В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Интегрированный урок ОБЖ, биологии и физкультуры "Осторожно: СПИД!" (8 класс)

Интегрированный урок ОБЖ, биологии и физкультуры "Осторожно: СПИД!" (8 класс)

Борис Тиунов
Тип материала: Урок
просмотров: 6258
Краткое описание
познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа» Осторожно: СПИД! Урок в 8 классе Тиунов Борис Михайлович МБОУ «Гайнская СОШ», Учитель физической культуры Посёлок Гайны 2012 Пояснительная записка. Автор:Тиунов Борис Михайлович Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа», учитель физической культуры. Интегрированный урок ОБЖ, биологии и физической культуры в 8 классе «Осторожно: СПИД!» Данный урок объединяет темы биологии, ОБЖ и физкультуры: иммунитет, кровь, ЗПП, гигиена и профилактика заболеваний. Цель урока:познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики. Задачи урока. Образовательная: Добиться того, чтобы учащихся поняли, что такое ВИЧ и СПИД, как протекает заболевание, какими путями передаётся вирус и каковы меры профилактики. Развивающая: Продолжить формирование УУД: наблюдение, анализ, сравнение, работа с текстом, умение делать выводы и для сотрудничества. Воспитательные: Создать условия для формирования у учащихся активной гражданской позиции, потребности к здоровому образу жизни, толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям Принципы отбора материала: — актуальность, — доступность, — научность, — постепенность и последовательность, — интеграция областей науки (биология, ОБЖ, физическая культура) Принципы организации образовательной деятельности: — компетентностный подход, — деятельностный подход, — исследование. Прогнозируемые результаты: Личностные результаты: осознание учащимися ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; необходимости активной гражданской позиции каждого человека в обществе. Метапредметные результаты: владение учащимися умениями структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы. Предметные результаты:понимание связи ВИЧ и СПИД, способов заражения и переноса инфекции; меры профилактики и просвещения населения. Тип урока– урок комплексного применения знаний и умений. Приёмыобучения: презентация, кинофрагменты, работа с карточками, обработка информации, ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность. Формыорганизации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа Оборудованиек уроку: компьютер, Интернет, (если Интернета нет, то карточки с текстами), буклеты, учебники. Технологии, используемые на уроке: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), ТРКМ (технология развития критического мышления), обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов: 1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология: 8 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; Издание 3-е переработанное.; М., Вентана-Граф, 2010 2.Н.Е. Ерохова, В.Ю. Климович, «Знания сила СПИД победила», М.: Центр Планетариум, 2005 3.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/ под ред. С.В. Вангородского. – М.: Просвещение, 2010 4. www.ru.wikipedia.org, 5. www.youtube.com
Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по СПИДу.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»











Осторожно: СПИД!

Урок в 8 классе





Тиунов Борис Михайлович

МБОУ «Гайнская СОШ»,

Учитель физической культуры





















Посёлок Гайны

2012


Пояснительная записка.

Автор: Тиунов Борис Михайлович

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа», учитель физической культуры.

Интегрированный урок ОБЖ, биологии и физической культуры в 8 классе «Осторожно: СПИД!»

Данный урок объединяет темы биологии, ОБЖ и физкультуры: иммунитет, кровь, ЗПП, гигиена и профилактика заболеваний.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики.

Задачи урока.

Образовательная:

Добиться того, чтобы учащихся поняли, что такое ВИЧ и СПИД, как протекает заболевание, какими путями передаётся вирус и каковы меры профилактики.

Развивающая:

Продолжить формирование УУД: наблюдение, анализ, сравнение, работа с текстом, умение делать выводы и для сотрудничества.

Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся активной гражданской позиции, потребности к здоровому образу жизни, толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям

Принципы отбора материала:

- актуальность,

- доступность,

- научность,

- постепенность и последовательность,

- интеграция областей науки (биология, ОБЖ, физическая культура)

Принципы организации образовательной деятельности:

- компетентностный подход,

- деятельностный подход,

- исследование.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты: осознание учащимися ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; необходимости активной гражданской позиции каждого человека в обществе.

Метапредметные результаты: владение учащимися умениями структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные результаты: понимание связи ВИЧ и СПИД, способов заражения и переноса инфекции; меры профилактики и просвещения населения.

Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений.

Приёмы обучения: презентация, кинофрагменты, работа с карточками, обработка информации, ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Оборудование к уроку: компьютер, Интернет, (если Интернета нет, то карточки с текстами), буклеты, учебники.

Технологии, используемые на уроке: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), ТРКМ (технология развития критического мышления), обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология: 8 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; Издание 3-е переработанное.; М., Вентана-Граф, 2010

2.Н.Е. Ерохова, В.Ю. Климович, «Знания сила СПИД победила», М.: Центр Планетариум, 2005

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/ под ред. С.В. Вангородского. – М.: Просвещение, 2010

4. www.ru.wikipedia.org ,

5. www.youtube.com


Ход урока

Этапы урока.

Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организацион-ный момент.

2 мин

Приветствие детей.

Учитель зачитывает притчу «Всё в твоих руках» (см. приложение 1)

Сегодня наш урок посвящён изучению болезни СПИД.

Мотивация учащихся к деятельности.

Дети обсуждают притчу.

Записывают в тетради число и тему урока.


Актуализация

3 мин

Игра «верю» - «не верю»

Презентация: на слайдах предлагаются 5 утверждений о ВИЧ и СПИДе.

(см. приложение «Презентация о СПИДе и ВИЧ»)

Учащиеся соглашаются или не соглашаются с предлагаемыми утверждениями.

На данном этапе учащиеся совершенствуют умения сравнивать, анализировать, строить предположения.


Целеполагание

5 мин

Ответьте на вопросы о ВИЧ и СПИД:

Предлагается заполнить два первых столбца таблицы: знаю – хочу узнать – узнал. Учащиеся заполняют столбцы «знаю» и «хочу узнать», затем озвучивают свои записи.

(см. презентация, слайд 17)


Учащиеся формулируют и записывают предложения в таблице. Совместно формулируется цель урока: познакомиться с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики.

На данном этапе учащиеся совершенствуют умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу.


Изучение нового материала.

20 мин

Учащиеся разделены на три группы. Каждой группе выдаются задания: «Найти в Интернете следующую информацию:

1.Определение ВИЧ и СПИД. (1 группа)

2.Протекание болезни, этапы и симптомы. (2 группа)

3.Пути передачи инфекции. (3 группа)

Если нет Интернета, то учащимся выдаются тексты (см. приложения 2, 3, 4)


Каждая группа должна подготовить краткое сообщение (или схему, график и т.д.) по своей теме.

После каждого выступления показ видеоролика.

1 группа (см. приложение видеоролик «ВИЧ и СПИД»)

2 группа (см. приложение видеоролик «Стадии болезни»)

3 группа (см. приложение видеоролик «Пути передачи ВИЧ»)

После выступления каждой группы, учащиеся делают записи в тетради.

1) ВИЧ – Вирус Иммунодефицита Человека. ВИЧ-инфекция —вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Последней стадией заболевания является СПИД. СПИД – Синдром Приобретённого ИммуноДефицита.

2) Стадии заболевания:

Период окна – от 2х недель до 6 месяцев.

Продромальный период – до 1 месяца.

Латентный период – 5-10 лет.

ПреСПИД – 1-2 года.

СПИД – 1-2 года, смерть.

3) Пути передачи вируса:

Кровь-кровь,

Половым путём,

От матери ребёнку.

Учащиеся совершенствуют умение извлекать необходимую информацию, отбирать, сопоставлять, делать выводы.

Первичное закрепление

10 мин













Учащимся выдаются карточки, на которых написаны различные жизненные ситуации. (см. приложение 5). И четыре большие карточки разного цвета:

- Красного (надпись на карточке «Высокий риск»)

- Жёлтого (надпись на карточке «Низкий риск»)

- Зелёного (надпись на карточке «Нет риска»)

- Белого (надпись на карточке «Сомневаюсь»)

Учащиеся раскладывают карточки с ситуациями на большие карточки. По истечении времени обосновывают свой выбор.

Учащиеся совершенствуют умение сопоставлять, делать выводы. Производится первичное закрепление материала


Рефлексия.

4 мин

Заполнение столбца таблицы «Что узнал?»

Учащиеся заполняют столбец «Что узнал?».

Затем комментируют свои ответы. Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. 

Учащимся необходимо проанализировать урок с т.з. личностных результатов, полученных в ходе него.

Домашнее задание.

1 мин

Подберите вырезки из газет посвященные проблеме ВИЧ/СПИДа 
• Составить синквейн на тему СПИД 
Правила написания синквейна: 
В синквейне 5 строк: 
1. понятие (одно слово) 
2. прилагательные (два слова) 
3. глаголы (три слова) 
4. предложение (из четырех слов) 
5. существительное (одно слово) 
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.






Приложение 1

Притча «Всё в твоих руках»

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!



Приложение 2 (Википедия, информация с сайта)

ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Африке южнее Сахары и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Первая научная статья, которая признала особенности оппортунистических (условно-патогенных) инфекций, иллюстрирующих СПИД, была опубликована в 1981 году.

Попадая в организм человека, ВИЧ заражает CD4+ лимфоцитымакрофаги и некоторые другие типы клеток. Проникнув в клетки указанных типов, вирус начинает активно в них размножаться. Это в конечном счёте приводит к разрушению и гибели зараженных клеток. Присутствие ВИЧ со временем вызывает нарушение иммунной системы из-за избирательного уничтожения им иммунокомпетентных клеток и подавления их субпопуляции. Вышедшие из клетки вирусы внедряются в новые, и цикл повторяется. Постепенно число CD4+ лимфоцитов снижается настолько, что организм уже не может противостоять возбудителям оппортунистических инфекций, которые не опасны или мало опасны для здоровых людей с нормально функционирующей иммунной системой.

ВИЧ-инфекция — вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Последней стадией заболевания является СПИД.

Период от инфицирования вирусом иммунодефицита человека до развития СПИД длится в среднем 9 — 11 лет. Статистические данные многочисленных исследований, проведённых в различных странах за период времени более двух десятилетий, подтверждают это заключение. Эти цифры справедливы лишь для случаев, когда ВИЧ-инфекция не подвергается никакой терапии.

Группы риска

Группы повышенного риска:

  • лица, употребляющие инъекционные наркотики, использующие общую посуду для приготовления наркотика (распространение вируса через иглу шприца и общую посуду для растворов наркотиков); а также их половые партнёры.

  • лица (независимо от сексуальной ориентации), практикующие незащищённый  секс; лица, сознательно избегающие использования презервативов, несмотря на свою осведомлённость о возможности заражения ВИЧ; небольшую долю составляют лица, целенаправленно стремящиеся заразиться ВИЧ и выбирающие в качестве партнёров для секса ВИЧ-позитивных или потенциально позитивных индивидуумов,

  • лица, которым сделали переливание непроверенной донорской крови;

  • врачи;

  • больные другими венерическими заболеваниями;

  • проститутки и их клиенты


Приложение 3 (Википедия, информация с сайта)

Стадии инфекционного процесса

Общая продолжительность составляет в среднем 10 лет. В течение всего этого времени наблюдается постоянное снижение количества лимфоцитов в крови пациента, что в конечном итоге становится причиной смерти.

Период окна (период сероконверсии — до появления детектируемых антител к ВИЧ) — от 2-х недель до 1 года (у людей с ослабленным иммунитетом от 2-х недель до 6 месяцев).

Продромальный период — стадия первичного инфицирования, до 1 месяца. Клинические проявления: субфебрильная температуракрапивницастоматит, воспаление лимфатических узлов — они становятся увеличенными, мягкими и болезненными (проходит под маской инфекционного мононуклеоза). Максимальная концентрация вируса, антител появляется только в самом конце продромального периода.

Латентный период — 5-10 лет, единственное проявление — стойкое увеличение лимфатических узлов (плотные, безболезненные) — лимфоаденопатия.

ПреСПИД — продолжительность 1-2 года — начало угнетения клеточного иммунитета. Часто рецидивирующий герпес — долго не заживающие изъязвления слизистой рта, половых органов, стоматитЛейкоплакия языка (разрастание сосочкового слоя — «волокнистый язык»). Кандидоз — слизистой рта, половых органов.

Терминальная стадия — СПИД — 1-2 года.

Генерализация оппортунистических инфекций и опухолей:




Приложение 4 (Википедия, информация с сайта)

ВИЧ-инфекция в основном передаётся половым путём, а также вертикально от матери к ребёнку.
Источником инфекции является только больной человек.

Пути передачи ВИЧ-инфекции

  • Половой — риск заражения ВИЧ через полость, имеющую язвочки, механические повреждения или воспалённую слизистую оболочку);

  • Инъекционный и инструментальный — при использовании загрязнённых вирусом шприцев, игл, катетеров и т. п. — особенно актуальный и проблематичный в среде лиц, употребляющих инъекционные наркотики (наркомания). Вероятность передачи ВИЧ при использовании общих игл составляет 67 случаев на 10000 инъекций. Этот путь передачи обусловил повсеместное распространение одноразовых шприцев во второй половине XX века.

  • Гемотрансфузионный (после переливания инфицированной крови или её компонентов — плазмы, тромбоцитарной, лейкоцитарной  или  эритроцитарной массы, концентратов крови, факторов свёртывания крови);

  • Перинатальный (антенатальный, трансплацентарный — от инфицированной матери; интранатальный — при прохождении ребёнка по инфицированным родовым путям матери);

  • Трансплантационный  (пересадка инфицированных органов, костного мозга);

  • Молочный (заражение ребёнка инфицированным молоком матери);

  • Профессиональный и бытовой — заражение через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки людей, контактирующих с кровью или некоторыми секретами (слизью из влагалища, грудным молоком, отделяемым из ран, цереброспинальной жидкостью, содержимым трахеи, плевральной полости и др.) больных ВИЧ-инфекцией.

  • В то же время, ВИЧ не передается при бытовых контактах через слюнуслёзную жидкость и воздушно-капельным путём, а также через воду или пищу. Слюна может представлять опасность только в том случае, если в ней присутствует кровь.


Приложение 5



Нанесение царапины ВИЧ-инфицированным игроком здоровому во время спортивной игры.



Драка с ВИЧ-инфицированным


Обмен инструментами для инъекций



Укус комара



Использование общей расчёски



Укус бездомного животного


Дружеский поцелуй



Посещение бани


Переливание крови


Случайные половые связи



Посещение бассейна


Верность



Посещение парикмахерской



Разговор


Чихание


Пот



Слюна


Письменные принадлежности


Использование общей бритвы


Общественный транспорт



От матери к ребёнку


Кашель



Посещение общего туалета



Доноры крови


Рукопожатие



Общее полотенце


Татуировка


Употребление наркотиков



Слёзы


Домашние животные




ostorojno spid.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос