В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательству "Учитель" 30 лет! Только 18-20 сентября мегаскидка 56% на любую программу переподготовки, курс повышения квалификации или вебинар издательства «Учитель» и Международного центра образования (г. Москва) в честь праздника!

Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Татьяна Смирнова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 2076 комментариев: 1
Краткое описание
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Особенности профилактики нарушений письменной речи.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Новосибирска «Прогимназия №2»












Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)











Учитель – логопед:

Смирнова Татьяна Алексеевна









2012г.

Письменная речь не есть результат развития только устной, последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей. Задачи созревания необходимых для письменной речи умений, а не тем, чтобы предоставить ей свои психические механизмы.

Анализ нарушенных и сохранных предпосылок речевых и психических функций у детей с общим недоразвитием речи школьного возраста позволил выделить группы, детей с нарушением: 1) слухового (фонематического) восприятия; 2) зрительного (предметного) восприятия; 3) мотивационных инициативных процессов (психической активности); 4) пространственных представлений; 5) кинестетических представлений.

Использование системного анализа привело к выделению различных по структуре первичных и вторичных речевых дефектов у детей с ОНР.

Первичное преобладание какой-либо недостаточности в том или другом звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном, кинестетическом), участвующем в раннем формировании речи детей, закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и вторичной задержки развития познавательных возможностей у детей.

Вторичное недоразвитие высших познавательных функций у этих детей претерпевает принципиально те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком функциональном уровне.

Проанализировав особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. «В период овладения устной речью создаются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению, языковые обобщения образуют определенное единство, составляющее содержание готовности ребенка к усвоению письма».


Внешняя правильность речи ребенка еще не является исчерпывающим критерием подготовленности к усвоению письма, что важно учитывать путь овладения ребенка опытом языковых наблюдений, сравнений, обобщений.

Таким образом, Р.Е.Левина, использовала в своей работе комплексный подход для реализации всех компонентов речевой системы, а также мыслительной деятельности для нормального процесса овладения письмом.

Установив связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии, Г.А. Каше разработала систему своевременного обеспечения готовности старших дошкольников к усвоению звукового и морфологического состава слова.

В ее основу был положен принцип предупреждения нарушений чтения и письма, который реализовывался наряду с формированием у детей четкой, правильной речи. Затруднения в овладении школьными навыками можно своевременно предупредить, воспитывая у старших дошкольников готовность к усвоению звукового и морфологического состава слова.

Методика, Г.А.Каше, в работе с детьми, имеющими недостатки произношения, сопровождающиеся отклонениями в фонематическом восприятии. Показывает что полученные результаты, несомненно, явились толчком к углубленной разработке проблемы профилактики в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

Тем не менее, развитие устной речи в системе подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте в школе не обеспечивает создания всех предпосылок для письменной речи.

Многие отечественные авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового анализа (Л.Ф.Спирова, Г.А.Каше, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова и другие). Нарушения письма объясняются исследователями неспособностью детей с общим недоразвитием речи улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.

Воплощением идеи профилактического подхода в работе по предупреждению недостатков письменной речи у детей с ОНР является исследование Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой.

Помимо коррекции речевых психических функций, авторы разработали упражнения, направленные на формирование ряда нарушенных у детей неречевых психических функций: общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, пространственного восприятия, зрительного внимания.

Был подобран проверочный материал для обследования детей в конце обучения. Практический материал, рассчитан не на возрастные группы детей, а на их речевые уровни, и должен был использоваться творчески с каждым ребенком по усмотрению логопеда.

В этом и заключалась сложность включения коррекционного материала в программы обучения детей разных возрастных групп.

К рациональным идеям указанных авторов относилось то, что они не только стремились помочь подготовить ребенка к школе, но и, учитывая различный коррекционный эффект, пытались установить преемственность между детским садом и школой.

Данную современную систему коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР, направленную на формирование устной (звуковой) речи, можно рассматривать как профилактику возможного возникновения недостатков письменной речи у детей с ОНР.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.

Правильная устная речь наряду с достаточным уровнем развития психических процессов и функций, лежащих в основе письменной речи, составляют готовность к овладению грамотой, которую в силу особенностей речевого, познавательного, сенсомоторного развития дошкольников с речевой патологий необходимо целенаправленно формировать.


 

Обсуждение материала
Мария
10.01.2013 18:11
Спасибо! Очень своевременная и полезная статья.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru