В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Игра как способ повышение эффективности автоматизации звуков в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ

Игра как способ повышение эффективности автоматизации звуков в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ

Краткое описание
Поиск оптимальных и эффективных способов автоматизации поставленных звуков у детей с ОВЗ.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
В пути с игрой к правильной речи.docx Скачать

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 158 комбинированного вида»

Международный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»




Номинация

«Научно-практическая конференция для педагогов: инновации в образовании»



Тема работы


Игра как способ повышение эффективности автоматизации звуков

в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ






Автор: Манаева Людмила Петровна

Должность: учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Телефон: +7-923-113-67-49

Адрес электронной почты: lpmanaeva33@mail.ru























город Новосибирск

2018 г.

Дошкольное детство – это период жизни ребенка, насыщенный яркими впечатлениями, поиском, открытиями, играми. Игра – это упражнение, занятие, отдых, развлечение, забава, потеха, соревнование, тренинг.

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, способствует развитию качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Для детей с ОВЗ, страдающих различными речевыми, зрительными и неврологическими расстройствами, игровая деятельность такое же важное значение. Она является необходимым условием всестороннего развития их личности и интеллекта. В процессе игры формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, отношение к людям.

Для преодоления трудностей, возникающих в коррекционной работе с воспитанниками с ОВЗ, имеющими речевые нарушения: ограниченный словарный запас, полное или частичное отсутствие грамматических форм, недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, а также изменения темпа речи, ее плавности, не проявляющими склонности к словотворчеству, широко используются инновационные игровые приемы.

Традиционные и инновационные подходы к игровой деятельности, как средство, метод, в коррекционной работе широко используются. Чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, кинетический, кинестетический) мы используем в процессе учебной игры, тем успешнее и быстрее будет обучение, а значит автоматизация поставленных звуков.

Ребенок меньше устает, сохраняет свой физический и эмоциональный ресурс, если игра сопровождается активными движениями в пространстве, цветовыми и звуковыми эффектами, простотой выполнения игровых правил. Физическая активность, включение в работу различных групп мышц тела, в сочетании с учебными задачами повышают эффективность усвоение полученных навыков.

Организация обучения детей с ОВЗ требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. В связи с отсутствием у ребенка четкой мотивации говорить «правильно и красиво», при появлении первых трудностей ребенок часто теряет интерес к занятиям с логопедом. Именно игра выступает тем «ключиком», который позволит достичь убедительных результатов в учебной деятельности. Создание постоянно игровых ситуаций на занятиях обеспечит возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Применению игр в логопедической работе посвящено немало работ и публикаций, раскрывающих достаточно много игровых приемов по преодолению нарушений в развитии лексики, грамматики, фонематики, фонетики. В связи с этим проблема целесообразного и адекватного применения дидактических игр и игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое значение. Активное использование ребенком в процессе игры комплекса анализаторов (двигательного, слухового, зрительного, тактильного, кинестетического) необходимо, чтобы решить все поставленные логопедом задачи.

При автоматизации поставленного звука необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному», строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте.

На каждом этапе автоматизации звуков целесообразно использование различных игр или усложненных вариантов тот или иной игры.

В процессе коррекционной работы автоматизация звуков проходит определенные этапы: изолированное произношение звука, постепенное введение поставленного звука в слоги, использование этого звука в словах, предложениях, текстах и в самостоятельной речи.

На этапе изолированного произношения поставленного звука можно использовать игры по принципу «дорожек».

  • «Пропрыгай с высоко поднятыми ногами как лошадка по дороге со звуком (Ц)»

  • «Проползи как змейка по дороге со звуком (Ш)»

  • «Прошагай пальцами по дорожке со звуком (С)»

C:\Users\Алина\Desktop\фото из телефона 7.02.2018\Новая папка2\Новая папка3\20171212_085944.jpg

На этапе автоматизации поставленного звука в слогах по принципу «ходилок», «лабиринта»:

  • «Пальцеход». Ребенок пальчиками идет по дорожке, выложенной цветными фигурками или камешками». Слоги произносятся то громко, то тихо.

C:\Users\Алина\Desktop\Публикации\фото\2.jpg

  • «Волшебная палочка». Своим огоньком или стуком «волшебная палочка» упражняет детей в счете и «просит» повторить слог несколько раз. Логопед ударяет палочкой и произносит слоги. Затем передает палочку ребенку.

  • «Паучок». Пальчики, имитирующие движения паука, перемещается к цели, произнося слоги с поставленным звуком.

На этапе автоматизации поставленного звука в словах:

  • Игровое многофункциональное пособие «Чудо – ларчик»

Пособие знакомит детей с понятиями «ряд», «столбец». Учит детей ориентироваться по клеточкам на плоскости. Ребенок упражняется в умении проговаривать слоги с поставленным звуком, проговаривании слов с поставленным звуком,

В свободное от занятий время с его помощью можно проводить дидактические игры: Прошагай при помощи человечков-звуков», «Пройти пальчиком по обозначенным клеточка, произнося слог (ША), (ШО)» и др.

C:\Users\Алина\Desktop\Публикации\фото\222.jpg

На этапе автоматизации поставленного звука во фразе:

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.

  • Игровое пособие «Звуковая гусеничка»

Игровой момент. На тропинке встретились два червячка: «Смотри, - сказал первый, - что это за странная желтая дорожка? – Нет, это чей-то хвост! – ответил другой. – Ой, как интересно! Давай пройдем по ней до конца и узнаем, кто это! Вперед!» - так можно начать игру, чтобы узнать, что же представляет собой звуковая гусеничка.

Ребенку предлагаются кружки – картинки, которые необходимо вставить в кармашки на каждом звене «гусенички», отвечая на вопросы логопеда фразой.

  • Согласование существительного и прилагательного в словах со звуком (Р): красный карандаш, оранжевая морковь, розовая ракушка и т.д.

  • Согласование существительного и числительного в словах со звуком (Рь): три редиски, четыре репы и т.д.

  • «Какая, какой, какие?». Отрабатывается и образование относительных имен прилагательных (сок из кЛубники — кЛубничный, пюре из ябЛока — ябЛочное).

C:\Users\Алина\Desktop\Публикации\фото\Пособия, статьи\Пособие гусеница.jpg

На этапе автоматизации поставленного звука в предложении:

  • «Маленькие слова». Повторить, составить или исправить предложение, правильно используя предлоги.

  • «Исправь предложение». Сказочный герой перепутал слова в предложении, чтобы никто не догадался, что он сказал. Исправь ошибки.

  • «Веселый поезд». Составить предложение по картинке и занять места в вагончиках по порядку, в зависимости от количества слов в предложении.

На этапе автоматизации поставленного звука в тексте:

  • «Сад» (цепной текст). Ребенок продвигаясь по стрелочкам от картинке к картинке, проговаривает цепной текст, насыщенный поставленным звуком.

C:\Users\Алина\Desktop\Публикации\фото\ек.jpg


В результате использования данных игр можно сделать выводы об их эффективности:

  1. В процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ОВЗ расширяется и активизируется словарный запас, усваиваются правильные формы грамматических категорий, развивается связная речь, развивается фонематическое восприятие и улучшается слоговая структура слов, развивается общая и мелкая моторики;

  2. У детей с ОВЗ происходит быстрое и легкое усвоение программного материала;

  3. Дети с ОВЗ меньше устают, увеличивается время максимальной работоспособности;

  4. У детей с ОВЗ наблюдается повышение заинтересованности, сохраняется физический и эмоциональный ресурс.


Список использованной и рекомендованной литературы:

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры – М.: Педагогика, 1978.

  2. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.

  4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

  5. Комарова Л.А. Альбомы дошкольника. – Изд-во Гном и Д, 2009.

  6. Андропова Л.Н. Игры на асфальте. – Логопед № 3-2012.

  7. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  8. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос