (35 часа в год, 1 час в неделю). Содержание курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся.

Курс краеведения 5-го класса «Мой дом. Моя родословная» (таблица 1) предполагает, что учащиеся должны знать суть понятия «краеведение», его основные направления, источники комплексного изучения края и родословную своей семьи. Должны уметь находить свою местность на карте Кемеровской области и России, вести наблюдение, поиск и описание объектов своей местности, используя элементы исследовательской деятельности.

6 класс «Природа Кемеровской области». (таблица 2) Курс включает в себя знания особенности географического положения, административное деление, природные зоны и экономические проблемы. В программе 6 класса большое внимание уделено самостоятельной работе учащихся по сбору информации, которая затем обрабатывается и служит материалом для последующих уроков и классов.

Материал 7 класса посвящен изучению Кемеровской области. Он включает в себя знания по географии, биологии, экологии, истории своего города и района, этапах развития, выдающихся людях. Большая часть уроков посвящена истории края: этапы заселения, особенности быта, традиции и обряды. Вырабатываются умения работы с картой (географический и этнографический атласы), самостоятельной работы с историческими источниками по истории края, художественной и иной литературой.


Таблица 1- Рабочая программа по краеведению (5 класс). Тематический план


п/п

Название темы

Всего часов

Характер занятий

1

Введение. Понятие краеведение

1

Беседа

2

Родной край – частица мира. Карта своей местности. Основные населенные пункты. Знаменитые места.


3

Беседа. Работа с картой Кемеровской области

3

Осенний лес (составление гербария). Правила сбора и оформления.

2

Практическая часть

4

Экскурсия в «Комсомольский парк»

2

Наблюдения

5

Я рисую (рисунки, зарисовки картин леса и окружающей природы).

2

Практическая работа

6

Природа вокруг нас. Растительный и животный мир Кузбасса

4

Беседа


7

Обобщающее занятие

1


8

Моя родословная. Генеалогическое дерево.

1

Беседа

9

Составление генеалогического дерева своей семьи

1

Практическая работа

10

Я и мое имя

1

Рассказ-беседа

11

Я и мои родители

1

Урок-практикум

12

Мои бабушка и дедушка

2

Урок-практикум

13

Происхождение своей фамилии

2

Творческая работа

14

История моей семьи в фотографиях

2

Творческая работа

15

Семейная реликвия

2

Творческая работа

16

Легенды и предания

1

Беседа

17

Традиции моей семьи

1

Беседа

18

Наш быт и быт наших предков

1

Рассказ-беседа

19

Экскурсия в краеведческий музей

2

Практическое занятие

20

Народное творчество

1

Беседа

21

Обобщение. Комплексное изучение родного края

2

беседа


Итого

35



Таблица 2 - Рабочая программа по краеведению (6 класс). Тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Форма контроля

1

Введение

1

Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос по вопросам темы

2

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса

2

Лекция с элементами беседы, конспектирование, демонстрация

Тестовые задания

3

План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности.

2

Построение простейших планов

Проверка работы

4

Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ

2

Практикум, работа с контурными картами

проверка работы на к.к.

5

Полезные ископаемые.

Кузнецкие угли – наше главное богатство

3

Практикум, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа с контурной картой


Устный опрос. Проверка к.к.

6

Экскурсия в краеведческий музей

2



7

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края.

3

Работа по Атласу Кемеровской области

Устный опрос

8

Краеведческая викторина «Тропами родного края»

1

Ролевая игра, работа с краеведческой литературой


9

Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой

2

Лекция

Устный опрос. Проверка ведения календаря природы

10

Почвы родного края. Растительный и животный мир на территории Кемеровской области.

2

Лекция

Устный опрос

11

Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района

1

Подготовка опережающих заданий, творческие задания уч-ся


Проверка заданий уч-ся

12

Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау»

1

Презентации уч-ся


13

Историко-этнографический музей-заповедник «Томская писаница»

1

Подготовка творческих заданий, демонстрация видео, слайдов


14


Государственный национальный парк «Шорский»

1

Лекция, конспектирование, работа с атласами, контурными картами

Проверка к.к., устный опрос по вопросам темы

15


Коренные народы нашего края

1

Видеоурок, работа с краеведческой литературой

Тестовый письменный контроль

16


Национальные обычаи и традиции

1


Видеоурок, подготовка сообщений


Заслушивание сообщений

17

Топонимика Кемеровской области

2

Лекция, конспектирование. творческие задания уч-ся

Проверка сообщений уч-ся

18

Красная книга Кузбасса

2

Практикум, с элементами опережающих заданий уч-ся


19

Охраняемые животные и растения области


2

Практикум, демонстрация слайдов

Тестовый контроль

20

Города Кемеровской области

2

Работа с краеведческой литературой


21

Обобщение знаний (урок-игра)

1




Итого:

35





Таблица 3 - Рабочая программа по краеведению (7 класс). Тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Форма контроля

1

Кузнецкая земля в древности. Люди каменного века. Томская писаница.

2

Лекция, работа с картой

викторина

2

Народы нашего края. Тагарцы и таштыки. Тюрки и их потомки

3

Беседа

Устный опрос

3

Кузнецкий Острог. Крещение шорцев и телеутов

2

Беседа

Устный опрос

4

Развитие феодальных отношений в Кузбассе. Крепостное право. Первые рудники

2

Лекция, творческие задания учащихся

Заслушивание сообщений

5

Московско-Сибирский тракт

2

Мини-рефераты

Заслушивание сообщений

6

Развитие золотопромышленности в Кузбассе

2

Работа с контурной картой


7

Исследователи Кузнецкой земли

2

Доклады, работа с картой

Заслушивание сообщений

8

Развитие капитализма в Кузбассе

2

Семинар, беседа


9

Культура Кузбасса

2

Лекция

Тест

10

Сибирская железная дорога

2

Работа с документами


11

Кузбасс в начале ХХ века

2

Работа с картой


12

Кузбасс в годы первой революции

2

Беседа

Самостоятельная работа

13

Столыпинская аграрная политика в Сибири

2

Семинар

Тест

14

Рабочее движение в Кузбассе

2

Рефераты

Заслушивание сообщений

15

Двоевластие в Кузбассе

2

Собеседование


16

Установление Советской власти

2

Семинар

Тест

17

Гражданская война в Кузбассе

1

семинар



Зачет

1




Итого

35





Список литературы

  1.  Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 143с.

  2. Балибалов, И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра / И. А. Балибалов. – Изд. перераб. и доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982. – 144 с.

  3. Экономическая география Кузбасса: Пособие для сред. шк. / А. И. Ильичев, Л. И. Соловьев – Кемерово: Кн. изд-во, 1989. – 198 с.

  4. Из кузнецкой старины: Историко-краеведческий сборник. Вып. 1/под общей редакцией Ю.В.Ширина. – Новокузнецк: Полиграфист, 2010. – 188с.

  5. Ильичёв А.И. География Кемеровской области / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1994. – 210с.

  6. Историческая энциклопедия Кузбасса. Том I. – Познань: Издательский концерн Штама, 1996. – 376с.

  7. Конюхов И.С. Кузнецкая летопись / И.С. Конюхов. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. – 130с.

  8. Коцюба Д.В. Краеведение в воспитание учащихся / Д.В. Коцюба. – М.: Просвещение, 1965. – 112с.

  9. Коцюба Д.В. История Кузбасса / Д.В. Коцюба. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987. – 106с.

  10. Красная книга Кемеровской области. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 426с.

  11. Крылов Г.В. Исследователи Кузбасса / Г.В. Крылов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1983. – 234с.

  12. Региональный компонент в содержании общего и дополнительного образования / под ред. Г.А. Вержицкий, С.В. Кривых. – Новокузнецк: ИПК, 2000. – 151с.

  13. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа. – Кемерово: «СКИФ-«Кузбасс», 2006

  14. Соловьёв Л.И. Живи, Кузнецкая земля! / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 186с.

  15. Соловьев Л.И. Краеведческие игры. – Кемерово, 1998. – 327с.

  16. Шабалин В.М. Тайны имён земли Кузнецкой. Кемерово, 1994

  17. Шемелев, В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / А. И. Шемелев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 174с.









историческое краеведение. раб программа. Гостюнина.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос