В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Орфография в рифмовках

Орфография в рифмовках

Марина Печенкина
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 2665
Краткое описание
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Описание
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа»

Орфография в рифмовках

Печенкина Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа».

Д. Ярино, 2012

Пояснительная записка
Печенкина Марина Витальевна;
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы;
Орфография в рифмовках (форма работы)
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Русский язык является основным предметом в школе, знание которого необходимо для овладения основами других дисциплин.
Что же нужно сделать для того, чтобы пробудить у школьников интерес к изучению родного языка, научить грамотно писать, легко запоминать правила и уверенно их применять?
Чтобы вызвать у учащихся интерес к учебному процессу, а затем и поддерживать его в течение многих лет учебы, необходимо чаще в процесс урока вводить яркий и эмоциональный материал, разнообразить виды заданий, подходить к их решению творчески.
Дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки — помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы.[1].
Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
Эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей — словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Многое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д. Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии, морфологии часто вызывают у них затруднения. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д.
Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 2-3 раза хором детьми. После этого рифмовка записывается в тетрадь-подсказку, которая хранится в течение всех лет обучения в школе.
Все рифмовки записываются по разделам, которые изучаются в «Лингвистике».
В работе имеется подборка рифмовок по разделу «Орфография».
Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение. (орф.1)
Не чудесно, не прекрасно,
а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.(орф.4)
Я в сочетание ЧУ-ЩУ

Всегда вставляю букву У,

Но исключения есть тут:

Жюри, брошюра, парашют.(орф.5)

Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
-Спи, дочурочка, усни,
Мягкий знак тут не пиши..(орф.9)
Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова. (орф.10)

Живут на свете, людям помогаю,
Приставки из-, воз-, через-, без-,
Но если вдруг глухой согласный их встречает,
Мы букву З меняем лишь на С.(орф.11)
Гуси, гуси, га-га-г,

Перед Г пишите А(орф.12)

РАСТ- и РАЩ- навсегда
Подружились с буквой А.
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек. (орф.13)
Цыган цыкнул. Цыпленок на цыпочки.

Цыц! (орф.15)

Не достает до полки Света,
А там всегда лежат конфеты.
Недостает страничек в книжке-
Давал я зря ее братишке.(орф.21)
Что-то я соединяю

И к чему-то приближаю,

Рядом, близко я стою

И неполно делаю.(орф.29)


Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”. Попробуем и ее дать детям в стихах.
В русской сказке Колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.

Дети легко запоминают правило и повторяют его по прошествии времени легко и просто.
Простота и легкость рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы позволяют расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список использованной литературы
1.Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., Новая школа, 1996.
2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык/ Аве.-сост.В.В.Волина.
3. https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1836

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru