В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Научная речь

Научная речь

Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:4просмотров: 2751
Краткое описание
Цель урока:  
- обобщить и углубить  знания по теме   «Основные признаки научного стиля»;
Задачи урока:
- закрепить знания о строении текста;
- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА;          -  развитие речевых навыков учащихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
8 класс научный стиль.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

8 класс


А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?



  1. Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.



  1. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.


В. Выполните следующие задания:

- Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?


УРОК.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 города Рыбинск Ярославской области


УРОК

русского языка в 8 классе

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Цель урока:

- обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;

Задачи урока:

- закрепить знания о строении текста;

- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: тексты Ф.М. Достоевского и Д.Н. Шмелёва о русском языке;

видеосюжет «Наш любимый школьный двор»

  1. Погружение в тему урока.

Учитель читает фрагментарно рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга»

- Что вызвало вашу улыбку?

- Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?

Учитель:

Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»

  1. Сопоставительный анализ текстов:

А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?

  1. … Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.

  2. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.

В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы


НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера применения

Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках

Особенности

Логичность, точность, однозначность, объективность

Задача

Сообщить и аргументировать научную информацию

Языковые средства

Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише;

Преобладание именных частей речи над глагольными;

преобладание сложного синтаксиса.

Типы речи

Рассуждение, описание

Жанры

Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия


IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)

А. Работа с учебником – упр. 137

Учитель:

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1

Y. Домашнее задание

Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»

YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма :

Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

Затвердевает даже азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике.

За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий

При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/[IS-TA_05-11_08]_

YII.1

Запишите следующие слова:

Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт, коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция, фонема, гипотенуза, параллельные прямые.

Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»





1 Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся

8 класс научный стиль.rar
Войдите для скачивания файлов
УРОК.rar
Войдите для скачивания файлов
белякова_dreamsboard.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru