В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы

Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы

Краткое описание
Актуальность. В современном российском обществе активно обсуждаются кризисные нравственные явления, связанные с коммерциализацией культуры. Имеет место распространение псевдокультурных ценностей, в том числе транслируемых извне, противоречащих многовековым национальным традициям народов России.
Поэтому целью моей работы является изучение творческой деятельности театров Оренбургской (Чкаловской) области в 30-е годы ХХ века.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Исследовательская работа.docx Скачать

Актуальность. В современном российском обществе активно обсуждаются кризисные нравственные явления, связанные с коммерциализацией культуры. Имеет место распространение псевдокультурных ценностей, в том числе транслируемых извне, противоречащих многовековым национальным традициям народов России. В связи с этим актуальными стали вопросы ответственности творческого сообщества за свою деятельность, его взаимодействия с властью, популяризации художественного наследия народов России. Значение проблемы подчеркнуто Правительством Российской Федерации, которое объявило 2014 год Годом культуры.

Большое влияние на духовно-нравственный облик общества оказывает театр. Он образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях. Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от целей и содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской аудитории.


Поэтому целью моей работы является изучение творческой деятельности театров Оренбургской (Чкаловской) области в 30-е годы ХХ века. В соответствии с целью исследования вытекают следующие задачи:

- проследить развитие драматических театров;

- охарактеризовать театр музыкальной комедии и театр кукол;

- проанализировать идеологическое воздействие правительства 30-х гг. ХХ в. на репертуарную деятельность театров;

- рассмотреть гастрольную деятельность театров;


1.1 Драматические театры

В 1930-е годы насчитывалось 7 театров: Оренбургский государственный областной драматический театр им. Горького, театр музыкальной комедии, Оренбургский областной театр кукол, татарский драматический театр им. М.Файзи, Орский драматический театр им. А.С.Пушкина, Бугурусланский драматический театр им. Н.В.Гоголя, Бузулукский театр.


Так, наиболее известный коллектив Оренбургского драматического театра им. М. Горького – ведущего профессионального театра области – год от года укреплял актерский состав труппы, улучшал свой репертуар за счёт произведений советских драматургов. В тридцатые годы ставились такие пьесы Н. Погодина, как «Темп», «Мой друг», «Первая конная» и др. С успехом шли спектакли по пьесам А. М. Горького «Егор Булычев» (1933 г.), «Враги» (1935 г.), «Дети солнца» (1938 г.), а также «Варвары», «Мещане» и др. В 1936 г. произошло обновление труппы. Из других городов были приглашены актеры: О.Д. Озернова, М.С. Воробцов, М.М. Капустин, А.М. Ермилов, П.М. Кирсанов.


В культурном освещении татарского населения Оренбуржья важную роль сыграл колхозно-совхозный татарский театр. До 1930 года театр носил название деревенский передвижной татарский драматический Государственный театр (режиссёры – С. Кудашев-Гаспринский, затем Вали Фатыхов). Разъезжая по городам и рабочим посёлкам, а главным образом по райцентрам, колхозам и совхозам области, коллектив театра показывал зрителям пьесы «Родина», «Голубая шаль», «Ударники полей» и др. произведения татарских драматургов.1

Как известно, театр в Орске открылся в далеком и непростом для страны 1937 году. В те времена город формировался как центр промышленности и крупнейших перерабатывающих предприятий. Эти грандиозные стройки повлекли за собой большой приток населения и потребовали создания центра духовной и эстетической культуры. «Павел Греков», «Горе от ума». «Аристократ», «Честь», «Васса Железнова» - первые постановки вызывали большой интерес у жителей промышленного Орска. За год театр дал 148 спектаклей, 8 концертов и встретил 60161 зрителя.2


1.2 Театр музыкальной комедии и театр кукол

Театр был основан в конце 1935 года на основании постановления Президиума Оренбургского облисполкома. Крупным событием в жизни театра стала постановка оперетты «Свадьба в Малиновке». Режиссером-постановщиком выступил Марк Маркбен. Наряду с классическими опереттами И.Кальмана («Сильва», «Последний чардаш», «Голландочка») и Ф.Легарв («Веселая вдова», «Сандор-скрипач», «Голубая мазурка») – в афише труппы встречались спектакли отечественных композиторов И.Дунаевского («Золотая долина»), Б.Александрова («Свадьба в Малиновке», «Сотый тигр»).3


История Оренбургского областного театра кукол началась к середине 30-х годов. Для создания детского театра к тому времени сложились весьма благоприятные условия. Во-первых, государство обратило внимание на необходимость развития театрального искусства. С 1930 года все театры СССР были переведены в систему государственного пятилетнего планирования, и финансирование их деятельности велось щедрой рукой. Во-вторых, в 1931 году в Москве появился Государственный центральный театр кукол (ГЦТК) под руководством С.В.Образцова. В-третьих, в 1934 году Оренбург приобрел статус областного центра. Административный центр, естественно, должен быть и центром культурным.

18 июля 1935 г., на эстрадной площадке детского парка им. Кирова был показан спектакль «Ивашка-Батраченок» М.Лидеман, поставленный вместе с художником Ю.Яковлевым. И хотя на афише было написано – «Театр юного зрителя», Оренбургские кукольники считают этот день днем рождения своего театра.


2.1. Репертуарная политика

В тридцатые годы репертуар формировался и утверждался, как и ранее, художественным советом театра с последующим обсуждением на коллегии управления культурой.

Несмотря на постановление ЦК ВКП (б) и жёсткий всепроникающий контроль властей, театрам, находившимся на самоокупаемости, проходилось ориентироваться, прежде всего, на вкус зрителя, интерес и кассовость спектаклей, что вынуждало их менять репертуар. Наряду с успехами имелся ряд недостатков в работе театра, среди них отмечались: не умение трупп завязать тесную связь со зрителем, отсутствие уюта (не использование системы показа материалов к спектаклям, макетов, выставок и т.д.). Работать приходилось в неблагоприятных условиях, чтобы порадовать зрителей своим театральным искусством. Возникали проблемы с помещениями, а у передвижного театра не было транспорта. В театре часто было холодно. Во время дождя вода лилась со стен и потолка. Здания требовали серьёзного переоборудования и ремонта. Плохой буфет, отвратительная курительная комната, толкучка у гардероба – всё это раздражало зрителя, не создавало условий для культурного отдыха.


2.2. Гастрольная политика

Представители театральной интеллигенции начали регулярно выезжали с гастролями в конце тридцатых годов. В населенные пункты, где отсутствовало помещение для проведения театральных постановок, актёрские труппы отправлялись с гастролями в летний период. В большинстве случаев репертуар был рассчитан на взрослую аудиторию. В 1936 году ставились пьесы Н.Погодина, как «Темп», «Мой друг», «Первая конная», «Человек с ружьем». Уже во время гастролей артисты театра столкнулись с необходимостью включения в репертуар хотя бы небольших программ для детей.

Таким образом, можно сказать, что гастрольная политика была просветительным мероприятием, так как оно способствовало повышению культурного уровня населения не только городов, но и жителей сельской местности.


Заключение.

1930-е годы театры взяли на себя просветительские функции, создавая духовные и эстетические ценности, поэтому драматические, музыкальные, детские театры занимали особое место в культурной жизни страны и имели важное значение для развития всей сферы культуры и искусства.

В самых неблагоприятных условиях театры Оренбуржья не бездействовали, а продолжали работать, радуя посетителей своим творчеством. Театральные коллективы региона делали всё возможное, чтобы донести прекрасное на зрителя, давали спектакли не только на стационаре, но и выезжали в города и в сельскую глубинку, тем самым расширялась география гастрольной деятельности, знакомя рядового советского человека с актуальными для своего времени произведениями.



1

2



3

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос