В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"

Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"

Ольга Пуговкина
Тип материала: Программа
просмотров: 9911
Краткое описание
1.    Реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания  детей предшкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
2.    Обеспечение достижения детей физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных  общеобразовательных программ  начального общего образования).
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа предшкольной подготовки.docx Скачать
























«Школа раннего развития»



Программа предшкольной подготовки

детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)



















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ





Наименование

программы








Программа предшкольной подготовки

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Школа раннего развития»



Сроки

реализации




1 год



Исполнители и соисполнители




Педагогический коллектив лицея, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители







Законодательная база разработки программы






Закон РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

Федеральный закон РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

«Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

Концепция Образовательной системы "Школа 2100";

Требования ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

Устав образовательного учреждения

Положение об организации предшкольной подготовки в МОУ «Лицей №3 им П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

Положение ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг



Полное название учебного заведения






Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 имени Петра Аркадьевича Столыпина города Ртищево Саратовской области»



Адрес

школы




ул. Пугачёвская, 6



Организационно-правовая форма




Муниципальное общеобразовательное учреждение



Учредитель



Администрация

Ртищевского муниципального района

Саратовской области




Пояснительная записка

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.

С целью преемственности образования в МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области» осуществляется подготовка к обучению в начальной школе детей старшего дошкольного возраста.

Программа подготовки детей «Школа раннего развития» разработана в соответствии с

-- Законом РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

-- Федеральным законом РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

-- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

-- Концепцией Образовательной системы "Школа 2100";

-- Требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6октября 2009 г. №373);

-- Уставом образовательного учреждения

-- Положением об организации предшкольной подготовки в МОУ «Лицей №3 им П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

-- Положением ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг

Цели программы:

  1. Реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания детей предшкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

  2. Обеспечение достижения детей физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач.

Задачи программы:

  1. Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие) .

  2. Подготовить детей к обучению именно в лицее (работа в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками).

  3. Учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей.

  4. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

  5. Выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

  6. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

-- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике предшкольного образования на базе лицея;

-- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей предшкольного возраста;

-- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательного процесса;

-- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

a) Личностно ориентированные принципы

  • Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей предшкольного возраста.

  • Принцип развития. Основная задача целостное развитие личности ребёнка и готовность к дальнейшему развитию.

  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

  • Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знаниядля меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

  • Принцип ориентировочной функции знаний. Задача предшкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

4) мотивационная готовность.

Программа реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов.

-- «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. – М.: «Баласс», 2010.

-- Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. – М.: «Баласс», 2011.

-- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3-4 (5-6 лет). – М.: «Баласс», 2012

-- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Часть 1-2. – М.: «Баласс»; «Школьный дом», 2011

-- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И. Здравствуй, мир! Часть 4. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2011

-- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. «Баласс», 2012

-- Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012



Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Содержание программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей и предназначена для детей 5-6 летнего возраста.

Возрастные особенности детей предшкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Педагог помогает ребёнку понять его новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможности со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит пред ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует усвоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Серьёзное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в предшкольной группе. Интерес к школе развивается естественным путём через посещение занятий в группе подготовки к школе, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающий интерес детей к новой социальной позиции «Хочу стать школьником» с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры проводятся ежедневно.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении педагога с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Педагог старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда учит ребёнка новым умениям, способам действия; по типу равного партнёрства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослыми, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6-ти лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться их преодолеть. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

На базе лицея в группе предшкольной подготовки «Школа раннего развития» осуществляется только познавательная деятельность, которая представлена следующими разделами:

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте;

  • Введение в математику;

  • Ознакомление с окружающим миром;

  • Введение в художественную литературу.

  • Лепка, аппликация и конструирование.







Учебный план

п/п

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Всего часов

1.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

2

60

2.

Введение в художественную литературу

1

30

3.

Введение в математику

2

60

4.

Ознакомление с окружающим миром

1

30

5.

Лепка, аппликация и конструирование

1

30


Итого:

7

210



Реализация принципа преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.



Основные группы общеучебных умений:

  • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

  • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

  • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);

  • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

Режим пребывания детей в лицее

Занятия в группе предшкольной подготовки проводятся 2 раза в неделю с 15 до 17.30. часов.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям организации обучения продолжительность занятия в группе предшкольной подготовки составляет 30 минут. Между занятиями – динамические паузы по 10 минут.

Общая схема организации занятия

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

    1. понимать, что от него требуется в игре;

    2. определить, может он играть в эту игру или не может;

    3. определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  1. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

    1. что нового узнали;

    2. где новое пригодится.

Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.



Примерное расписание занятий



День недели

Расписание занятий

Время проведения

Вторник

      1. 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

      2. Динамическая пауза

      3. 2. Введение в математику

      4. Динамическая пауза

      5. 3. Введение в художественную литературу

15.00. – 15.30.

15.30. – 15.40.

15.40. – 16.10.

16.10. – 16.20.

16.20. – 16.50.


Четверг

      1. 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

      2. Динамическая пауза

      3. 2. Введение в математику

      4. Динамическая пауза

        1. 3. Ознакомление с окружающими миром

Динамическая пауза

4. Лепка, аппликация и конструирование

15.00. – 15.30.

15.30. – 15.40.

15.40. – 16.10.

16.10. – 16.20.

16.20. – 16.50.

16.50. – 17.00.

17.00. – 17.30.



Познавательная деятельность

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

(Пособия «По дороге к Азбуке», ч.3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образов речи. Учитывая необходимость подготовки ребёнка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5-6-ти лет:

  1. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

  2. развитие грамматического строя речи;

  3. развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;

  4. развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

  5. обучение звуко-слоговому анализу слов;

  6. развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы

  1. Лексическая и грамматическая работа:

-- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

-- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи:

-- ответы на вопросы, участие в диалоге;

-- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

-- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии

картинок;

  1. Развитие слуховой культуры речи и фонематического слуха:

-- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

-- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

-- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:

-- звуковой анализ состава слогов и слов;

-- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

-- соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Звуки и буквы.

1

Слова. Звуки.

1

Звук А. Написание буквы А.

1

Звук О. Написание буквы О.

1

Звук Э. Написание буквы Э.

1

Звук И. Написание буквы И.

1

Звук Ы. Написание буквы Ы.

1

ЗвукиИ- Ы. Написание букв И-Ы.

1

Звук У. Написание буквы У.

1

Гласные звуки их дифференциация. Написание гласных букв.

1

Звук М. Согласные звуки. Слоги. Написание буквы М.

1

Звук М*. Твёрдые и мягкие согласные. Написание слогов с буквой М.

1

Звук Н. Написание буквы Н.

1

Звук Н*. Написание слогов с буквой Н.

1

Звук П. Написание буквы П.

1

Звук П*. Написание слогов с буквой П.

1

Звук Т. Написание буквы Т.

1

Звук Т*. Написание слогов с буквой Т.

1

Звук К. Написание буквы К.

1

Звук К*. Написание слов, слогов с буквой К.

1

Звук Х. Написание буквы Х.

1

Звук Х*. Написание слогов с буквой Х.

1

Звуки К-Х, К*-Х*. Написание слов, слогов с буквами К-Х.

1

Звук Ф. Написание буквы Ф.

1

Звук Ф*. Написание слогов с буквой Ф.

1

Звук Й*. Написание буквы Й.

1

Звуки Й*О. Дружные звуки. Написание буквы Ё

1

Звуки Й*У. Написание буквы Ю.

1

Звуки Й*А. Написание буквы Я.

1

Звуки Й*Э. Написание буквы Е.

1

Зуки Й*Э, Й*О, Й*У, Й*А. Написание слогов, слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.

1

Звук Л. Написание буквы Л.

1

Звук Л*. Написание слогов с буквой Л.

1

Звуки Л*, Й*. Написание слогов, слов с буквами Л-Й.

1

Звуки В и В*. Написание буквы В.

1

Звуки В-Ф, В*-Ф*. Звонкие и глухие согласные. Написание слогов, слов с буквами В-Ф.

1

Звук Ч*. Написание буквы Ч.

1

Звук Щ*. Написание буквы Щ.

1

Звуки Ч*-Щ*. Написание слогов, слов с буквами Ч-Щ.

1

Звуки Б и Б*. Написание буквы Б.

1

Звуки Б-П, Б*-П*. Написание слогов, слов с буквами Б-П.

1

Звуки Д, Д*. Написание буквы Д.

1

Звуки Д-Т, Д*-Т*. Написание слогов, слов с буквами Д-Т.

1

Звук С. Написание буквы С.

1

Звук С*. Написание слогов с буквой С.

1

Звук Ц. Написание буквы Ц.

1

Звуки Ц-С, Ц-Ч*. Написание слогов, слов с буквами Ц-С-Ч.

1

Звуки Г и Г*. Написание буквы Г.

1

Звуки Г-К, Г*-К*. Написание слогов, слов с буквами Г-К.

1

Звук З. Написание буквы З.

1

Звук З*. Написание слогов с буквой З.

1

Звуки С-З, С*-З*. Свистящие согласные звуки. Написание слогов, слов с буквами С-З.

1

Звук Ш. Написание буквы Ш.

1

Звуки Ш-С, Ш-Щ*. Написание слогов, слов с буквами Ш-С-Щ.

1

Звук Ж. Написание буквы Ж.

1

Звуки Ж-Ш, Ж-З. Шипящие согласные звуки. Написание слогов, слов с буквами Ж-Ш-З.

1

Звук Р. Написание буквы Р.

1

Звук Р*. Написание слогов с буквой Р.

1

Звуки Р-Л, Р*-Л*. Написание слогов, слов с буквами Р-Л.

1

Страна Азбука.

1



В результате работы дети могут:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе и с новыми словами;

  • отвечать на вопросы педагога;

  • задавать свои вопросы;

  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

  • выделять звук в начале слова;

  • различать звуки и буквы;

  • узнавать и называть буквы русского алфавита;

  • соединять звуки в слоги.



Введение в художественную литературу

Автор О.В. Чиндилова

(Пособие «Наши книжки»)

Главная ценность данного возраста – стремление к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать; готовность к чтению «с продолжением» произведений большого объёма.

Круг чтения. Читательские интересы старших дошкольников довольно разнообразны. Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе, о животных, о своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе.

Предметное содержание

Малые жанры фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки.

Сказки фольклорные и литературные.бр. Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, В. Катаев, Д. Биссет и др.

Сказочные повести А. Милна, А. Толстого, Н. Носова, А. Линдгрен и др.

Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Чёрного, Л. Каминского, С. Маршака, Я. Бжехвы, С. Михалкова, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, В. Левина, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, Р. Мухи, Э. Мошковской, Г. Остера и др.

Пьесы Д. Самойлова, С. Козлова и др.

Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Э. Шима, В. Голявкина, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, Ю. Коваля и др.

Художественно-речевая деятельность:

-- совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми ( в центре обсуждения – нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр.);

-- декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе;

-- «оживление» иллюстрации, проигрывание сцены;

-- свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;

-- озвучивание, иллюстрирование, конструирование и пр.;

-- ролевые, творческие, литературные игры.





Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во часов


Раздел 1. Что такое хорошо и что такое плохо.

8

Что такое хорошо, что такое плохо. В.Маяковский.

1

Л.Толстой «Старик сажал яблони и др.»

1

Е. Пермяк «Самое страшное».

1

А. Митта «Шарик в окошке».

1

Н. Носов «На горке».

1

Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

1

Д. Лунич «Четыре девочки».

1

Я. Аким «Неумейка».

1


Раздел 2. Сказка мудростью богата.

11

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского».

1

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Про друзей»

1

Н Абрамцева «Грустная история».

1

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

Волшебная сказка.

1

Сказка «Каша из топора».

1

К. Чуковский «Путаница».

1

Ш. Перро «Красная шапочка».

1

Дж. Харрис «Как Братец Кролик хвоста лишился».

1

Бр. Гримм «Боб, Соломинка и Уголёк»

1

Д. Биссет «Под ковром».

1


Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо всём на свете

11

А. Барто «Вовка добрая душа». Стихи из цикла.

1

С. Михалков «Мой щенок».

1

В. Орлов «Что нельзя купить».

1

Что такое загадка?.

1

Дж. Хармс «Храбрый ёж».

1

Е. Евяцкая «Зелёные старушки».

1

Е. Чарушин « Томка». Серия рассказов.

1

Г. Кружков «Хорошая погода» и В. Степанов «Осторожный снег».

1

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» .

1

Ю. Коваль «Букет».

1

А. Усачёв «Ботинок» и др. рассказы.

1

В результате работы дети могут:

-- слушать и слышать художественный текст;

-- эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

-- слушать чтение, рассказ педагога вместе с группой сверстников;

-- выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

-- отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

-- запоминать отдельные слова, выражения из текста;

-- выражать своё отношение к прочитанному, услышанному;

-- пересказывать основное содержание текста по зрительной опоре;

-- восстанавливать последовательность содержания с помощью зрительных опор;

-- узнавать и называть некоторые литературные жанры.



Введение в математику

Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина

(Пособие «Моя математика» в 3-х ч.)



Предметное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путём наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

Различение количественного и порядкового счёта, счёт в обратном порядке.

Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.

Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделение части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая, линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные части и образование новых частей из различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.

Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.

Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.

Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчёта.

Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.

Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Конструирование. Практическое моделирование реальных абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.



Тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Осень. Сентябрь.

1

Утро. День. Вечер. Ночь.

1

Вчера. Сегодня. Завтра.

1

Проверь себя.

1

Цвет: жёлтый, красный, голубой.

1

Разноцветные семейки.

1

Форма: круг, квадрат, треугольник.

1

Идём в гости.

1

Маленькие и большие.

1

Прогулка в парке. Октябрь.

1

Что из чего, что для чего?

1

Кто где живёт?

1

Больше или меньше?

1

Большие и маленькие.

1

Собираем из частей.

1

Собираем, складываем.

1

Забираем часть.

1

Осень. Ноябрь.

1

Лесной детский сад.

1

Как вас называть?

1

Один и два. Первый и второй.

1

Печём пироги. Мерки.

1

Три, трое, третий.

1

Игры дома и во дворе.

1

Четыре, четверо, четвёртый.

1

Зима. Декабрь.

1

Игра «Найди меня»

1

Кватрег или треквад?

1

Пять, пятеро, пятый.

1

Легче – тяжелее.

1

Проверь себя.

1

Зима. Январь. Лыжная прогулка.

1

Взглянем сверху.

1

Прогулка по сказочному городу.

1

Шесть, шестеро. Шестой.

1

Длиннее – короче. Шире – уже. Выше – ниже. Толще – тоньше.

1

Счёт двойками и тройками.

1

Зима. Февраль.

1

Семь, семеро, седьмой.

1

Крепость из кубиков.

1

Играем и считаем.

1

Что нам стоит дом построить.

1

Дни недели.

1

Восемь, восьмой.

1

Весна. Март. Бумажный кораблик.

1

Играем и считаем.

1

Точки и линии.

1

Девять, девятый.

1

Самые разные животные.

1

Играем и считаем.

1

Десять, десятый.

1

Весна. Апрель. Первые цветы.

1

Внутри. Снаружи.

1

Мы идём в цирк.

1

Играем и считаем.

1

Весна. Май. Первая гроза.

1

Играем и считаем.

1

Времена года.

1

Играем и считаем.

1

Проверь себя.

1



В результате работы дети могут:

  • называть числа от 1 до 10;

  • продолжать заданную закономерность;

  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.)

  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или в целом;

  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?

  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу;

  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчёта.

Ознакомление с окружающим миром Авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова

(Пособие «Здравствуй, мир!», ч.2)

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребёнком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчётливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребёнка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребёнка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, их функции; ведёт вместе с детьми календарь наблюдения природы.

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Предметное содержание

Подготовка к путешествию.

Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Приём гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо, горло, нос; кожник; терапевт; рентгеновский кабинет; стоматолог, хирург), Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.

Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка.

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.

Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Осёдлые и перелётные птицы.

Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный, воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Путешествие на север.

Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лёд. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.

Путешествие в леса.

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство.

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

На каникулы – в Москву.

Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

В гости – к мастерам.

Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.

Золотая Хохлома.

В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.

История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.

Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.

Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.

Путешествие на юг.

Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людец в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.

Возвращение домой.

Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).

Путешествие в дальние страны.

Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.

Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).

Антарктида. Лёд. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Воспоминание о лете.

1

Береги природу!

1

Наш общий дом.

1

«День непослушания».

1

Путешествие в прошлое.

1

Путешествие по улицам города.

1

Я – гражданин России.

1

Собираясь в путь…

1

Путешествие в Европу.

1

Путешествие в Азию. В краю рисовых полей.

1

Путешествие в Америку.

1

В гостях у индейцев.

1

Маски на лице и в жизни.

1

Путешествие в Африку.

1

Что скрывали пирамиды.

1

Путешествие в Австралию. Великое равновесие.

1

Полярники и метеорологи.

1

Путешествие в Антарктиду.

1

По морю, по океану…

1

Путешествие на морское дно.

1

На прогулку в зоопарк.

1

Почему люди такие разные?

1

«Орешек знаний».

1

Чудеса, да и только.

1

Космическое путешествие.

1

Путешествие в будущее.

1

От арабских цифр к роботам и компьютерам.

1

И помнит мир спасённый…

1

Голубая планета.

1

Я – гражданин мира.

1

В результате работа дети знают:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;

  • о правилах личной безопасности;

  • о службах помощи;

  • свой адрес, название страны, города;

  • родственные отношения;

  • о сезонных изменениях в природе;

  • об условиях, необходимых для роста растений;

  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;

  • зимующих птиц.



Дети имеют представление

  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

  • о строении своего слова;

  • о погоде в разных частях света в разное время года;

  • о растительном и животном мире разных частей света;

  • об образе жизни людей в разных странах;

  • о народных промыслах;

  • о трёх состояниях вещества на примере воды;

  • о животных, растениях (обобщённое представление);

  • о сезонных явлениях (обобщённое представление).

Дети могут:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

  • пользоваться календарём погоды;

  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.



Лепка. Аппликация. Конструирование.

Автор И.В. Маслова

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с лёгкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счёт дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.

Педагог осуществляет показ только той части работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа.

Лепка.

  1. Основные материалы. Пластилин, глина, пластическая масса, солёное тесто.

  2. Инструменты и приспособления. Доска (клеёнка), стека, нож, палочки разных размеров, тряпочки.

  3. Содержание работы.



Учить новым способам крепления элементов изображения (в углублении основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию – изготовление посуды; добавлять роспись, характерную для каждого из промыслов (дымковский, филимоновский). Учить создавать целые композиции, объединённые сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.



Лепка предметная, с натуры









Декоративная



Из природного материала



По замыслу

Магазин игрушек. Гуси-лебеди. Домашние животные. Дикие животные. Новогодний карнавал. Космодром. Нарцисс. Тюльпан. Как мы гуляем (коллективная работа).



Дерево. Дымковская барыня. Кувшин или ваза.

Кто на листике живёт? Человек.



Картина из пластилина (2 занятия). Приглашение к чаю.

В результате работы дети знакомятсяс

-- правилами передачи движений человеческой фигуры и животных;

-- правилами составления узоров на плоских и объёмных формах;

-- с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами;

-- с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы.

Дети могут:

-- под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

-- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

-- изготавливать объёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

-- дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

-- поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-- использовать знания и умения, полученные на других занятиях.



Аппликация



        1. Основные материалы. Цветная бумага, картон, гофрокартон, бархатная бумага.

        2. Инструменты и приспособления. Ножницы, клей, клеёнка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка.

        3. Содержание работы.

Учить вырезать из бумаги, сложенный вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы; самостоятельно создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию; составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов; работать с шаблонами и трафаретами.

Аппликация предметная, с натуры









Декоративная





Из природного материала





По замыслу



Щедрая осень: заготовки на зиму (соления в банках). Щедрая осень: заготовки на зиму (компоты в банках). Осенний пейзаж. Снежинки на окне. Зимний пейзаж. Весенний пейзаж. Мечты о лете.



Сказочный ковёр-самолёт. Сказочная птица. Расписное блюдо.



Нам осень сказку подарила. Фантазия (из шишек и каштанов).



Собираемся на бал. Маска, я тебя знаю. Клоун. Костюм для сказочного героя. У нас сегодня праздник.

В результате работы дети знакомятсяс

-- правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками;

-- новым инструментом – линейкой и правилами её использования;

-- понятием «симметрия».

Дети могут:

-- рационально использовать материалы для работы;

-- выбирать и обосновывать приёмы работы и использовать различные инструменты;

-- строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;

-- изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу;

-- правильно изображать основные элементы изделий народных промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского, городецкого и т.д.);

-- правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-- привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.



Конструирование и ручной труд



          1. Основные материалы и инструменты. Различные конструкторы, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, жёлуди, сушёные листья, семечки и т.п.)

          2. Содержание работы.

Учить анализировать свою работу (передача характера, формы, объёма, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), анализировать образцы, вносить изменения, дополнения. Учить планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке). Учить новым способам складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.

Изделия из бумаги, картона





Деревянный конструктор



Лего



Ткань

Природный материал

Осенний букет (оригами). Коробочка. Бусы. Транспорт (автобус и др.). Сувенир в подарок. Ветви ели. Ёлочные игрушки. Танк. Самолёт. Закладка для книг и учебных тетрадей.

Мост с двумя пролётами. Корабль. Подводная лодка. Что хочешь? Ангар и самолёт. Замок короля. Наш детский сад. Крепость.

Самолёты. Корабль. Дом. Что хочешь? Ракета. Робот. Машина. Повозка. На другой планете. Загадка для друга (по замыслу).

Цветы из лент. Салфетки. Игольница в подарок. Кукла (сворачиваем ткань).

Бусы из рябины и т.п.; Ваза. Подставка для карандашей.

В результате работы дети знакомятсяс:

-- правилами работы с различными природными материалами;

-- правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, шаблонами, трафаретами и чертежами.

Дети могут:

-- при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях;

-- анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;

-- выполнять работы по условиям и по замыслу;

-- усложнять, преобразовывать работу;

-- правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе;

-- анализировать свою работу;

-- поддерживать порядок на рабочем месте.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Знакомство с правилами техники безопасности.

1

Беседа

Строим дом из кирпичей.

1

Аппликация

Перевозим груз.

1

Аппликация

Парусные лодки.

1

Аппликация

Грибы.

1

Аппликация

Щедрая осень: заготовки на зиму (соления или компоты и варенье в банках).

1

Аппликация

Ковёр из листьев.

1

Аппликация

Осенний пейзаж.

1

Аппликация

Гусеница / сороконожка.

1

Лепка

Баранки и крендельки.

1

Лепка

Лепим тарелочку и чашку.

1

Лепка

Корзина с овощами.

1

Конструирование

Улица города.

1

Аппликация

Новогодняя ёлка.

1

Аппликация

Зимние пташки.

1

Аппликация

Снежинки на окне.

1

Аппликация

Клоун.

1

Конструирование

Транспорт.

1

Лепка

Танки и самолёты.

1

Лепка

Домашние животные.

1

Лепка

Дикие животные.

1

Лепка

Человек.

1

Лепка

Космические дали.

1

Аппликация

Улитка.

1

Лепка

На пруду.

1

Аппликация

Божья коровка (каштаны).

1

Лепка

Весенние цветы.

1

Аппликация

Хоровод (симметрия).

1

Аппликация

Лето красное – распрекрасное.

1

Аппликация

Выставка поделок.

1

Выставка



Перечень учебных принадлежностей

  • Комплект пособий, рекомендованных программой

  • Карандаши (цветные и простые)

  • Точилка

  • Ластик

  • Набор цветных авторучек

  • Ножницы

  • Числовой и буквенный веры

  • Клей

  • Пластилин

  • Клеёнка

  • Стека

  • Цветная бумага

  • Картон

Литература, используемая при написании программы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3-4 (5-6 лет). – М.: «Баласс», 2012

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Часть 1-2. – М.: «Баласс»; «Школьный дом», 2011

  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И. Здравствуй, мир! Часть 4. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2011

  4. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012

  5. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. «Баласс», 2012

  6. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). – М.: «Баласс», 2006

  7. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. – М.: «Баласс», 2011.

  8. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2009

  9. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Баласс», 2011

  10. «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. – М.: «Баласс», 2010.















программа предшкольной подготовки.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос