В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство «Учитель» объявляет акцию «В помощь классному руководителю». Акция действует с 05 по 18 августа 2019 г., в этот период Вы можете приобрести доступ к мероприятиям со скидкой 25%*. Подробнее об акции

Урок "Употребление частиц НЕ и НИ" (6 класс)

Урок "Употребление частиц НЕ и НИ" (6 класс)

Рузалия Загрутдинова
Тип материала: другое
просмотров: 6144
Краткое описание
Методическая  разработка  урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ»  предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.
Описание
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Употребление частиц НЕ и НИ (Методическая разработка урока русского языка для 6 класса) Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны Апастово, 2012г.
Пояснительная записка 1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна 2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы 3. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ» 4. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни. Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты. 5. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты. Тема урока:Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс). Цель:обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ; формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ; совершенствование навыков орфографической зоркости; развитие речи и грамотности; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к здоровому образу жизни. Оборудование:карточки для самостоятельной работы, тексты для работы, Карточки — подсказки, тесты. Ход урока I.Актуализация 1. Орфоэпическая разминка(слова выводятся на экран) Задание В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1) Донизу, включена, лгала 2) Свекла, поручни, взято 3) Деспот, портфель, эксперт 4) Поняли, звонит, отняла В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? 1) Прибрала, алфавит, аноним 2) Апостроф, одолжит, ожила 3) Прислала, ломота, лечо 4) Повторит, диалог, диспансер 2. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный. (Слова выводятся на экран и проверяются учащимися). 3. Фронтальный опрос — Для чего служит частица НЕ? Частица НИ? — Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи. — Когда НИ является отрицательной частицей? -Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ? II. Формирование умений и навыков 1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ Светило солнце в вышине Ни бледно и неярко И в результате было мне Ни холодно, ни жарко. К доске я вышел отвечать Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо. — Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо 2. Работа по тексту (Текст выводится на экран) Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость. — Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок. — Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений? 1) день (№2) 2) капюшон (3) 3) труженик (№5) 4) радость (№6) — В каком предложений есть производный предлог? — Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает? Ответ:Ни свет, ни заря – очень рано. -Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста? Ответ:правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных. 3.Самостоятельна работа по карточкам — Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение). Карточка №1для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему. Карточка №2для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку. Карточка №1 1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды? Карточка №2 Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания. Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки. 3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани. — Как наша Республика готовится к встрече спортсменов? -Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день? -Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой? 3. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске) Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.
I — вариант II— вариант
1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … . 3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … . 4.Я уверен что это было (н…) что иное как … 1.Кто из охотников (н…) волновался перед …. 2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … . 3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … . 4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .
IIIЗакрепление знанийвыполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ». А1. В каком предложении пишется НЕ? 1) На партах н… царапинки. 2) Мне н… дали ни слова сказать. 3) Не слышно н… звука. 4) Никому он н… жаловался. А2. В каком предложении пишется НИ 1) Я н… разу не видел этого человека. 2) Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти. 3) Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам. 4) Он н… мог этого знать. А3. В каком предложении пишется НИ 1)Н…что иное воновало брата. 2) Он н… разу не сорвал песню. 3) Ребята н… дают гостю передохнуть. 4)Он опять н… готов к уроку. А4. В каком предложении пишется НЕ? 1) Спорить н… к чему. 2) Я н…кому не обращался за советом. 3) Там нет н… пропасти, н… леса. 4) Это произошло н… здесь IV— На дом: 1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ. 2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ. Список использованной литературы 1. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998. 2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 3. Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
НЕ и НИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан









Употребление частиц НЕ и НИ


(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)









Работа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны













Апастово, 2012г.


Пояснительная записка


  1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна

  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

  1. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ»

  2. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.

  1. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты.


















Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).

Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;

формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;

совершенствование навыков орфографической зоркости;

развитие речи и грамотности;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к

здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,

Карточки - подсказки, тесты.

Ход урока

I. Актуализация

  1. Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)

Задание

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  1. Донизу, включена, лгала

  2. Свекла, поручни, взято

  3. Деспот, портфель, эксперт

  4. Поняли, звонит, отняла


В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

  1. Прибрала, алфавит, аноним

  2. Апостроф, одолжит, ожила

  3. Прислала, ломота, лечо

  4. Повторит, диалог, диспансер

  1. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика

Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).

3. Фронтальный опрос

- Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?

- Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.

- Когда НИ является отрицательной частицей?

-Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?


II. Формирование умений и навыков

  1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ

Светило солнце в вышине

Ни бледно и неярко

И в результате было мне

Ни холодно, ни жарко.

К доске я вышел отвечать

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

- Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо

  1. Работа по тексту (Текст выводится на экран)

Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание

Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

1) день (№2)

2) капюшон (3)

3) труженик (№5)

4) радость (№6)

- В каком предложений есть производный предлог?

- Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?

Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.

-Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?

Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.

3.Самостоятельна работа по карточкам

- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.

Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.

Карточка №1

1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник

н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?


Карточка №2

Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.

3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.

- Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?

-Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?

-Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?


  1. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.


I - вариант

II - вариант

1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … .

3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … .

4.Я уверен что это было (н…) что иное как …

1.Кто из охотников (н…) волновался перед ….

2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … .

3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … .

4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .


IIIЗакрепление знанийвыполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ».

А1. В каком предложении пишется НЕ?

  1. На партах н… царапинки.

  2. Мне н… дали ни слова сказать.

  3. Не слышно н… звука.

  4. Никому он н… жаловался.

А2. В каком предложении пишется НИ

  1. Я н… разу не видел этого человека.

  2. Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти.

  3. Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам.

  4. Он н… мог этого знать.

А3. В каком предложении пишется НИ

1)Н…что иное воновало брата.

2) Он н… разу не сорвал песню.

3) Ребята н… дают гостю передохнуть.

4)Он опять н… готов к уроку.

А4. В каком предложении пишется НЕ?

  1. Спорить н… к чему.

  2. Я н…кому не обращался за советом.

  3. Там нет н… пропасти, н… леса.

  4. Это произошло н… здесь


IV- На дом:

1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.

2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.



Список использованной литературы

  1. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998.

  2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

  3. Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.




























НЕ и НИ.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru