Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
просмотров: 20273
Цели урока: образовательная – дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитательная – воспитывать толерантное отношение к окружающим; развивающая – развивать речь, навыки самостоятельной работы. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Словарная работа (слайд 2): прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания в них. Сегодня отмечается Международный день толерантности. Толерантность – терпимое отношение к иным обычаям, поведению и образу жизни. Подберите к данным прилагательным (слайд 3)однокоренные существительные: Толерантный – Терпимый – Уважительный – Добрый – Милосердный – Составьте сложные предложения, используя полученные слова. 3. Объяснение нового материала.
Сегодня мы продолжим работу над простыми и сложными предложениями. Перед вами несколько предложений (слайд 4). Что их объединяет? Какова разница между ними? Учитель рассказал нам о дне толерантности. Учитель сказал нам что сегодня отмечается день толерантности. Учитель сказал нам Сегодня отмечается день толерантности. Запишите их в тетрадь, расставьте знаки препинания. Что необходимо знать, чтобы правильно записать последнее предложение? Нам поможет ваш учебник (слайд 5). Внимательно прочитайте материал параграфа 48, рассмотрите схемы предложений. — Какие части мы выделяем в предложениях с прямой речью? — От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? — Расскажите о знаках препинания при прямой речи. 4. Физкультминутка (слайд 6). Предлагаю вам проверить, как вы поняли теоретический материал. Делимся на группы по вариантам. Я читаю предложения, 1 вариант встает, если прямая речь в предложении находится до слов втора. 2 вариант встает, если прямая речь находится после слов автора. Кот Леопольд сказал: «Ребята, давайте жить дружно!» «Вместе весело шагать по просторам!» — звонко запели дети. «Дима, помоги соседу занести инвалидную коляску», — попросила мама. В известной песне поется: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем». «Я уважаю Ваше мнение», — ответил профессор студенту. Бабуля вздохнула и произнесла: «Жаль, что этот спектакль тебе не понравился». Молодцы! (слайд 6) Все замечательно справились с заданием. А сейчас обратимся к упражнениям в учебнике. Они помогут нам закрепить новый материал. 5.Самостоятельная работа с упражнениями в учебнике. 6. Домашнее задание (слайд 7): п.48, упр. 237 — Какие трудности вы встретили на уроке? -Над чем нужно будет еще поработать? -Что нового для себя вы узнали на этом уроке? Список использованной литературы: 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя. М.: Просвещение, <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. 2. Жердева Л.А.Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Новосибирск, 1998г. 3. Программа «Русский язык, 5-9 классы», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010. 4. «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007.
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Вологодская область Верховажский район
Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 5 классе.
Рогалева Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка
и литературы
с. Чушевицы
2012г.
Пояснительная записка
Автор разработки: Рогалева Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа» Вологодской области Верховажского района.
Тема: Прямая речь, знаки препинания при прямой речи (урок русского языка в 5 классе).
Данная разработка содержит конспект урока и презентацию к нему. Задача учителя – познакомить учащихся со строением предложений с прямой речью и правилами постановки знаков препинания в таких предложениях. Примеры предложений, на которых рассматриваются правила, связаны общей темой - темой толерантности. Таким образом, учитель знакомит обучающихся не только с правописанием, но и развивает их кругозор.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация.
Конспект урока
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока: образовательная – дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитательная – воспитывать толерантное отношение к окружающим; развивающая – развивать речь, навыки самостоятельной работы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Словарная работа (слайд 2): прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания в них.
Сегодня отмечается Международный день толерантности.
Толерантность – терпимое отношение к иным обычаям, поведению и образу жизни.
Подберите к данным прилагательным (слайд 3) однокоренные существительные:
Толерантный –
Терпимый –
Уважительный –
Добрый –
Милосердный –
Составьте сложные предложения, используя полученные слова.
-
Объяснение нового материала.
Сегодня мы продолжим работу над простыми и сложными предложениями. Перед вами несколько предложений (слайд 4). Что их объединяет? Какова разница между ними?
Учитель рассказал нам о дне толерантности.
Учитель сказал нам что сегодня отмечается день толерантности.
Учитель сказал нам Сегодня отмечается день толерантности.
Запишите их в тетрадь, расставьте знаки препинания.
Что необходимо знать, чтобы правильно записать последнее предложение?
Нам поможет ваш учебник (слайд 5). Внимательно прочитайте материал параграфа 48, рассмотрите схемы предложений.
- Какие части мы выделяем в предложениях с прямой речью?
- От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
- Расскажите о знаках препинания при прямой речи.
4. Физкультминутка (слайд 6). Предлагаю вам проверить, как вы поняли теоретический материал. Делимся на группы по вариантам. Я читаю предложения, 1 вариант встает, если прямая речь в предложении находится до слов втора. 2 вариант встает, если прямая речь находится после слов автора.
Кот Леопольд сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»
«Вместе весело шагать по просторам!» - звонко запели дети.
«Дима, помоги соседу занести инвалидную коляску», - попросила мама.
В известной песне поется: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем».
«Я уважаю Ваше мнение», - ответил профессор студенту.
Бабуля вздохнула и произнесла: «Жаль, что этот спектакль тебе не понравился».
Молодцы! (слайд 6)
Все замечательно справились с заданием. А сейчас обратимся к упражнениям в учебнике. Они помогут нам закрепить новый материал.
5.Самостоятельная работа с упражнениями в учебнике.
6. Домашнее задание (слайд 7): п.48, упр. 237
- Какие трудности вы встретили на уроке?
-Над чем нужно будет еще поработать?
-Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
Список использованной литературы:
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.
-
Жердева Л.А.Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Новосибирск, 1998г.
-
Программа «Русский язык, 5-9 классы», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010.
-
«Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»