В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегративный урок "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам А.С.Пушкина)

Лариса Калинина Лариса Калинина
Тип материала: Урок
просмотров: 7164
Краткое описание
Урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:
    развитие познавательных интересов учащихся;
    развитие выразительной речи;
    закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;
    развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание
Интегративный урок (литература – музыка – мировая художественная культура – изобразительное искусство) (3 часа: 1 – урок-концерт, 2 – урок-игра «Умники и Умницы», 3 – урок-алфавит) «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С.Пушкина) 5 класс Учитель: Калинина Л.Н. Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Цели: развитие познавательных интересов учащихся, развитие выразительной речи, закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре; привитие любви к предметам; развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Задачи: повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине; расширять круг знаний о художниках, композиторах; обогащать словарный запах учащихся; побуждать к самостоятельной работе с текстами произведений; воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.
Оформление:
§ стенды, оформленные рисунками учеников по сказкам А.С.Пушкина
§ стенды, оформленные наглядными пособиями о жизни и творчестве А.С.Пушкина
§ оформление кабинета (дуб, сделанный из картона (папье-маше), с рисунками учеников)
§ стенд, оформленный иллюстрациями И.Я.Билибина к сказкам А.С.Пушкина
§ столы поставлены для гостей-жюри, для команд, для художников
§ стеллаж с демонстрацией сборников сказок А.С.Пушкина

Технические средства:
§ телевизор
§ видеомагнитофон
§ видеокассеты с записью мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина; фильма А.Птушко «Руслан и Людмила» (1972 год)
§ диапроектор для просмотра слайдов
§ экран для просмотра слайдов
§ магнитофон с записью: 1) увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; 2) балет Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
§ фортепиано

Подготовка:
§ за день до мероприятия учащиеся получают задание показать пантомиму по предложенному отрывку (для демонстрации соперникам во время конкурса) – у каждой команды своя сказка
§ за день до мероприятия учащимся предлагается определить трёх участников (художников) для работы над иллюстрациями к сказкам
§ учащиеся заранее получили задание выучить и прочитать по ролям отрывки из разных сказок (по два эпизода)
Ход урока:
I урок. 1. Вход учащихся под музыку М.И.Глинки (увертюра к опере «Руслан и Людмила») (учащиеся входят парами: мальчики подводят девочек к их месту, кланяются, девочки делают реверанс; мальчики одеты в костюмы, девочки – в бальные платья).
2.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (монтаж): 1 ученик (в цилиндре с книгой и пером в руках): Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
2 ученик:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

3 ученик:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4 ученик:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

1 ученик:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


  1. Хор исполняет песню «Белая дорожка» (музыка В.Ренева, слова А.Пришельца) (здесь и далее аккомпанирует преподаватель музыки на фортепиано).
Мороз трещит и колется, На улице дымок, А в поле, за околицей. Простор широк! припев: За речку, за рощу Веди, веди сама, Ах, белая дорожка, Русская Зима! Летит, пылит метелица, А на пути – лесок. В лесу за каждым деревцем Снежок прилег. припев (тот же) Сюда не раз ходили мы В осенние деньки, Средь поля посадили мы Свои дубки. припев (тот же) Музыка продолжает тихо играть. 4.Слово учителя:
— Добрый день, дорогие друзья!
 Русская классическая литература – это бесценная кладовая национальной культуры. В ней собрано много сокровищ, и среди них самые удивительные – сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей принимает их с благодарностью тем, кто их сочинил.
5.Хор исполняет романс «Зимний вечер» (музыка М.Яковлева, слова А.С.Пушкина).
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена? Спой мне песню. как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.  6. Слово учителя:
— Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил А.С.Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное – прелесть и свободу сказочного чуда.
Как и в народных сказках, у поэта соседствуют красота земного бытия и горечь чувств терпящих бедствие людей.
1 ведущий:
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица… На экране слайд И.Я.Билибина.
7. — Ребята, вы узнали сказку? («Сказка о царе Салтане…»)
 8. — А автор иллюстрации вам известен? (И.Я.Билибин)
2 ведущий: Иван Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка (близ Петербурга). Окончил юридический факультет, но увлекся живописью и несколько лет занимался под руководством художника Ильи Репина. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам. Он создает серию из шести «сказок», затем издательство выпускает сказки А.С.Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о золотом петушке».
3 ведущий(стоит у стенда с иллюстрациями И.Я.Билибина к сказкам А.С.Пушкина): Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Черные орнаментальные линии четко ограничивают цвета. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
9. Слово учителя:
— Пройдет немного времени — и Гвидон увидит перед собой златоглавый город, стены с частыми зубцами. Здесь Гвидона увенчают княжьей шапкой. В сказке открывается мир несказанных чудес. Есть в возникшем на пустынном острове-граде затейливая белка, выходит из моря стража – 33 богатыря с Черномором. Но всех удивительнее царевна Лебедь:
1 ведущий:
Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит… На экране «Царевна Лебедь» (М.А.Врубель)
10. Слово учителя:
— Перед нами не просто невеста в богатом наряде, а воплощение мечты о прекрасном человеке:
2 ведущий:
А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.  11. Звучит ария царевны Лебеди Н.А.Римского-Корсакова. В это время девочка исполняет танцевальный этюд царевны Лебеди.
3 ведущий: Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, дирижер. Игре на фортепиано будущий композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечен музыкой, наибольшее впечатление на него произвела музыка М.И.Глинки – его опера «Руслан и Людмила».
1 ведущий: Опера «Сказка о царе Салтане…» Римского-Корсакова — светлая и яркая. Либретто по сказке писал В.И.Бельский, ставший постоянным литературным помощником композитора. Он внес незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, чудесный город на острове Буяне – Леденец…
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут… 12. Слово учителя:
— В сказках Пушкина естественно сливается фантастическое действие с приметами русского быта, русской жизни. Мы читаем о царице, ждущей царя:
2 ведущий:
Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля… Слово учителя:
— Бескрайнее заснеженное поле – это Русь, и слова взяты поэтом у русского человека, живущего во вьюжной стороне под суровым зимним небом.
Хор исполняет песню «Зимняя сказка» (музыка и слова С.Крылова).
Когда зимний вечер Уснет тихим сном, Сосульками ветер Звенит за окном, Луна потихоньку Из снега встает И желтым цыпленком По небу идет. А в окна струится Сиреневый свет, На хвою ложится Серебряный снег, И, словно снежинки, В ночной тишине Хорошие сны Прилетают ко мне. Ах, что вы хотите, Хорошие сны? Вы мне расскажите О тропах лесных, Где все, словно в сказке, Где – сказка сама – Красавица русская Бродит зима. 13. Слово учителя:
— Пушкин открыл поэзию сказочных чудес, ввел сказку в литературу на правах не гостьи, а полноправной хозяйки. От «Сказки о попе и о работнике его Балде», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о золотом петушке» и других творений поэта далеко протянулись нити к творчеству последующих писателей-сказочников вплоть до нашего времени.
14. Слово учителя:
— Н.А.Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, в том числе Н.Я.Мясковский, «Мазурку» которого сыграет на скрипке … (ученица играет на скрипке «Мазурку» Н.Я.Мясковского).
15. 3 ведущий: «Золотой петушок» — последняя опера Римского-Корсакова, написанная по сказке А.С.Пушкина. Художником выступил все тот же Билибин.
Слово учителя:
– Перу Пушкина принадлежит 7 сказок. Сегодня на втором уроке-конкурсе мы рассмотрим 5 самых известных: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А закончим мы первый урок знаменитым вступлением к сказочной поэме «Руслан и Людмила».
1 ведущий: Замысел оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки в значительной мере отличается от произведения А.С.Пушкина. В опере воспевается героизм, благородство, высмеивается трусость, осуждается жестокость, коварство, злоба. Глинка показал мужественного Руслана, нежную Людмилу, пылкого Ратмира, трусливого Фарлафа, коварную Наину, жестокого Черномора.
16. Хор исполняет песню «Лукоморье» (музыка народная, слова А.С.Пушкин).
У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Все бродит по цепи кругом. И днем, и ночью кот ученый Все бродит по цепи кругом. 17. Звучит «Марш Черномора». Разыгрывается действие: Черномор и две наложницы.

II урок. 1. Слово учителя:
— А сейчас мы перейдем к викторине-конкурсу по сказкам А.С.Пушкина.
— Кто знает, что такое викторина? (слово произошло от корня «виктория» — победа)
— Мы проводим викторину-конкурс, где будут победители. В ней участвуют две команды: команда мальчиков, которая называется «Умники», и команда девочек, которая называется «Умницы».
— Веду конкурс я, а помогает мне … (учитель).
Вместе с нами – (представить всех гостей). Мы предлагаем нашим гостям быть не просто зрителями, а поработать в качестве членов жюри.
— Сегодня наша главная задача – получить удовлетворение от общения друг с другом и со сказками А.С.Пушкина. В конкурсе участвуют все.
2. — Итак, начнем. И первое задание получают художники (те ребята, которых выбрала команда для работы с иллюстрациями) (на специально подготовленных столах лежат карандаши, фломастеры, ластики...). Предлагаем вам выбрать себе по 3 иллюстрации из разных сказок Пушкина, и пока команда выполняет другие задания и отвечает на вопросы, вы раскрашиваете их и отгадываете название сказки (художники приступают к работе).
3. — Вчера участники команд получили задание разыграть пантомиму для соперников. Кто знает, что такое пантомима?(вид сценического искусства, в котором для передачи содержания используется только движение тела, жесты и мимика). Посмотрим, что же у них получилось.
Команды по очереди представляют свой отрывок, соперники отгадывают (1 команда – «Сказка о попе…» (вступление) (автор, поп, Балда); 2 команда — «Сказка о мертвой царевне…» (от слов «… на девичник собираясь..» до «… все ж румяней и белее..») (царица, зеркальце, автор)).
4. – Сейчас ребята представят нам чтение по ролям отрывков, а их соперники назовут сказки: 1команда – «Сказка о золотом петушке» (со слов «… а, здоров, мой отец..» до «… оттащите старика..») (царь, автор, скопец); 2 команда — «Сказка о царе Салтане…» (от слов «… пушки с пристани палят..» до «… от меня ему поклон..») (автор, Гвидон, корабельщики – 2 человека)
5. – Ребята, а сейчас мы предлагаем вам показать, насколько вы внимательно читаете сказки. Соберите строки в нужном порядке (на отдельном листке напечатанные строки из сказок разрезаны на полоски. Задание – собрать в нужном порядке).
1 команда:
(Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана,
И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице; А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят И в глаза ему глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе поклон»). 2 команда:
(В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, В тайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее». За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец. «Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало. Знать, ее в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил»).
6. –А сейчас мы переходим к викторине:
— За правильные ответы вы будете получать жетоны, которые затем вам обменяют на сладкие призы. Но: есть главное условие: вы должны внимательно слушать вопросы, не выкрикивать с места, отвечать только с поднятой руки. За выкрики с места – штраф (отобранный жетончик). Такие правила игры.
Вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает, то вопрос переходит к соперникам. Ребята, сейчас вы сможете показать и то, как вы владеете поисковым методом: на ваших столах лежат красивые книга со сказками А.С.Пушкина. Вы сможете ими пользоваться, чтобы правильно ответить, но это в самом крайнем случае.
«Сказка о попе и о работнике его Балде». (начало сказки читает один ученик)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.


1 команда (далее 1):
1. Закончите цитату:
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он… (на русский авось)
2 команда (далее 2):
2. Что такое «авось»? (может быть, обойдется)
1 — 3. За какую цену согласился служить Балда у попа? (три щелка в год)
2 — 4. Что делает Балда в поповском доме? Зачитайте (работает за семерых, до светла все у него пляшет, лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит, яичко испечет да сам и облупит…кашу заварит, нянчится с дитятей)
1 — 5. Что придумали поп с попадьей, чтобы не расплачиваться с Балдой за работу? (собрать с чертей оброк – налоги за три года)
2 — 6. В каких трех конкурсах Балда обыграл чертей? (1 – бег вокруг моря(расскажите или зачитайте); 2 – метание палки(расскажите или зачитайте); 3 – поднятие тяжестей(расскажите или зачитайте)).
1 — 7. Как Балда вызывал чертей из моря? (стал веревку крутить да конец ее в море мочить)
2 — 8. Продолжите цитату:
С первого щелка (прыгнул поп до потолка),
Со второго щелка (лишился поп языка),
А с третьего щелка (вышибло ум у старика).
А Балда приговаривал с укоризной: (не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
«Сказка о мертвой царевне…» (начало сказки читает один ученик)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.


1 – 1. Назовите день рождения царевны? (сочельник, в ночь с 6 на 7 января)
2 – 2. Кто из героев сказки умер от любви и восхищения, а кто от зависти и тоски? (мать-царица и мачеха)
1 – 3. Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
В чей терем попала царевна? (семи богатырей)
2 – 4. Продолжите цитату:
Кто же? Выдь и покажися.
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
(Дядей будешь нам навек).
Коли парень ты румяный,
(Братец будешь нам названый).
Коль старушка,
(Будь нам мать).
Так и станем величать.
Коли красная девица,
(Будь нам, милая, сестрица)
1 – 5. Чем занимались 7 богатырей день за днем? (братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять, руку правую потешить, сорочина в поле спешить, иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса).
2 – 6. От чего умерла царевна? (откусила кусочек яблока)
1 – 7. Кто пытался защитить и спасти царевну, а потом погиб? (пес Соколка)
2 — 8. Назовите героя:
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется (королевич Елисей)
1 – 9. Кого расспрашивал королевич Елисей о своей невесте? (солнце, месяц и ветер)
2 – 10. Кто подсказал, где найти царевну? (ветер)
1 – 11. Продолжите цитату:
Свет мой, зеркальце! Скажи (да всю правду доложи)
Я ль на свете всех милее (всех румяней и белее)
И ей зеркальце в ответ (ты, конечно, спору нет)
2 — 12. Где нашел королевич Елисей свою царевну? (в пещере в крутой горе в хрустальном гробе)

«Сказка о золотом петушке» (начало сказки читает один ученик)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря… Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.


1 – 1. Зачем царю Дадону понадобился золотой петушок? (чтобы знать откуда надвигаются враги)
2 – 2. Кто подарил золотого петушка Дадону, и что за это пообещал ему царь? (мудрец-звездочет и скопец; исполнить первую волю как свою)
1 – 3. Что же попросил скопец за петушка? (подари ж ты мне девицу, шамаханскую царицу)
2 – 4. Продолжите цитату:
Кири-ку-ку (царствуй, лежа на боку)

«Сказка о царе Салтане…» (начало сказки читает один ученик)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир». -
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».-
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».


1 – 1.Продолжите фразу:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
(Приготовила б я пир)».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
(Наткала я полотна)».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
(Родила богатыря)».
2 – 2. Сына Бог им дал в аршин…
Чему равен аршин? (<metricconverter productid=«71 сантиметр» w:st=«on»>71 сантиметр)
1 – 3. Продолжите цитату:
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь…
(не то сына, не то дочь;
не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку)».
2 — 4. Что стало с царицей и ребенком? (в бочку посадили, засмолили, покатили и пустили в океан)
1 — 5. Как освободились мать и сын из бочки? (рос не по дням, а по часам, сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся, понатужился немножко…вышиб дно и вышел вон)
2 — 6. Как Гвидон познакомился с царевной Лебедь? (спас ее от коршуна)
1 — 7. Сколько детей было в семье царевны Лебеди? (34: 33 богатыря и Лебедь)
2 — 8. Как назывался остров, на котором поселился Гвидон и царица? (Буян)
1 — 9. В кого превращался князь Гвидон, чтобы побывать в доме у царя Салтана? (в комара, муху, шмеля)
2 — 10. Чем занималась затейница-белка? (белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд)

«Сказка о рыбаке и рыбке» (начало сказки читает один ученик)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».


1 – 1. Сколько и какие желания старухи выполнила золотая рыбка? (желаний было 5; корыто, изба, столбовая дворянка, царица, владычица морская – получила отказ)
2 – 2. Что ты, баба, белены объелась? –
Спрашивает старик у старухи.
Что такое белена? (ядовитое растение с одурманивающим запахом; белены объелся, т.е. одурел, обезумел)

Узнайте сказку по последним словам:
1– 1. Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил («Сказка о царе Салтане…»)
2– 2.  И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил («Сказка о мертвой царевне…»)
1 – 3. Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. («Сказка о золотом петушке»)
2– 4. На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

7. Эпизод из какой сказки сейчас будет вам показан?
(каждой команде по два эпизода из мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина:
1 команда:«Сказка о попе…» и «Сказка о рыбаке и рыбке»;
2 команда:«Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане…»)

8. Подведение итогов.
  1. Иллюстрации (мнение жюри)
  2. Подсчет жетончиков (за участие в викторине, за работу над иллюстрациями, пантомима, чтение по ролям)
  3. Жюри называет победителей в предложенных им заранее номинациях. Высказывает свое мнение.
  4. Награждение победителей.


III урок-алфавит. (учитель предлагает учащимся заполнить таблицу-алфавит словами, запомнившимися им из двух предыдущих уроков).
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

*В таблице должны появиться следующие слова:
А – ария, автор, аршин, авось
Б – Билибин, Бельский, Балда, Буян, богатыри, белена
В – Врубель, викторина, вопрос
Г – Глинка, Гвидон
Д – Дадон
Е – Елисей
Ж – жюри, жетон, жест
З – зритель, «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя сказка»
И – иллюстрация, искусство, игра
К – Крылов, книга, композитор, культура, команда, концерт, конкурс
Л – Лебедь, Леденец, Людмила, Лукоморье, литература, либретто
М – Мясковский, Милитриса, Михайловское, «Мазурка», марш, мимика, музыка, метод, мультфильм
Н – Наина
О – отрывок, ответ, остров, оброк
П – Пушкин, Пришелец, поэт, писатель, поэма, песня, пантомима, петушок, поп
Р – Руслан, «Руслан и Людмила», Римский-Корсаков, Репин, Ренев, Ратмир, романс, роль, рисунок
С – сказка, стихотворение, строки, слайд, сцена, скрипка, Салтан, сочельник
Т – Тмутаракань, Тарховка
У – увертюра, «Умники и Умницы»
Ф – фильм, Фарлаф
Х – художник, хор
Ц – царь, царица, цитата
Ч – Черномор, черти, чтение
Ш – Шамаханская царица, штраф
Щ – щелчок
Э – этюд, эпизод, экран
Ю – юридический факультет
Я – Яковлев, яблоко
Пожаловаться 17 ноября 2012
Файлы
chto_za_prelest'_eti_skazki!.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
пояснительная записка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка


Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых технологий и новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется интегративный урок, который играет очень важную роль в педагогическом процессе.

Интегративный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Идея интеграции в обучении имеет глубокие корни. Впервые об этом заговорил классик мировой педагогики Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».

В основе интегративного обучения лежат следующие принципы:

  • учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

Благодаря этим принципам в интегративном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между учителем и учениками, на основании которой они самосовершенствуются.

Интегративные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся, способствуют всестороннему развитию личности, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждать их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, ведь урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, «кусок истории личностной судьбы ребенка».

В нашей школе интегративные уроки начали проводиться с 2004 года. За это время накоплен большой опыт. Проведено много уроков, которые смогли увидеть и оценить не только учителя нашей школы, но и родители. С 2008 года мы ввели в практику проведение открытых выездных интегративных уроков, когда представляется элемент урока для сотрудников музея (например, в музее-мастерской скульптора А.С.Голубкиной). Очень хорошо такие уроки воспринимают ученики.

Предлагаемый урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) – интегративный урок литературы – музыки – мировой художественной культуры – изобразительного искусства. Этот урок целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:

  • развитие познавательных интересов учащихся;

  • развитие выразительной речи;

  • закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;

  • привитие любви к предметам;

  • развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Учитель предполагал решить следующие задачи:

  • повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине;

  • расширять круг знаний о художниках, композиторах;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • побуждать к самостоятельной работе с текстами произведений;

  • воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.

Поставленные цели были достигнуты, задачи решены. Это отчетливо проявилось на уроке, когда проводилась рефлексия.

Во время проведения урока «Что за прелесть эти сказки?» использовались технические средства:

  • телевизор;

  • видеомагнитофон;

  • видеокассеты с записью мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина; фильма А.Птушко «Руслан и Людмила» (1972 год);

  • диапроектор для просмотра слайдов;

  • экран для просмотра слайдов;

  • магнитофон с записью: 1) увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; 2) балет Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

  • фортепиано

- это было необходимо для более полного усвоения материала, развития познавательного интереса учащихся. После проведения этого урока ребятам была предложена анкета со следующими вопросами:

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Одобряете ли вы идею проведения уроков в такой форме?

  3. С какими еще предметами вы хотели бы видеть интегративные уроки литературы?

  4. Какими вы были на уроке?

Всем ребятам очень понравился урок. Только 3 человека ответили, что они были не слишком активны, все остальные подтвердили обратное, что можно было увидеть по результатам проведения урока. А результаты впечатляющие! Литературу ребята хотели бы видеть в интеграции с историей и информатикой.

Первые три вопроса были также заданы родителям, которые высоко оценили работу учителя и своих детей. Чувствовалась заинтересованность.

Работники музея-мастерской скульптора А.С.Голубкиной, а также посетители музея отметили, что подобное мероприятие проводится у них впервые (в музее был показан только урок-концерт). Идея им понравилась, поэтому когда возникла мысль провести там же урок по творчеству М.Ю.Лермонтова (6 класс), администрация сразу же согласилась.

Что же дают интегративные уроки? Во-первых, это ликвидация дублирования тем и снятие излишней перегрузки учащихся; во-вторых, знания (даже если они и предлагаются в форме концерта и игры) даются на более высоком уровне обобщения и в то же время концентрируются; в-третьих, подобные мероприятия развивают речь и интеллект учащихся.



chto_za_prelest'_eti_skazki!.zip
Войдите для скачивания файлов
пояснительная записка.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru