Программа духовно -нравственное воспитание учащихся 1-4 классов
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 11944 комментариев: 1
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и личного опыта реализации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста. В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа ДНРВ) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована важнейшая цель современного отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Данная программа предполагает претворение в жизнь требований вышеназванный нормативных документов.
Необходимость данной программы также вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вы звала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодежь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».
Программа предполагает обращение к опыту православной педагогики. В настоящее время она особенно актуальна. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально - значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущую роль в реализации Программы духовно – нравственного воспитания учащихся играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ УМК «Школа России».
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В- третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики, и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимают курсы «Истоки» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс ОРКСЭ органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Достижение целей программы осуществляется также через внеурочную деятельность, где ценностные знания и опыт приобретаются учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д., а также через внешкольную деятельность, в процессе решения реальных общественно значимых задач (участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего микрорайона, города и т.д.).
Параллельно с данной программой в классе действует «Программа работы со способными и одаренными детьми» (см. на диске), в ходе реализации которой создаются условия для развития способностей детей, воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, активной жизненной позиции.
Формирование потребности в здоровом образе жизни осуществляется через программу «Здоровый образ жизни». Все программы входят в «Программу работы с классом», утвержденную директором школы в 2010 году. В ходе работы я их уточняла, вносила в них изменения.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Направления программы:
Гражданско-патриотическое, правовое.
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
-
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
-
формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
-
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Духовно- нравственное, этическое.
Цель: Воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания.
Задачи: формировать у учащихся:
-
понимание смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;
-
нравственную культуру миропонимания;
-
осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
-
умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-
развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
-
повышение уровня общего развития и культуры школьников.
Формы работы с детьми.
Уроки, в том
числе нетрадици-онные
Индивидуально
– групповые занятия
Факульта-тивы
Беседы
нравственного и духовного содержания.
Игры
Классные
часы
Заочные
экскурсии
Классные
часы
Заочные
экскурсии
Заочные
экскурсии
Поисковая
работа.
Экскурсии
по поселку,
району, в областной центр
Классные
часы
Целевые
прогулки
Классные
часы
Кружки
Секции
Виртуальные
музеи
Создание
презентаций
Школьные,
районные, региональные, конкурсы,
смотры, фестивали.
Коллективно-творческие
дела.
Клубы
Клубы
Акции,
в
том числе и благотвори-
тельные
Выставки
творческих работ.
Шефство
над престаре-лыми
Исследова-
ния
Встречи
с ветеранами
Встречи
со знаменитыми людьми посёлка
Встречи с
представителями
правовых структур, органов правопо-
рядка
Самоуправ-ление
Совместные
с родителями мероприятия
Утренники,
концерты.
Родитель-ский
всеобуч.
Анкетирование
детей и родителей
Создание воспитывающей среды
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Участники программы
Классный
руководитель
Священно-служители
Педагоги
Библиотека
им. М. С. Малинина
Родители
Школьная
библиотека
Школьный
психолог
Учащиеся класса
Школьный
музей
Социальныйпедагог
ДШИ
Музей им.
М. С. Малинина
ДДТ
Представители
правоохрани-тельных органов
Модель
ученика
1
ступени 4 класса начальной школы:
имеет
широкий познавательный интерес,
любознателен, владеет мыслительными
операциями
способен к
установлению устойчивых взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, проявляет
сочувствие, может поделиться с другими,
оказать помощь
умеет
замечать и приумножать красивое в
искусстве, природе
наделен
чувством уважения к своему
дому, близким людям, к малой и большой
Родине
ориентирован
на здоровый образ жизни
осознаёт
ценностные нормы человеческой жизни
следит
за своей внешностью, занимается
физическими
упражнениями
Диагностика (см. приложение №6)
Оценка и коррекция развития духовно – нравственных личностных качеств учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика. А также с применением диагностик (см. Приложение №1).
Что отслеживать? |
Каким образом фиксируем, замеряем. |
культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;
коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
преподавании учебных дисциплин;
проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. |
Капустиной, Л. Фридмана);
(методика А.С. Прутченкова);
«Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
Макеевой);
такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
(методика Р.Р. Калининой);
людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
(обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
(методика М.А. Тыртышной);
|
Планирование духовно-нравственного воспитания
в урочной деятельности
Истоки
(автор А. В.Камкин)
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
-
раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
-
присоединение семьи к школе;
-
формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
-
подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (32 часа)
Тема урока. Краткое содержание. |
Тема урока. Краткое содержание. |
Слово (10 часов) 1.Золотое сердечко. Драгоценный дар Слова. Слово, как ценность. 2.Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и верит («Святое Слово»). Слово о родителях - основа жизни. 3.Доброе слово. Смысл жизни - делать добро. Доброе слово - доброе дерево - добрый плод. 4.Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь. 5.Честное слово - основа крепкой дружбы. Духовная искра. 6.Верность. Верный друг. 7.Слово о родителях. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях 8.Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях 9.Доброе Слово о родителях - основа жизни. 10. Святое слово. Верить - значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт. Образ (12 часов) 1.Родник - начало жизни. 2. Святой источник. Святая вода. 3.Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы? 4.Первый образ . О том, как Золотое сердечко спасает. |
5.Спаситель. Спас нерукотворный. 6.Первый Образ. Крест. Слово Образа. 7.Светлый образ. Белый свет. Светлый путь. 8.Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный. 9. Образ богородицы. Дом Пресвятой Богородицы. 10.Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница». 11.Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров. 12.Благородный образ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный Образ. Книга (10 часов) 1.Книга. О том, как Золотое сердечко созидает. 2.Как Книга передаёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа. Любимая Книга. 3.Первая книга. Твоя Первая авторская Книга («Мои Истоки»). 4.Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить? 5.Живая книга. Живое Слово Книги. 6.Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. 7.Книга книг. Свет Учения. Заповеди Божии. 8.Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. 9.Мир книги. Торжество Света и Добра. 10.Выбор. Открытия. Чтение, как ценность. |
2 класс (32 часа) |
|
Тема урока. Краткое содержание. |
Тема урока. Краткое содержание. |
Родной очаг (9 часов) 1.Введение в предмет. Имя. Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины-день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя 2.Семья. Семья-любовь, забота, согласие. Семейные традиции 3.Семья. Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. 4.Род. Родина. Род. Родня. родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. 5.Дом. Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. 6.Дом. Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. 7.Деревня. Деревня - кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. 8.Город. Город - труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. 9.Обобщающий урок «Родной очаг». Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. |
Труд земной (8 часов) 1. Сев и жатва. Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. 1ахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. 2.Братья меньшие. Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. 3.Ткачихи – рукодельницы. Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. 4. Ткачихи – рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. 5.Мастера – плотники. Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. 6. Кузнецы — умельцы. Мастер - кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. 7. Ярмарка. Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. 8. Обобщающий урок «Труд земной». Труд земной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родные просторы (9 часов) 1.Нива и поле. Родные просторы. Поле, нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. 2. Нива и поле. Труд земной и труд души на ниве. «Нива -Божья ладонь». 3. Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. 4. Река. Название реки. Ручей -Река - Море - Океан. Течение времени. Живая, святая вода. 5. Река. Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река – дорога. 6. Море-океан. Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки -Северная святыня. 7. Путь-дорога. Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. 8. Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. Дорога жизни. 9. Обобщающий урок «Родные просторы». Родные просторы. |
Труд души (8 часов) 1. Слово. Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Слова покаяния. Молитва. 2. Сказка. Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская Мудрость. 3.Песня. <Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. 4. Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. 5. Книга. Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. 6. Икона. Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир.Слово в образе. 7. Храм. Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек 8. Обобщающий урок «Труд души». Труд души. |
3 класс (31 час) |
|
1.Введение. Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви и матери Софии. 2. Вера. Значение слова «Вера», «Доверие», уверенность. Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце. 3. Признание. Православная вера. Заповеди. Нравственность. Как верит пытливый ум? Во что верует душа? 4.Верность. Верность внешний знак Веры. «Значение слова Верность»- преданность, Надёжность, твёрдость в слове и деле, присяга и клятва. 5. Предательство - неверность. Вероломство. Верность не знает мелочей. Чувство долга. Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть. 6.Правда. Правда - путь Веры. Вера идёт путём Правды. Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде. 7. Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе. Пророк Исайя. Праведный труд. Путеводный образ. Правосудие. Правдивое слово. 8. Честь. Честь-награда за Веру и Правду. Воинская честь и доблесть М.И. Кутузов, Верещагин Честь по заслугам. М.В. Ломоносов. Почести за ум. 9. Береги честь смолоду (бесчестье). Поклон Преподобному Сергию Радонежскому. Добрая репутация. 10. Надежда. Значение слова «Надежда», надежда не должна умирать. Надежда на свои силы и опыт предыдущих поколений. Терпение и сила воли. Уныние и отчаяние. 11. Согласие. Тщетная надежда, упование на Бога. К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай. 12. Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах. Согласие да лад для общего дела клад. Басня Крылова «Лебедь, рак да щука». Община - труд согласный. Согласие - условие надежды. Согласие с совестью. 13. Терпение. Согласие ума, сердца, души в самом человеке Несогласие. Разногласие. Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссора до добра не доводит. 14. Высший подвиг-терпение. Без терпения - нет умения. Терпение и надежда вместе идут. Пост. 15. Послушание. Нетерпимость Терпение согласие. Научиться терпеть в малом, вытерпишь и в большом. 16. Что такое послушание. Своеволие - антипод послушания. Послушание опыту. Послушание совести . Послушание- опора терпения и надежды. 17. Любовь. Добрая совесть Послушание закону. Совесть. Жить не в ладу с совестью. Правила и законы, Законопослушание. |
18. Великая сила любви. Разные уровни любви. Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба. 19. Милосердие. Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии.. 20. Значение слова «милосердие» Милосердие в деле. Благотворительность. Примеры милосердия из истории. Елизавета Фёдоровна. Н.И. Токарев. Неизвестная. И.А.Милютин. Современные образцы милосердия. 21. Доброта. «Приди к скорбящему со словом утешения». Милосердие в слове. Где гнев, там и милость. Рассказ о сестрах милосердия. Сострадание, утешение. Жалеть - значит любить. 22. Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела. Притча о добром самарянине. 23. Покаяние. Доброжелательность Доброта истинная и ложная. В ком нет добра, в том и правды мало. 24. Покаяние- признание своей вины. Ступеньки покаяния - печаль, стыд, искреннее раскаяние, надо освободиться. 25. Ум да разум. Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Притча о блудном сыне. Покаяние любви учит. Покаяние дар божий. 26. Ум познаёт и запоминает. Знания. Разум отделяет главные знания от второстепенных. Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». 27. Истина. Разум смысл постигает. Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья. 28. Истина - подлинное Неложное знание. Истина в слове. «Житие» «Поучение Владимира Мономаха», «Священное писание», «Летописи». 29. Знание и мудрость. Истина в образе. Истина в деле. «Символы». Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых истин «Нерукотворный образ «Спасителя». Подлинность. Искренность, истовость. Мудрость - соединение истины, правды, любви. 30.Почему ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ - родные сестры. Мудрость и мудрецы София - Премудрость Божия. Замысел о нашем мире. Ярослав Мудрый. Преподобные Олтинские старцы. Премудрость - значение слова. Храмы Софии. Для чего они строились? Родство и единство Веры, Надежды Любви, Софии. Живут ли они в душе каждого из нас? 31. Заключительный урок. Посещение храма. |
4 класс (31 час). |
|
Введение (1 час) 1.Что такое традиции? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Родные Образы (10 часов) 2.Традиции первого образа. Отец: роль и место отцa в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец poдной, крёстный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага, кpёcтная мать. 3.Отечество. Родина. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символы миролюбия и справедливой кары. 4.Образы Веры, Надежды и Любви. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. 5. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. 6.Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве. 7.Образы покрова в народной традиции. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. 8.Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводитель-ница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова. 9.Образы Софии и света. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. 10. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека. Умелые Дела (10 часов) 11.Трудовые традиции. Крестьяне, ремесленники и купцы труженики России. 12.Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи - традиционные трудовые сообщества. 13.Традиции служения. Царство и воинство, священство и книжники. 14.Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. 15.Собор и дружина, братия и училище - традиционные сообщества общественного служения. |
16.Традиции праведного дела. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовыx традиций. 17.Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. 18.Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный Труд. 19. Талантливый человек - большой труженик. 20. Почему в основе любого таланта - любовь? Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись. Заветные Слова (10 часов) 21.Традиции святого слова.. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное. 22.Традиции доброго слова. Благословение.Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. 23.Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. 24.Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почёт русского человека. Слово чести и уговора самые надёжные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое - сговор. 25.Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. 26.Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. 27.Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. 28. Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход. 29.Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льётся - там легче живётся. 30.Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад. Заключительный урок (1 час) 31.Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего. |
Основы религиозных культур и светской этики.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В моем классе родители и дети выбрали обучение по двум модулям: «Основы православной культуры», «Основы светской этики».
4 класс |
|
Основы православной культуры |
Основы светской этики |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час) Урок 1. Россия — наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Урок 2. Православие и культура. Урок 3. Отношения Бога и человека в православии[14]. Урок 4. Православная молитва. Урок 5. Библия и Евангелие. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 7. Христос и Его Крест. Урок 8. Пасха. Урок 9. Православное учение о человеке. Урок 10. Добро и зло. Совесть. Урок 11. Заповеди. Урок 12. Милосердие. Урок 13. Золотое правило этики. Урок 14. Храм. Урок 15. Икона. Урок 16. Зачетные задания. Урок 17. Обобщающий урок. |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час) Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Урок 4. Ценность родства и семейные ценности Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов. Урок 7. Нравственный образец богатыря. Урок 8. Дворянский кодекс чести. Урок 9. Джентльмен и леди. Урок 10. Государство и мораль гражданина. Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества. Урок 12. Мораль защитника Отечества. Урок 13. Порядочность. Интеллигентность. Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время? Урок 16. Творческие работы учащихся. Урок 17. Подведение итогов. |
Окружающий мир
(автор А. А. Плешаков)
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
1 класс |
||
Тема урока |
Что формируется на уроках |
|
1.Учимся задавать вопросы об окружающем мире. 2. Наша школа. 3. Что мы знаем о нашей стране и своем городе? 4. Почему нельзя рвать цветы? 5. Почему в лесу нужно соблюдать тишину? |
Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника. Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. Классный, школьный коллектив. Россия - наша Родина. Родной город. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Правила поведения в природе. |
|
2 класс |
||
1. В гости к осени. 2.Про воздух. 3.И про воду. 4. Комнатные растения. 5. Животные живого уголка. 6.Про кошек и собак. 7.Будь природе другом! 8. Если хочешь быть здоров. 9.Поговорим о болезнях. 10.Берегись автомобиля! 11. Домашние опасности. 12.Пожар. 13.Как нужно купаться. 14.Наша дружная семья. 15.В школе. 16.Правила вежливости. 17.День рождения. 18.Мы — зрители и пассажиры. 19.Путешествие по родной стране. 20.Путешествие по Москве (виртуальная экскурсия). 21.Московский Кремль (виртуальная экскурсия). 22.Город по Неве (виртуальная экскурсия). 23.Путешествие по Оке. |
Красота окружающей природы. Бережное отношение к природе. Береги природу. Охрана воздуха. Береги природу. Охрана воды. Будь природе другом. Правила ухода за комнатными растениями. Правила ухода за кошками и собаками, за другими домашними животными. Личная гигиена. Роль природы в жизни человека. Бережное отношение к природе. Правила бережного отношения к своему здоровью. Вредные привычки. Закаливание. Ты - пешеход. Соблюдай правила дорожного движения Об ответственном отношении к домашним предметам обихода человека. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой, компьютером, острыми предметами. Соблюдай правила противопожарной безопасности. Правила безопасности на водоемах. Значение семьи для человека. О домашних обязанностях. Правила поведения в школе. Правила вежливости. Культура поведения во время празднования дня рождения своего и друга. Культура поведения в театрах, кинотеатрах. Красота, многообразие, неповторимость нашей страны. Любовь к Родине, к своему родному краю. Москва- сердце нашей Родины. История Кремля, его архитектурных памятников. Санкт – Петербург – вторая столица Российского государства. Красота окружающей природы, ее неповторимость. |
|
3 класс |
||
Как устроен мир |
||
Темы уроков |
Что формируется на уроках |
|
1.Природа. |
5.Природа в опасности. |
Представление о разнообразии природы нашей родины. Роль природы в жизни человека. Бережное отношение к природе. |
2.Человек. 3.Общество. 4.Мир глазами эколога. |
6.Природа вокруг нас (экскурсия). 7.Природе нужна твоя помощь (практическое занятие). |
|
Эта удивительная природа |
||
1.Воздух и его охрана. 2.Берегите воду! |
3.Охрана растений. 4.Охрана животных. |
Значение воды, воздуха, растений, животных в природе и жизни людей, охрана данного природных компонентов. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. |
Наша безопасность |
||
1.Огонь, вода и газ. 2.Чтобы путь был счастливым. 3.Дорожные знаки. |
4.Опасные места. 5.О молниях, змеях, собаках и прочем. 6.Экологическая безопасность. |
Основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Правила дорожного движения. Правила обращения с огнем, газом и другими предметами. Экологическая безопасность. |
1.Золотое кольцо Росси. |
Формирование представлений о красоте русских городов, традициях. |
|
4 класс |
||
Природа России |
||
Темы уроков |
Что формируется |
|
1.Равнины и горы России. 2.Моря, озера и реки России. 3.Зона арктических пустынь. 4.Тундра. 5.Леса России. |
6.Лес
и человек. 8.Пустыни. 9.У Черного моря. 10Экологическое равновесие |
Знакомство детей с разнообразием природы нашей страны, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Воспитание чувства гордости за свою Родину. |
Наш край. |
||
1.Поверхность нашего края. 2.Водоемы нашего края. 3.Наши подземные богатства. 4.Земля- кормилица 5.Жизнь леса. 6.Растения и животные леса (экскурсия). |
7.Жизнь луга. 8.Растения и животные луга. 9.Жизнь пресного водоема. 10Растения и животные пресного 11.водоема (экскурсия). 12.Растениеводство в нашем крае. 13.Животноводство в нашем крае. |
Формирование представления о своем родном крае, о его значении для России. Воспитание любви к своему краю. Учащиеся формулируют и практически выполняют правила поведения в природе. |
Страницы истории отечества |
||
1.Жизнь древних славян. 2.Во времена Древней Руси. 3.Страна городов. 4.Из книжной сокровищницы Древней Руси. 5.Трудные времена на Русской земле. 6.Русь расправляет крылья. 7.Куликовская битва. 8.Иван Третий 9.Мастера печатных дел. 10.Патриоты России. 11.Петр Великий. |
12.Михаил Васильевич Ломоносов. 14.Екатерина Великая. 15.Отечественная война 1812 года. 16.Страницы истории 19 века. 17.Россия вступает в 20 век. 18.Страницы истории 20 -30-х годов. 19.Великая война и Великая Победа. 20.Страна, открывшая путь в космос. 21.История вокруг нас (экскурсия). |
Первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с ее традициями, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. |
Современная Россия |
||
1.Основной закон России и права человека 2.«Дети имеют право на особую заботу и помощь» 3.Мы - граждане России. |
4.Славные символы России. 5.Такие
разные праздники. 7.Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). |
Знакомство детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка. |
Литературное чтение
(авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы литературного чтения начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование данных качеств осуществляется на каждом уроке при работе над литературными произведениями.
Планирование
духовно-нравственного воспитания
во внеурочной и внеклассной деятельности
1 класс Гражданско – патриотическое, правовое.
|
||
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
Экскурсия «Мы в школе». Игра «Как правильно поздороваться?» Экскурсия в осень Выбор актива класса. Распределение поручений. Выпуск классной газеты. |
День Знаний |
октябрь |
Знакомство с Уставом школы. Права и обязанности школьника. Игра: «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре). |
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
ноябрь |
|
Посещение музея им. Малинина «Моя малая Родина - Антропово». |
декабрь |
|
Общешкольная линейка, посвященная Дню Конституции. |
январь |
Конкурс рисунков «Родная сторона – моё Антропово» |
Конкурс чтецов |
февраль |
Кл. час «Защитникам Отечества посвящается». |
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
март |
Кл.час «Знаешь ли ты правила дорожного движения» |
Конкурс «Ими гордится школа». |
апрель |
Профилактика правонарушений (беседа сотрудников ОВД). |
Конкурс школьных газет, посвященных году молодежи. |
май |
Посещение школьного музея «Учителя и ученики школы в годы Великой отечественной войны». «В природе должно быть все чисто и красиво» (Прогулка с пользой). Поход в природу. |
Фестиваль Победы. Смотр строя и песни. |
Духовно – нравственное, этическое.
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
Учебная игра по правилам поведения в школе. Учимся общаться. Тренинг «Знакомство». |
Выставка рисунков «Мама, папа, я – дружная семья». |
октябрь |
Праздник «Посвящение в первоклассники». Кл. час «Волшебное слово – что ясный день». Составляем «Словарь вежливых слов». |
День пожилого человека. День учителя. Изготовление подарков ветеранам и учителям. |
ноябрь |
Праздник семьи. Беседа-игра «Как вести себя в библиотеке». |
«Осенний бал» |
декабрь |
Практическая работа «Птичкам надо помогать». Изготовление кормушек. |
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя елка |
январь |
Ролевая игра «Мы в гостях» |
|
февраль |
Беседа «Как мы бережем учебные вещи». Вечеру встречи выпускников. Праздник прощания с Азбукой. |
|
март |
Кл. час «Не говори да, если хочешь сказать нет». Утренник «О наших бабушках, мамах и сестричках». Изготовление подарков для мам, бабушек. Чтение и обсуждение книг о братьях наших меньших. |
|
апрель |
Устный журнал «День космонавтики». Кл. час «Не надо ссориться» Диагностика детского коллектива Тест. Диагностика воспитанности. |
Праздник семьи (конкур проектов «Моя семья») Неделя добра. |
2 класс Гражданско – патриотическое, правовое. |
||
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
КТД. «Законы жизни в классе». Планирование работы. Составление графика дежурства. Распределение поручений. Школьный дневник. Правила ведения дневника. |
День знаний. |
октябрь |
Экскурсия в природу «осень». |
Родительское собрание «Правовые основы семейного воспитания». Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
ноябрь |
Кл. час «О лени и лентяях». Конкурс рисунков «Люблю природу русскую». Беседа о соблюдении правопорядка (инспектор по делам несовершеннолетних при ОВД Зверева Ю. Н,) |
|
декабрь |
Беседа «Символы России - наши символы». |
День Конституции. Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
январь |
Конкурс рисунков «Ой, ты, зимушка – зима!» |
Конкурс рисунков «Я и школа». Родительский практикум «Поощрение и наказание в семье». |
февраль |
Экскурсия на железную дорогу. Правила поведения на железной дороге. Конкурс «А ну-ка, мальчики!». |
Конкурс чтецов «Мы – рядовые Победы» Спортивные соревнования ко Дню защитника Отечества. |
март |
Беседа о правилах дорожного движения (инспектор ГИБДД Степанова И.) |
Конкурс рисунков на противопожарную тематику. Конкурс школьных газет, посвященных году учителя. Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
апрель |
|
Общешкольное род. собрание «Семейные конфликты и их последствия». |
май |
Посещение музея им. Малинина «Великая Отечественная война». Встреча с ветеранами ВОВ. |
|
Духовно – нравственное, этическое
Месяц |
Мероприятие |
|||
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
||
сентябрь |
Участие в акции «Волна здоровья» . Деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем». |
|
||
октябрь |
Поздравление для первоклассников. Праздник для родителей и детей «Золотая волшебница Осень». Кл. час «Дружба начинается с улыбки» |
Декада пожилого человека. День учителя. Изготовление подарков ветеранам и учителям. |
||
ноябрь |
Беседа «Об аккуратности». Практическая работа «Скоро птички прилетят». Изготовление кормушек. |
Посещение музея им. М. С.Малинина «Крестьянская изба». |
||
декабрь |
Кл. час «Учитесь улыбаться». Новогодний огонек. |
Мастерская Деда Мороза. Новогодний фейерверк талантов. |
||
январь |
Конкурс рисунков «Ой, ты, зимушка – зима!» Игра-путешествие «Где жить - там и слыть». Кл. час «Мальчики и девочки». Шутливые соревнования. |
|
||
февраль |
Разбор ситуаций «Не забывай о вежливых словах». |
|
||
март |
Концерт для мам и бабушек. Кл. час «Ты не один, вокруг тебя люди». (Правила поведения в общественных местах) |
|
||
апрель |
Утренник «Откуда берутся грязнули? Тест. Диагностика воспитанности. Диагностика детского коллектива. Диагностика успешности воспитательной работы в школе (для родителей). |
Неделя добра. |
||
май |
Праздник «Прощание со 2 классом». Поездка в г. Галич. Знакомство с достопримечательностями города. Посещение монастыря. |
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
3 класс Гражданско – патриотическое, правовое
|
||
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
Кл. час. Распределение поручений. Планирование работы на год». «День именинника» (летние месяцы). |
День знаний. |
октябрь |
Беседа «Домашние задания. Как мы их выполняем» Беседа по профилактике правонарушений «Правила поведения в школе и общественных местах» |
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
ноябрь |
|
Поисковая работа «Ищу героя». |
декабрь |
ДК. «Народные традиции. Встреча Нового года». |
День Конституции. |
январь |
КТД « Традиции нашего класса». |
|
февраль |
Классный праздник «А ну – ка, мальчики!» |
Конкурс чтецов «К родным истокам». Фестиваль «Патриоты России». Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
март |
Кл. час. « Шалость, злонамеренный поступок, вандализм» (психолог школы). |
Региональный конкурс детских туристических буклетов «Во славу края и отечества!» Школьный концерт, посвященный закрытию Года учителя |
апрель |
Трудовой десант. Благоустройство поселка. ПДД. «Дорожные знаки и дорожная разметка. Где можно играть, ездить на велосипеде». |
Конкурс школьных газет, посвященных полету человека в космос». Конкурс рисунков на тему «50 лет первому полету человека в космос. |
май |
Беседа «С огнем шутить нельзя». Поездка в г. Кострому. Посещение кукольного театра и Терема Снегурочки. |
|
Духовно – нравственное, этическое.
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
Исследование межличностных отношений. Социометрия. «День именинника» (летние месяцы). |
|
октябрь |
Кл. час «Мальчики и девочки». |
День пожилого человека. День учителя. Изготовление подарков ветеранам и учителям. |
ноябрь |
Кл. час «Уважай свое время и время других». Утренник «Золотая волшебница Осень». |
Конкурс сочинений «Как моя семья встречает Рождество Христово?» Областной конкурс «Вифлеемская звезда 2010» |
декабрь |
Кл. час «Шестое чувство (о тактичности» Конкурс новогодних открыток. |
Новогодний «фейерверк талантов». ДДТ. Конкурс новогодней игрушки. |
январь |
Кл. час. «Поделись улыбкою своей». Участие в областной экологической программе «Сохраним птиц Костромской области!». Изготовление кормушек для птиц. |
|
февраль |
Беседа «О жадности и жадных». Концерт для родителей «Весенняя капель». |
|
март |
Праздник «А ну – ка, девочки». Конкурсная программа «Мисс совершенство» |
Фестиваль социальных акций. |
апрель |
Практическое занятие «Этикет в вопросах и ответах» Диспут « Что такое характер?» Тест «Конфликтная ли вы личность». Тест. Диагностика воспитанности. Диагностика детского коллектива. Диагностика воспитательной работы в школе (для родителей). |
Неделя добра. |
май |
Кл. час «Добрым быть совсем не просто» Посещение музей им.М. С. Малинина «Знакомство с оружием и обмундированием солдат ВОВ». Беседа «Ты в театре» Праздник «До свиданья, 3 класс». |
|
4 класс Гражданско – патриотическое, правовое. |
||
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
сентябрь |
Принятие правил жизни класса. Запуск исследовательских проектов «В их жизни была война», «Ищу героя». Кл. час «Личная ответственность школьника» с приглашением представителя по делам несовершеннолетних. |
|
октябрь |
|
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
ноябрь |
Запуск проекта «Ими гордится школа» (о И. Б. Косульникове). |
Посещение музея им. Малинина «Прядение. Прялка. Ткацкий станок. Вышивка» |
декабрь |
Кл. час «Я – гражданин России». |
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. День Конституции. |
январь |
«Шалость, злонамеренный поступок, вандализм» (психолог школы). |
Конкурс стихов и электронных открыток, посвященных ДДТ. |
февраль |
Запуск проекта «Моя родословная». Подготовка к празднику «Великая масленица!». Проект «Соответствие классного кабинета нормам САНПиНа». |
Конкурс чтецов, посвященных 1000 - летию Руси, 850 - летию бородинского сражения. Фестиваль «Патриоты России». Представление проектов «В их жизни была война», «Ищу героя». Конкурс «Ими гордится школа». |
март |
Кл. час «Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось» (о семье). Праздник «Великая Масленица!» Экскурсия в школьный музей «Из истории нашей школы». |
Занятие клуба «Светлая горенка» при ДДТ. |
апрель |
Проект «Приезжайте в гости к нам. «День космонавтики» Космическая игра. Посещение школьного музея «В их жизни была война». |
Конкурс школьных газет. |
май |
Конкурс- викторина к Дню Победы. Поездка в г. Галич. Посещение краеведческого музея. |
Посещение музея им. Малинина. Встреча с ветеранами ВОВ. |
Духовно – нравственное, этическое.
Месяц |
Мероприятие |
|
|
Классное |
Общешкольное, муниципальное, региональное и др. |
октябрь |
Игра – беседа «Секретные советы мальчикам». |
День пожилого человека. День учителя. Изготовление подарков ветеранам и учителям. |
ноябрь |
Игра – беседа «Секретные советы девочкам». |
Областной конкур «Вифлеемская звезда 2011» |
декабрь |
«Человек среди людей. Секреты общения» (психолог школы). Концерт для родителей «Новогодний фейерверк талантов». |
|
январь |
Кл. час «Душевность и бездушие». |
|
февраль |
Кл. час «Культура моей одежды» |
|
март |
Кл. час «Что значит быть счастливым» |
Фестиваль социальных акций. Смотр – конкурс им. Ю. Н. Третьякова. |
апрель |
Коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино» Поездка в г. Кострому. Посещение музея природы и цирка. Тест. Диагностика воспитанности. Диагностика детского коллектива. Диагностика успешности воспитательной работы в школе (для родителей). |
Неделя добра. |
май |
Выпускной вечер. Изготовление подарков для родителей, учителей. |
|
Приложение №1
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
-
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
-
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
-
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»
(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов:
Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся;
определение изменений, происшедших в личности школьника;
Метод: наблюдение
Уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивается на основе собственных наблюдений учителя и записывается в таблицу: «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.
Духовно-нравственные качества личности:
1. Готовность придти на помощь.
2. Умение быть благодарным.
3. Уважение к старшим.
4. Дружелюбие.
5. Забота о младших.
6.Ответственность за порученное дело.
7. Инициативность.
8. Терпимость.
9. Активность в учебе.
10. Активность в дополнительном образовании.
11. Творческая направленность.
12. Любовь к Родине.
13. Позитивное отношение к своей национальности.
14. Наличие принципов и убеждений.
15. Культура речи, общения.
16. Нравственность поступков.
17. Интерес к родной культуре.
18. Интерес к истории своего края.
19. Физическая активность.
20. Коллективизм.
21. Школьный патриотизм.
Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.
Литература:
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М: «Вако», 2002, 240 с.
-
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва,1991
-
Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999
-
Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001
-
Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. Москва. 2000.
-
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Москва. «Просвещение», 2010.
-
Камкин А. В. Истоки. Москва. «Издательский дом «Истоки». 2006.
-
Плешаков А. А. Тематическое планирование по курсу «Мир вокруг нас». Москва. «Просвещение». 2003.
-
Климанова Л.Ф, Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Москва. «Просвещение», 2006.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Использование настольных игр на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей