В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тематические группы слов

Людмила Белякова Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:4    просмотров: 4750
Краткое описание
образовательная
- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать  стремление к  выразительности собственной речи.
Пожаловаться 07 декабря 2012
Файлы
УРОК.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и

мировой художественной культуры МОУ

средней общеобразовательной школы №35 города Рыбинск Ярославской области


УРОК

русского языка в 5 классе1

(программа под ред. С.И.Львовой)


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ

Цель урока:

образовательная

- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

развивающая

- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Образовательное пространство:

Художественный фон урока:

- картина Г. Стафинского «Сирень»

- музыка С. Рахманинова «Сиреневая ветка»

Дидактический материал:

ЦОРы «Лексические группы слов»


  1. Эмоциональное погружение в урок

Учитель:

Добрый день. Прошу садиться тех, кто получил не только знания, но ещё и удовольствие от выполненной домашней работы. Прошу садиться тех, кто пришёл на урок, горя желанием постигать тайны родного языка. (Если некоторые дети остаются стоять, то учитель произносит следующие слова: «Сегодня на уроке у вас будет возможность приобщиться к общему настрою класса, а я вам с ребятами в этом буду помогать»).

(учитель встаёт у картины Г.Стафинского «Сирень»2)

Георгий Стафинский – один из тех художников, кого не влекли экзотические пейзажи, не завораживали неприступные вершины гор, не очаровывали морские стихии. Живя в Рыбинске, он находил красоту в родной природе, видел удивительное рядом. Согласитесь, что для этого нужно обладать… Я думаю, вы сами откроете для себя этого художника. Достаточно вглядеться в его картину «Сирень», чтобы «заговорить» с мастером. Вашему настроению будет помогать музыка Сергея Рахманинова, который так же, как и художник Стафинский, обратил свой взор к сирени.

(звучит музыка С. Рахманинова «Сирень»)

  1. Творческая ситуация

Учитель:

Поделитесь своими впечатлениями друг с другом. А музыка будет помогать вам выразить свои чувства, быть убедительными в диалоге.

(работа детей в парах, не более 2 мин., так как важно не погасить чувственное восприятие темы, эмоциональный настрой всего урока)

Учитель:

Кто сказал, что в капле можно увидеть целый океан. В творчестве это точно возможно, возможно выразить себя в коротком тексте. В малом - сказать о многом. Интересно? Встаём на тропу творчества и создаём короткий текст, мини-сочинение, отражающее ваше впечатление от увиденной картины. Вы будете ограничены временем, поэтому я советую выбрать одно из направлений творчества, ответив на один из вопросов: что я слышу? что я вижу? что я представляю?

(музыка используется фоном, сопровождая творческую работу детей)

III. Рефлексия с грамматическим заданием

(прослушав сочинение, дети оценивают творчество автора и определяют, какие слова использовал автор с точки зрения их лексической окраски: книжные, нейтральные, разговорные)3

IY. Изучение новой темы «Тематические группы слов»

1. Презентация «Тематические группы слов»

Задание детям: во время презентации постарайтесь найти объединяющий признак, свойство, предмет, выразив увиденное на слайде – ОДНИМ СЛОВОМ

2. Постановка учебной задачи: научиться различать родовые и видовые понятия слов

3. Работа с учебником - параграф 12.

- просмотровое чтение теоретического материала;

(Дети, используя приём просмотрового чтения, выделяют слова-термины, перечитывают определение – «родовые понятия», «видовые понятия», «тематические группы»)

- выход из учебной ситуации;

Учитель:

Дети, представьте себе, что в наш класс пришёл новый ученик, он не изучал этой темы. Объясните учебный материал по этой теме так, чтобы он быстро и ясно её усвоил.

- первичное закрепление темы

Учитель:

Продолжим работу по вариантам, используя элемент соревнования «кто больше?». Обучающиеся первого варианта продолжат перечень слов, входящих в тематическую группу «птицы», а второго варианта – «посуда».

Y. В творческой мастерской

Учитель:

Мне русская речь, как музыка:

В ней слово звучит, поёт.

В нём дышит душою русскою

Создатель её, народ.

И я в эту речь ныряю, как в речку,

И там, со дна, сокровища добываю,

В которых поёт весна.

Речь и музыка… Что общего может быть у этих понятий?

Правильно, красивая речь, что музыка. Она завораживает собеседника и создаёт удивительно красивый портрет того, кто так говорит.

Каждый урок русского языка – это шаг к музыке-речи. Я вам предоставляю такую возможность уже сегодня: «напишите» свой натюрморт, изобразив на нём свои любимые цветы, или фрукты, или выбрав что-то иное. Но писать вы будете не красками на холсте, а ручками в тетради. Какие цвета у вас будут преобладать на картине? Какое настроение вы зададите своему натюрморту? Какую тематическую группу слов при этом будете использовать? На все эти вопросы ответом будет ваше сочинение.

- сочинение-натюрморт4

- рефлексия

Класс прослушивает 1-2 работы, давая комментарий, основанный на вопросах-заданиях учителя:

- какие цвета преобладают на картине?

- какое настроение создаёт натюрморт?

- какая тематическая группа слов при этом была использована?

YI. Подведение итогов работы

- домашнее задание (упр. 176.1)

- комментирование и оценка деятельности детей


Элементы «лингвистической» зарядки по теме «Лексикология»

- «Угадай словечко».

Один из детей выходит в коридор, дети в классе придумывают слово и «ведут» водящего к его определению, давая краткое пояснение. Чем быстрей будет угадано слово, тем выше рейтинг водящего.

Например: загадано слово «искусство»,

«Лесенка» толкований:

- это родовое понятие слова;

- это открывает человеку мир красоты;

- это создают художники, музыканты, поэты;

- это слово ключевое на уроках мировой художественной культуры.

- «Летит мяч»

Игру начинает учитель, он называет слово, дети определяют – родовое понятие или видовое оно обозначает. Учитель отправляет мяч в класс, и дети называют слова этого ряда, перекидывая мяч друг другу. Учитель следит за тем, чтобы в игру были вовлечены все обучающиеся.

1 Психологическая разгрузка и физическая усталость детей будет снята «лингвистической» зарядкой в той части урока, где будет замечено учителем высокое напряжение детей.

2 Урок проходит в кабинете эстетики, где находятся картины рыбинских художников (Г.Стафинского, Н.Цаплина, И.Шевелёва) в подлинниках.

3 В этой части урока повторяется учебный материал темы «Лексикология»

4 Учитель предлагает (тем, кто забыл, что такое «натюрморт») использовать этимологический словарик и повторить происхождение и значение слова.

Рахманинов Сирень.rar
Войдите для скачивания файлов
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ.rar
Войдите для скачивания файлов
УРОК.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru