В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Спасители Отечества. 1612год

Спасители Отечества. 1612год

Юлия Чухонцева
Тип материала: другое, конкурсная работа (В единстве наша сила (МО "Общественные науки"))
Рейтинг: 123 голосов:9просмотров: 9401
Краткое описание
Продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; показать мудрость Земского собора, избравшего на царствование Михаила Романова, значение для России воцарения новой династии.Раскрыть решающую роль народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина, воспитывать патриотические чувства.
Описание
«Спасители Отечества. 1612год»
Урок истории в 7классе
Воспитание у обучающихся потребности знания прошлого, понимания важнейших исторических событий, ясного понимания роли личности в истории является главной задачей преподавания истории. Эту задачу можно осуществить путем развития у учащихся творческих способностей и критического мышления, которые вырабатываются на основе изучения исторических источников и исторической литературы. Тема «Спасители Отечества. 1612год» занимает важное место в усвоении учащимися особенностей развития России в 17 веке. Материал данной темы должен быть изучен подробно и доказательно, т.к. условия и особенности ополчения, его лидеры, в значительной степени определили направление и характер последующего политического и экономического развития России.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Спасители Отечества. 1612год.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»

 

 

 










«Спасители Отечества. 1612год»

Урок истории в 7классе









подготовила Чухонцева Юлия

Владимировна, учитель истории

МБОУ «Промышленновская СОШ № 56»









Промышленная

2012

Пояснительная записка

Чухонцева Юлия Владимировна

МБОУ «Промышленновская СОШ № 56», учитель истории

«Спасители Отечества. 1612год»

Урок истории в 7классе

     Воспитание у обучающихся потребности знания прошлого, понимания важнейших исторических событий, ясного понимания роли личности в истории является главной задачей преподавания истории. Эту задачу можно осуществить путем развития у учащихся творческих способностей и критического мышления, которые вырабатываются на основе изучения исторических источников и исторической литературы. Тема «Спасители Отечества. 1612год» занимает важное место в усвоении учащимися особенностей развития России в 17 веке. Материал данной темы должен быть изучен подробно и доказательно, т.к. условия и особенности ополчения, его лидеры, в значительной степени определили направление и характер последующего политического и экономического развития России.

Методика: конспект занятия

Ресурсы:  презентация «Спасители Отечества. 1612год» (Приложение1), исторические источники (Приложение2)

Список используемых информационных ресурсов

Литература:

  1. С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

  2. Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

  3. Журнал «Родина». - № 11.- 2005

  4. Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

  5. И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет-ресурсы:

1.Карамзин Н. XVIII век. Избранные сочинения в 2 томах / Н. Карамзин // http://www.rvb.ru /18vek/karamzin/2hudlit •Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Яндекс. Картинки./ http://images. yandex.ru/yandsearch?

2.Нижегородское ополчение 1612 года. Яндекс. Картинки./ http://images. yandex.ru/yandsearch?

3.Переяславль – Залесский. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki / Переяславль - Залесский.

4.Альтовский Иоанн «Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 года» // Приволжская правда – 2009 г. 7 июня / http://www. privpravda.info

5.Платонов С. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVIXVII вв./ С. Платонов // http://dugward.ru/library/platonov/ platonov_ smutnoe_ vremya.html

6.Спасители Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. МУК « Централизованная библиотечная система» / http://www.sovcbs.ru/

7.Хронограф Русский редакции 1617 года. http://www.krugosvet.ru /enc/ istoriya/MININ_KUZMA_MINICHЮрьевец. Материал из Википедиисвободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki / Юрьевец





























Тема урока:

«Спасители Отечества. 1612год»

     Воспитание у обучающихся потребности знания прошлого, понимания важнейших исторических событий, ясного понимания роли личности в истории является главной задачей преподавания истории. Эту задачу можно осуществить путем развития у учащихся творческих способностей и критического мышления, которые вырабатываются на основе изучения исторических источников и исторической литературы. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят способы развития критического мышления, основой которого является учебная модель Вызов – осмысление – размышление (ВОР).

            Вызов – на этой стадии урока ученики суммируют свои знания по теме, выдвигают свои точки зрения, задают вопросы, объединяются в группы, составляют кластеры. Это мотивационный компонент урока.

           Осмысление – на этом этапе ученики читают текст, составляют доказательства своей точки зрения, выдвигают аргументы и контраргументы. Это операционный компонент урока.

            Размышление – на этом этапе учащиеся обосновывают и творчески воплощают свои идеи, задают новые вопросы (если они возникают), ищут ответы на них. Этот компонент называется рефлексия.

Тема «Спасители Отечества. 1612год» занимает важное место в усвоении учащимися особенностей развития России в 17 веке. Материал данной темы должен быть изучен подробно и доказательно, т.к. условия и особенности ополчения, его лидеры, в значительной степени определили направление и характер последующего политического и экономического развития России. После того, как учащиеся на предыдущих уроках познакомились с периодом Смутного времени, целесообразно провести урок  по методике ВОР.        

Цели урока:

Образовательные

-Продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; показать мудрость Земского собора, избравшего на царствование Михаила Романова, значение для России воцарения новой династии; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа, развития нашего государства в ХVII в..

Развивающие

-Развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами, тестами; строить развёрнутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события.

Воспитательные

-Раскрыть решающую роль народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина, воспитывать патриотические чувства.


Задачи урока:

Образовательные

- Формировать у учащихся оценочные, критические суждения  на основе работы по методике "Выбери правильное решение"

- Формировать опыт познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений.

- Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов.

Развивающие:

- Способствовать овладению технологией самостоятельного исторического исследования фактического материала.

- Учить работать в группе, задавать вопросы, доказывать  свое  мнение.

- Развивать критическое мышление.

- Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотизм -  гордость за деяния своих предков.

- Стимулировать развитие устойчивого интереса  к отечественной истории.

- Воспитывать бережное отношение к истории своей Родины.

- Формирование духовно – нравственных качеств личности

- Воспитывать дисциплину и самодисциплину.

Основные понятия: Семибоярщина, народное ополчение, национальное самосознание.


Важные даты: лето – осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613 – 1645гг. царствование Михаила Романова; 1617 г. – Столбовский мир со Швецией; 1618 г. – Деулинское перемирие
с Речью Посполитой.

 

Выдающиеся личности: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, монахи Троице-Сергиева монастыря – Дионисий и Авраамий Палицын, патриарх Гермоген (Ермоген).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

  1. По характеру познавательной деятельности:

  • игровой

  • с элементами театрализации

  • репродуктивный

  • частично-поисковый – эвристический

  • применение ИКТ

      2. По источнику знаний и характеру восприятия информации:

  • наглядные

  • практические

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование урока: доска, интерактивная доска, на ватмане нарисованы контуры карты России с главными городами 17 века - "Карта ожиданий", оценочный лист, компьютер, медиа – проектор, экран, презентация на тему « Спасители Отечества. 1612год». Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны звездочек, фломастеры,  скотч.

Правила поведения на уроке

1.        Высказываться спокойно, кратко, с достоинством.

2.        Выслушивать мнение товарищей до конца.

3.        Давать оценку фактам, а не личности отвечающего.

4.        Высказываться точно по существу вопроса.

Подготовка урока:

1. Деление класса на 4 группы

2. В каждой группе выбирается руководитель, который проводит предварительную подготовку к уроку (на "Карту ожиданий" магнитами прикрепляются звездочки , на которых написано, что ребята ожидают от этого урока).

Эпиграф:

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От несчастья край родной.

/Н. Кончаловская/

План урока:

  1. Стадия вызова.  Игра 5х5. (10 мин)

  2. Стадия осмысления. Просмотр и комментарии к презентации (10 мин)

  3. Физкультминутка (2мин)

  4. Стадия размышления. Анализ исторических источников. (18мин)

  5. Подведение итогов. (5мин)

Ход урока:

1.Стадия вызова

Метод выяснения ожиданий и опасений  

Этап урока: формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

Время проведения:8-10 минут

Название метода: «Древо ожиданий»

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны звездочек, фломастеры, плакат, скотч.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны звездочек по количеству участников, приготовить необходимые материалы.

Технология проведения: Учитель заранее готовит большой плакат, на котором нарисованы контуры карты России с главными городами 17 века - "Карта ожиданий". В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные звездочки. На них участники пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на карту. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. звездочки начнут «загораться», можно их снимать.

Примечание:  этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.  

Вводное слово учителя:

Прочтите эпиграф к уроку. Как вы думаете, о ком писала Н.Кончаловская? В течение нескольких уроков мы с вами изучаем интереснейшую тему: «Смутное время на Руси". Сегодня мы продолжим знакомство с событиями Смутного времени, узнаем об этапах освобождения страны от захватчиков и роль народных масс в освобождении страны на примерах К.Минина, Дожарского и И.Сусанина

Чтобы перейти к дальнейшему изучению этой темы, нужно повторить основные сведения Смутном времени. В этом нам поможет игра «5Х5».

На доске – игровое поле 5х5 и таблица результатов

Название  группы

Количество баллов











5баллов          10 баллов            15 баллов          20 баллов                     25 баллов











у

д

а

ч

а











5- ти бальные вопросы:

1. Дополните логический ряд.
1497, 1550, ____________ (1581 – Указ о введении заповедных лет)

2. Допишите имя русского патриарха, активного противника польской интервенции.

Г

 

 

 

 

 

 

 

(Гермоген)

3. Выберите правильный ответ. Город, ставший центром в борьбе с поляками:

Москва.
Рязань.
Смоленск.
Путивль.
Нижний Новгород (Нижний Новгород)

10- ти бальные вопросы:

  1. Кто правил в России в 1598-1605? (Борис Годунов)

  2. Кто возглавил восстание в 1606году? (И.И Болотников)

  3. Кто правил в 1605-1606годах? (Лжедмитрий I)

  4. Кто признал Лжедмитрия I Москве? годах (мать - Мария Нагая)

15- ти бальные вопросы:

  1. Как звали Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев)

  2. В каком году объявился под Москвой Лжедмитрий II? (1608г)

  3. Какое прозвище было у Лжедмитрия II? (Тушинский вор)

  4. В каком году на Руси произошли неурожайные годы? (1600-1601)

20- ти бальные вопросы:

1. Кто возглавил заговор против Лжедмитрия I? (Василий Шуйский)

2.Какие города были охвачены восстанием под руководством И.И.Болотникова? (Путивль, Кромы).

3.В каком году произошло восстание под руководством Хлопка Косолапа? (1603)

4.В каком году начинается открытая польская интервенция? (1609г)

25- ти бальные вопросы:

  1. Кто руководил отрядами, которые боролись против Швеции? (М.Скопин-Шуйский)

  2. В каком году началась открытая Шведская интервенция? (1610г)

  3. Кто из русских царей отправил учиться детей боярских за границу? (Борис Годунов)

  4. Как был избран на престол Борис Годунов? (на Земском соборе)

Выбранный из учеников "счетовод" подсчитывает очки, которые набрала каждая команда.

  1. Стадия осмысления. Просмотр и комментарии к презентации. 

Учитель. Единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества встали на защиту страны. Их духовным вождём стал патриарх Гермоген.

ПАТРИАРХ ЕРМОГЕН (Ученик готовит заранее)

 

Пастыря доброго вспомни, Россия:

Был он спаситель, молитвенник твой;

Вспомни труды и заботы святые,

Подвиг великий, бесценный, святой.

 

Страж Православный, Божий служитель,

Сам Патриарх Русь святую спасал;

Русских исконных начал охранитель,

Твердо за царский престол он стоял.

 

Видел сбятитель беду, Богом данную,

Горько скорбел и болел за народ,

Звал всех бороться за Русь Православную,

Смело идти на поляков в поход...

 

Славен, велик Патриарх Ермоген!

Память в народе о нём нерушима.

Пусть же от смут и несчастных времён

Русь Православная будет хранима!

Великий князь Константин Романов

-Почему Великий князь Константин просит нас помнить Патриарха Гермогена?

-К чему призывал Патриарх Гермоген?


Просмотр презентации « Спасители Отечества. 1612год» и комментарии к ней (Приложение1)


Учитель.  Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем, потому что тогда на русской земле была такая беда, какой не было от начала мира. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Нужно было дать толчок патриотическому движению.
Посмотрите на данную фотографию памятника. Стоит он в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита
возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу, другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Так и застыли они в этих позах навечно нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода, князь Дмитрий Пожарский.

Нелегкий путь от Нижнего Новгорода через Плес, Переяславль-Залесский, Сергиев-Посад до Ярославля проделало второе народное ополчение. И освободило Москву от польских интервентов. Создал этот памятник в Москве, установленный в 1818 г., скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества?


3. Физкультминутка

Учитель.  Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Вручаю каждой группе название стран и городов, которые вы должны разложить на полу в логической последовательности. А затем пройти по данному маршруту всей группой с кричалкой-призывом: «Пока мы едины - мы непобедимы!»

1группа: Ярославль,- Москва, - Кострома, - Нижний Новгород.( Дети раскладывают карточки и определяют, что это путь Второго ополчения во главе с К.Мининым и Д.Пожарским);

2 группа: Путивль, - Тула, - Речь Посполитая, – Москва.  (Путь Лжедмитрия  I  в  Москву).


4.Стадия размышления. Анализ исторических источников.

Учитель. Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжёлых испытаний. Это время настало для России. Кто же станет решающей силой в борьбе против иноземных захватчиков и создаст условия на воцарение на престол настоящего русского царя? Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. В сентябре 1611 г. одно такое письмо пришло в город Нижний Новгород. Зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Здесь священники прочитали грамоту, и народ плакал, слушая чтение.

Грамота Дионисия (Читает ученик)

«Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте её всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...»


Вопрос классу. Какие чувства Вы испытали после прочтения документа?


После службы на соборной площади было черно от народа. Протопоп Савва увещевал стать за веру. Толпа слушала его спокойно. Кто-то про себя, очевидно, размышлял: «Поляки-то в Москве, а мы-то за Волгой. Они сюда, может, и не дойдут». Но тут вышел на паперть торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой, и начал говорить. Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского. Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение... (Чтение по ролям с элементами театрализации)

Народ:

Эко рыдание во всем соборе! — Да и было отчего! — Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная! — Мы за веру православную должны до смерти стоять! — А кто же прочь? — Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин:

Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ:

Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин:

И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим! Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!  Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому - то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ:

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин:

Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!

Народ:

Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую. — Что деньги? Деньги — дело наживное! — Все отдадим! — Вот наши деньги из квасного ряду! — Из рукавичного! — От Ярославцев! — Костромичи собрали — принимайте! — Вот праздник, так уж праздник!

Минин:

И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко- то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

Учитель.

-Как называет Минина народ?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? - Кого поставили во главе ополчения? - Каким вам представился образ Кузьмы Минина? -Какими качествами характера обладал Кузьма Минин?

- Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)

Руководители выработали программу ясную, патриотическую, был объявлен сбор средств и разосланы грамоты с призывом на борьбу. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. К.Минин возглавил “Совет всей земли”. Князь Д.Пожарский возглавил войско.

Весь народ отозвался на эти слова: богатые люди приносили Минину всё своё имущество, а каждый бедняк отдавал свою последнюю копейку на святое дело. По преданию один крестьянин пришел издалека, сел на ступеньку, быстро размотал онучу и протянул Минину монету: «В онучах её издалека нёс! Били меня лихие люди да искали, а я не дал. А ему сам отдам, давай шапку!» Минин сорвал шапку и поклонился.

Анализ исторических источников. Работа в группах. (Приложение 2)

Перед вами тексты исторических источников, к которым даны вопросы. После выполнения работы, группы выступают. Другие группы могут дополнять, исправлять, задавать вопросы. После этого дети совместно с  учителем    подводят итоги и формулируют выводы.

Учитель. Как только были приведены хоть немного в порядок кремлёвские святыни, стали думать о самом важном и неотложном деле. (Каком?) Какой сословный орган нужно для этого было собрать? (Земский собор) В ноябре 1612 года Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. Трудный встал вопрос перед россиянами, перед Земским собором в 1613 г.: кого избрать на русский престол? После долгих споров 21 февраля 1613 г. выборщики назвали имя Михаила Федоровича Романова.

Смутное время закончилось. Избрание Михаила Романова положило конец политическому и династическому кризису.

В память о тех событиях стоит памятник на центральной площади в Костроме. Что это за памятник? Сейчас я вам расскажу. Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова, чтобы помочь своему королю в достижении русского престола. Предупреждённый об опасности, Михаил с матерью перебрались в Ипатьевский монастырь, близ Костромы. Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить будущего царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель. Когда стали проваливаться в болото и увязать, польский пан схватил Сусанина за шиворот:

«Куда ты ведёшь нас;

не видно ни зги,

Сусанину с сердцем

кричали враги. –

Мы вязнем и тонем

в сугробах снега,

Нам, знать, не добраться

с тобой до ночлега.

Тяжело дыша, Сусанин ответил: «Рубите, вороги! Не продам Русь! Все погибнете!». «Рубите его!» сотник взмахнул саблей. К.Ф.Рылеев эти слова передал в стихотворной форме:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.

Их нет, и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

(Опера М. Глинки «Иван Сусанин»)

- Ради чего не пожалел своей жизни русский крестьянин Иван Сусанин?

Военные действия с интервентами закончились не сразу. В 1617 г. был заключён Столбовский («вечный») мир со Швецией, а в 1618 г. – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

- Какие территории утратила Россия в результате мирных соглашений со Швецией и Речью Посполитой? (работа с картой в учебнике на стр. 25)

Закрепление изученного материала.

Вставьте пропущенные слова в данный текст:

В конце ХVI века царем был . . . (Федор Иванович). В начале ХVII века . . . (польские) захватчики выступили против беззащитной . . . (России). Они укрылись за стенами . . . (Китай – города) и . . . (Кремля). Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек . . . (Кузьма Минин) из . . . (Нижнего Новгорода). Для борьбы с врагом было создано . . . (народное ополчение). Чтобы вооружить его . . . (Кузьма Минин) первым сделал взнос. Во главе рати встал талантливый полководец князь . . . (Дмитрий Пожарский). Народное ополчение двинулось к . . . (Москве) и разбили поляков, вынудив их уйти из Москвы. Спустя . . . (два) века на . . . (Красной площади) в . . . (Москве) был воздвигнут памятник гражданину . . . (Минину) и князю . . . (Пожарскому).

5.Подведение итогов урока.

У вас у каждого есть оценочный лист. Поставьте честно все оценки по результатам работы команды и  каждому члену своей команды. Урок завершается просмотром «Карты ожиданий». У кого из учеников совпали ожидания, эти звездочки с карты убираем, остальные оставляем до следующего урока.

Номер

 группы

Фамилия

участника

Оценка

ученика

Оценка

учителя

Комментарии

Оценка группы№1





ФИ участника





ФИ участника





ФИ участника





ФИ участника





Моя оценка





Оценка группы№2





Оценка группы№3





Оценка группы№4





-Какое значение имеет победа народного ополчения над польскими захватчиками? (Россия сохранила независимость. Русский народ показал, что сплотившись, он может справиться с любой бедой).

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют в нашей стране как День народного единства. 400лет прошло после этих знаменательных событий. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

- В заключение возьмемся за руки и все вместе: «Когда мы едины – мы непобедимы!»

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков.

Домашнее задание. Письмо в прошлое.  

  Напишите письмо М.Ф.Романову в 1613 г.

  Напишите письмо К.Минину и Д.Пожарскому.

  Напишите письмо Лжедмитрию I.

     






приложение2.doc Скачать

Перед вами тексты исторических источников, к которым даны вопросы. Для того, чтобы правильно выполнить задание можете воспользоваться памяткой.

Памятка.

1.     Внимательно прочитайте текст и задание к тексту.

2.     Определите объект изучения (личность, событие и т.д.)

3.    Отметьте в тексте имена, названия, события, которые могут быть наводящей информацией.

4.   Установите связь между выделенными именами, событиями и заданием к тексту.

5.   Подумайте несколько вариантов ответов, обсудите их в группе, выберите наиболее верный на ваш взгляд.

Документ  №1.  

      Из окружной ( разосланной повсюду) грамоты князя Д.М.Пожарского в Путивль. 12 июня 1612 г.

За грехи наши навел Бог гнев на землю нашу: стал на государство Московское Жигимонт ( Сигизмунт III), король польский, преступя  крестное целование и мирное постановление… пришел сам под Смоленск со многою силою и злопагубным нападением послал к Москве гетмана Жолкевского с польскими и литовскими людьми, но с ними же предатель веры христианской Михайло Салтыков да Федька Андронов со своими злобестными советниками… И вошли внутрь царствующего города Москвы… и Московское государство выжгли и церкви обругали и тьмочисленные крови христианские пролили…, и всю царскую казну отослали к королю… И в Нижнем  Новгороде гости и посадские люди и выборный человек К.Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, стали ратных людей сподоблять денежным желанием и присылали ко мне. Князю Дмитрию, много раз, чтобы мне ехать в Нижний для земского совета. И я приехал в Нижний, и стали ко мне приезжать бояре и воеводы и дворяне и дети боярские ( мелкие дворяне).  И я начал с ними и с выборным человеком К. Мининым и с посадскими людьми советоваться, чтобы нам против врагов и разорителей веры христианской польских и литовских людей за Московское государство  стоять всем единомышленно… И слыша наш совет, Казанское государство всякие люди с ними учинились единомысленны, и Заволжские, и Поморские, и Замосковские города стали с нами во едином же твердом совете. И из украинских из многих городов к нам приехали многие дворяне и дети боярские…

 И вам бы, господа, Бога помня и души свои, православную христианскую веру, и свое Отечество… со всею землею быть. И вам бы, господа, вместе с нами…И Московское государство от польских и литовских людей очищать… а выбирать государя на Московское государство общим советом…И совет бы вам, господа, отписать к нам вскоре.

-  Найдите в послании слова и высказывания, раскрывающие цели ополченцев.

-  Почему Д.Пожарский подчеркивает необходимость совета во всей земле при решении всех важных вопросов?  Как вы считаете, кого он имел в виду под понятием «вся земля»?

Документ  №2.  


ГРАМОТА ДИОНИСИЯ.

« Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей .Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей…»

- Какие чувства вы испытали после прочтения документа?

Документ  №3.  
Речь Кузьмы Минина: « Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и конца нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов?

Граждане новгородские! Православные люди! Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдет о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Рухлядишку свою жалеем, а землю родную не пожалеем? Жизнь свою отдадим. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов».

-Какие события вызвали тревогу жителей Нижнего Новгорода?

-К каким чувствам сограждан взывал на сходе Кузьма Минин?

-Какую роль Минин сыграл в истории России?

- Какие уроки мы должны извлечь из Смутного времени для себя?


Документ № 4.

Второе ополчение. «Из нового летописца»

 О приезде из городов ратным людям и з казною из городов.

В Нижнем же казны становяше мало. Он же нача писати по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищения московского государства. В городах же слышаху в Нижнем собрание, ради быша и посылаху к нему на совет и многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многу казну. … придоша к ним из всех гродов. Первое придоша коломничи, потом рязанцы, потом из украинских городов многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при Василье. Они же им даваша жалованье…

 

О приходе  в Ярославль.

Князь Дмитрий же Михайлович и Кузьма…поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им подмогу, многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию… Ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многия. Они же не взяша у них ничего и, бых в Ярославле, начаша промышляти, како им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помощь денежную казну…

 

О взятии города Китая.

Литовские же люди в городе бысть теснота великая: никуда их не выпускаху. Гладу же у них бывшу великому, выпущаху из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога… поидоша приступом и Китай взяша и многие литовские люди побиша…

 

О выводе боярском и о сдаче Кремля города.

Литовские же люди, видя неизнеможение и глад великий, и град Кремль здавати начаша и начаша уговариватца, чтобы их не побили, полковникам же и рохмистером и шляхтам чтобы идти князю Дмитрию Михайловичю в полк Пожарскому… Князь Дмитрий же Михайлович прия их с честию и возда им честь великую. На утри же Струс полковние с товарищами Кремль город здаша…

 

-  Как на основании документов можно охарактеризовать причины победы Второго ополчения?

 

на конкурс в единстве наша сила.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос