В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (2 урок)

Людмила Белякова Людмила Белякова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 2671
Краткое описание
Сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное  и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.
Пожаловаться 07 декабря 2012
Файлы
Белякова Л-урок РУ в 9 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Белякова Л.М.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка

МОУ СОШ №35 города Рыбинск

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

(2-ой урок)

Базовый учебник

С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 359 с.: ил.

Цель урока

- сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.

Оформление урока

- компьютер, проектор, ноутбуки

Форма деятельности обучающихся

- коллективная, индивидуальная

Тип урока

- поиско-исследовательский

ХОД УРОКА

1. Шаг 1 – мотивационный

Учитель:

Позавчера в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялась международная конференция журналистов, посвящённая 10-летию со дня создания кафедры журналистики в университете. Ермолин Евгений Анатольевич, заведующий кафедрой, в потоке своей речи высказал мысль о том, что сегодня практически каждый из нас является в некоторой степени журналистом. Общение в Интернете через социальные и профессиональные сети требует от нас навыков письменной речи. Я отношусь к активным пользователям Интернета, пишу сама, пишут мне. И заметила, а точнее, замечаю, насколько небрежно относятся корреспонденты к текстам. Сообщения точечны, огромное количество сокращений, использование символов вместо текста и многое другое, что обедняет речь, а в некоторых случаях и устраняет.

Таким образом, объясните, стоит ли изучать синтаксис сложного предложения?

(Ответы обучающихся)

Учитель:

К речевому портрету, который вы создали, я добавлю ещё один штрих-аргумент: умения осмыслить конструкции сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума, что, в свою очередь. Делает человека интеллектуально свободным.

Значит, продолжаем нашу работу, запишите тему урока и сформулируйте для себя каждый учебную задачу.

2. Шаг 2 – поисковый.1 Выборочная работа с аудиотекстом.

Учитель:

Прослушайте текст, выделите главную информацию, определив тему и основную мысль.

АУДИОТЕКСТ

(ответы обучающихся)

Учитель:

Какие синтаксические конструкции использует автор этого текста Олег Туберов?

(ответы обучающихся)

3. Шаг 3 – исследовательский. Работа с учебником – упражнение 310

Учитель:

Вы правы, действительно, в тексте автор употребляет значительное количество СПП, в том числе и с придаточным определительным.

Откройте учебник (стр.156-157), найдите и выпишите СПП с придаточным определительным, составьте схемы предложений.

Материал, из которого писатель слагает произведения, - это слово.

[ сущ. , (из которого…), - …]

Материал, которым пользуется художник, - это краски.

[ сущ. , (из которого…), - …]

Мы смотрим на картину, что предстаёт перед нашим взором, и не видим ни холста, ни красок.

[ … сущ. , (что…), - …]

Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник.

[ … сущ.], (которое …)

Мы с удовольствием рассматриваем полотно, где разворачиваются события, и переживаем их.

[ … сущ. , (где…), - …]

Мелодия течёт и изменяется непрерывно, события, за которыми мы следим, читая книгу, следует одно за другим.

[ … ], [ сущ., (за которыми … ), …]

Как будто долго и настойчиво выбирал художник самый значительный момент жизни, который достоин увековечения.

[ … сущ.], (который …)

И красками запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

[ … местоим..], (что …)

Учитель:

Встретились ли вам в тексте СПП с придаточными местоимённо-определительными?

(Да. Последнее предложение)

Учитель:

Какими отличительными признаками вы руководствовались, идя к правильному выводу?

(1.Такое придаточное предложение относится к местоимению, употреблённому в значении существительного;

2. Придаточное и главное в таких предложениях можно поменять местами)

4. Шаг 4 – навигационный. Презентация «Снежная» тема в живописи»

Учитель:

«И художник словно приказал времени: «Остановись, мгновение!». И время подчинилось многим талантливым художникам. За окном – зима! Для кого-то это любимая пора, кто-то предпочитает другое время года, а кто-то по-новому посмотрит на зимний пейзаж, встретившись с картинами, посвященными зиме.

(Презентация «Снежная» тема в искусстве»)

5. Шаг 5 – творческий. Сочинение-миниатюра «Остановись, мгновение!»

Учитель:

Сегодня у вас нет под рукой красок, чтобы создать свой зимний пейзаж. Но это можно сделать другими средствами – словом. Напишите. Пожалуйста, небольшое сочинение о той картине, художнику которой удалось остановить время, чтобы зритель мог вдоволь налюбоваться красотой зимы.

6. Шаг 6 - перспективный. Домашнее задание (Повт. §16 , упр. 292 или 293; 297)


1 В 9 классе формируется готовность обучающегося в экзаменационным испытаниям. На этом уроке отрабатываются приём ознакомительного аудирования: извлечение основной информации аудиотекста, определение его темы, основной мысли, отделения существенной информации от несущественной. Используется материал учебника – упражнение №310.

Аудио РУ-9.rar
Войдите для скачивания файлов
Белякова Л-урок РУ в 9 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Остановись мгновение! РЯ-91.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru