В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Употребление частиц НЕ и НИ" (6 класс)

Рузалия Загрутдинова Рузалия Загрутдинова
Тип материала: другое
просмотров: 5425
Краткое описание
Методическая  разработка  урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ»  предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Описание
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Употребление частиц НЕ и НИ (Методическая разработка урока русского языка для 6 класса) Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны Апастово, 2012г.
Пояснительная записка 1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна 2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы 3. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ» 4. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни. Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты. 5. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты. Тема урока:Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс). Цель:обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ; формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ; совершенствование навыков орфографической зоркости; развитие речи и грамотности; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к здоровому образу жизни. Оборудование:карточки для самостоятельной работы, тексты для работы, Карточки — подсказки, тесты. Ход урока I.Актуализация 1. Орфоэпическая разминка(слова выводятся на экран) Задание В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1) Донизу, включена, лгала 2) Свекла, поручни, взято 3) Деспот, портфель, эксперт 4) Поняли, звонит, отняла В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? 1) Прибрала, алфавит, аноним 2) Апостроф, одолжит, ожила 3) Прислала, ломота, лечо 4) Повторит, диалог, диспансер 2. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный. (Слова выводятся на экран и проверяются учащимися). 3. Фронтальный опрос — Для чего служит частица НЕ? Частица НИ? — Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи. — Когда НИ является отрицательной частицей? -Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ? II. Формирование умений и навыков 1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ Светило солнце в вышине Ни бледно и неярко И в результате было мне Ни холодно, ни жарко. К доске я вышел отвечать Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо. — Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо 2. Работа по тексту (Текст выводится на экран) Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость. — Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок. — Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений? 1) день (№2) 2) капюшон (3) 3) труженик (№5) 4) радость (№6) — В каком предложений есть производный предлог? — Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает? Ответ:Ни свет, ни заря – очень рано. -Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста? Ответ:правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных. 3.Самостоятельна работа по карточкам — Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение). Карточка №1для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему. Карточка №2для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку. Карточка №1 1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды? Карточка №2 Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания. Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки. 3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани. — Как наша Республика готовится к встрече спортсменов? -Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день? -Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой? 3. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске) Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.
I — вариант II— вариант
1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … . 3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … . 4.Я уверен что это было (н…) что иное как … 1.Кто из охотников (н…) волновался перед …. 2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … . 3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … . 4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .
IIIЗакрепление знанийвыполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ». А1. В каком предложении пишется НЕ? 1) На партах н… царапинки. 2) Мне н… дали ни слова сказать. 3) Не слышно н… звука. 4) Никому он н… жаловался. А2. В каком предложении пишется НИ 1) Я н… разу не видел этого человека. 2) Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти. 3) Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам. 4) Он н… мог этого знать. А3. В каком предложении пишется НИ 1)Н…что иное воновало брата. 2) Он н… разу не сорвал песню. 3) Ребята н… дают гостю передохнуть. 4)Он опять н… готов к уроку. А4. В каком предложении пишется НЕ? 1) Спорить н… к чему. 2) Я н…кому не обращался за советом. 3) Там нет н… пропасти, н… леса. 4) Это произошло н… здесь IV— На дом: 1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ. 2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ. Список использованной литературы 1. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998. 2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 3. Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.
Пожаловаться 08 ноября 2012
Файлы
НЕ и НИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан









Употребление частиц НЕ и НИ


(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)









Работа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны













Апастово, 2012г.


Пояснительная записка


  1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна

  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

  1. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ»

  2. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.

  1. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты.


















Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).

Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;

формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;

совершенствование навыков орфографической зоркости;

развитие речи и грамотности;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к

здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,

Карточки - подсказки, тесты.

Ход урока

I. Актуализация

  1. Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)

Задание

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  1. Донизу, включена, лгала

  2. Свекла, поручни, взято

  3. Деспот, портфель, эксперт

  4. Поняли, звонит, отняла


В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

  1. Прибрала, алфавит, аноним

  2. Апостроф, одолжит, ожила

  3. Прислала, ломота, лечо

  4. Повторит, диалог, диспансер

  1. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика

Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).

3. Фронтальный опрос

- Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?

- Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.

- Когда НИ является отрицательной частицей?

-Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?


II. Формирование умений и навыков

  1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ

Светило солнце в вышине

Ни бледно и неярко

И в результате было мне

Ни холодно, ни жарко.

К доске я вышел отвечать

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

- Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо

  1. Работа по тексту (Текст выводится на экран)

Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание

Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

1) день (№2)

2) капюшон (3)

3) труженик (№5)

4) радость (№6)

- В каком предложений есть производный предлог?

- Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?

Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.

-Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?

Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.

3.Самостоятельна работа по карточкам

- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.

Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.

Карточка №1

1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник

н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?


Карточка №2

Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.

3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.

- Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?

-Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?

-Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?


  1. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.


I - вариант

II - вариант

1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … .

3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … .

4.Я уверен что это было (н…) что иное как …

1.Кто из охотников (н…) волновался перед ….

2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … .

3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … .

4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .


IIIЗакрепление знанийвыполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ».

А1. В каком предложении пишется НЕ?

  1. На партах н… царапинки.

  2. Мне н… дали ни слова сказать.

  3. Не слышно н… звука.

  4. Никому он н… жаловался.

А2. В каком предложении пишется НИ

  1. Я н… разу не видел этого человека.

  2. Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти.

  3. Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам.

  4. Он н… мог этого знать.

А3. В каком предложении пишется НИ

1)Н…что иное воновало брата.

2) Он н… разу не сорвал песню.

3) Ребята н… дают гостю передохнуть.

4)Он опять н… готов к уроку.

А4. В каком предложении пишется НЕ?

  1. Спорить н… к чему.

  2. Я н…кому не обращался за советом.

  3. Там нет н… пропасти, н… леса.

  4. Это произошло н… здесь


IV- На дом:

1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.

2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.



Список использованной литературы

  1. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998.

  2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

  3. Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.




























НЕ и НИ.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru