В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

«Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых в организации мини – музеев краеведческого направления».

«Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых в организации мини – музеев краеведческого направления».

Татьяна Мишланова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 3459
Краткое описание
   Цель:Создание условий для развития  познавательной активности детей   средствами  экспериментирования в процессе  организации  мини-музея краеведческого направления.
Задачи:1.Обогащать предметно-развивающую среду группы.2.Расширять кругозор дошкольников знаниями о родном крае.3.Развивать  проектно-исследовательские умения и навыки.4.Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Описание
«Совместная познавательно — исследовательская деятельность детей и взрослых в организации мини – музеев краеведческого направления».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида» г. Лысьва Пермского края. Мишланова Татьяна Алексеевна, воспитатель детского сада, высшая квалификационная категория. Несколько лет назад я увлеклась экспериментированием и смогла увлечь детей, организовав в группе кружок «Почемучка». На занятиях кружка дети познают окружающий мир, получают новую информацию, учатся выделять причинно-следственные связи и опытным путем проверять свои предположения. Ведь всем известно, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок.
Мы живём на Западном Урале, места наши знамениты, сказочно красивы, живописны, богаты недрами, но у дошкольников нет знаний об объектах неживой природы родного края.Детям в силу возраста трудно понять и усвоить всё это разнообразие, поэтому мы исходили из зоны ближайшего окружения и начали своё знакомство с природой Урала с самых простых, обычных природных материалов: песок, глина, камни… Вспомните, с каким увлечением дети играют с песком: строят из него замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы. Но без специально организованной деятельности дети усваивают лишь скудные знания о свойствах песка. Вот поэтому мы очень много экспериментируем с этим материалом: · «Откуда берется песок?» · «Свойства песка» · «Песчаный конус» · «Песок сухой и мокрый» · «Какой песок тяжелее» Когда мы рассматривали песок через лупу, дети с удивлением обнаружили много интересного: песчинки неодинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска. Понятнее также стала причина быстрого высыхания песка: ведь песок сыпучий и рыхлый. Во время опытов с глиной, мои «почемучки» познакомились с такими её свойствами, как пластичность, плотность и вязкость. Они сравнивали мокрую и сухую глину, определяли различия между глиной и песком: · «Какая бывает глина?» · «Из чего построен дом?» · «Для чего человеку песок и глина?» Уточнить и закрепить знания о свойствах этих материалов, полученные во время опытов, помогла практическая деятельность. Дети лепили из глины посуду и игрушки, рисовали «глиняные» сказки, т.е. сказочные предметы из глины (печку из сказки «Гуси-лебеди», горшочек из сказки «Горшок каши», кувшин из сказки «Лиса и журавль» и т.д.). В уголке экспериментирования совместными усилиями организовали выставку предметов из песка и глины. Были проведены экскурсии на стройку и на карьер. В выходные дни дети с родителями искали объекты для наблюдений за этими строительными материалами. Детям понравились опыты: · «Куда исчезла вода?» · «Через что быстрее пробегает вода?» · «Фильтрация воды». Игры-эксперименты · «Песчаные бури» (что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?). · «Норка для мышки» (из чего нора крепче – из песка или глины?) · «Следы на песке» (сухом и влажном). · «Почему падает дерево?» · «Узоры из песка» Совместно с родителями изготовили макет песчаного карьера, а ящик с песком стал в нашей группе необходимым атрибутом для многих игр. Помогали закрепить представления о свойствах песка и глины подвижные игры: «Мы — песчинки». Поднять эмоциональный настрой, вызвать живой интерес мне помогла викторина «Любимые сказки». Дети искали на иллюстрациях рисунки с кирпичными или глиняными предметами, вспоминали, какие герои жили в кирпичных домах и в домах с черепицей, собирали печку из кирпичей (пластилиновых), выкладывали из разрезных картинок различные кувшины и горшочки и т.д. Все эти занятия помогали мне организовать в интересной и доступной форме процесс познания свойств и качеств природных материалов Урала. Так неживая природа становилась детям понятнее, ближе, интереснее. Прежде, чем приступить к экспериментам с камнями, мы побывали в нашем краеведческом музее на выставке работ горнозаводского камнереза Бориса Мальцева «Когда камни оживают». В его руках неподатливый и сложный для обработки материал получает вторую жизнь, превращаясь в животное, насекомое или растение. Дети с любопытством рассматривали каменные статуэтки, затаив дыхание слушали о том, что камень нужно любить, им нужно восхищаться, только тогда он откроется во всей своей красе. Под впечатлением от выставки, мои воспитанники понесли в детский сад камни. На прогулках, во время экскурсий по улицам города, в выходные дни с родителями на берегах реки, пруда дети искали красивые, интересные, необычные камни. Огромный интерес и желание узнавать новое вызывали эксперименты с ними: · «Какие бывают камни?» · «Найди на ощупь камешек»  · «Рассмотри через лупу» · «Может ли камень плавать» · «Как галке напиться?» · «Могут ли камни издавать звуки?» Прочитала детям сказку И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки». Обратила их внимание на то, что характеры и поведение героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения: кремень – твердый и неуступчивый; базальт – горячий и взрывной, но быстро остывает; мергель – мягкий и податливый и т.п. На занятиях и в совместной деятельности проводила с детьми игры: · «Камень, ножницы, бумага». · «Что исчезло» · «Я положил в рюкзак геолога» · Подвижные игры: «Камень — беги», «Время собирать камни», «Найди камень» (на ориентировку в пространстве)
На подарок родителям я предложила детям изготовить из гипса игрушки – подвески. Застывший гипс напоминает камень. Дети выступили в роли камнерезов, художников. Совместно с детьми мы изготовили из камней панно «Домик Наф-Нафа". На занятиях по рисованию расписывали красками обычные камешки, а также использовали мел и уголь. Дала детям представление о том, что происхождение этих камней связано с живыми организмами. При знакомстве с Уральскими горами, показывала детям, что они состоят, как и любые другие горы из камней, используя для этого метод моделирования. Искали мы Урал на карте и глобусе, несли в детсад картинки и фотографии с видами родного края. В течение всего этого периода наша коллекция камней пополнялась новыми экспонатами. Ребята несли не только камешки, но и осколки стекла, керамики, кусочки кирпичей, обломки бетона, асфальта, — т.е. то, что создано руками людей. Вместе мы узнавали названия, заучивали их во время рассматривания, игр. Дети гладили, прижимали их к щеке, взвешивали в ладонях, рассматривали через лупу. Собирая коллекцию, мы узнали, что камень Ангидрит в народе называют Ледяной гипс. — Родонит – «орлиный камень»- на Руси, например, считалось необходимым положить его в колыбель ребёнка, чтобы он вырос здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл. — Яшма – «пёстрый» — на Урале всегда считался символом верной дружбы. — Малахит – называют русским камнем. — Змеевик своей окраской похож на змею. Вот какую красоту создала природа нашего края. Все экспонаты разместили в ячейки специальных лотков. «Сыпучие» минералы – соль, песок, почву – упаковывали в пакетики, подписывали названия камней и минералов. Найденные образцы подразделили на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник) и искусственные. Так постепенно у нас в группе и возник мини-музей камня.
Используя его экспонаты, дети играли в игры «Что сделали люди, а что природа», «Разложи образцы» (по цвету, прозрачности, блеску, плавающие и т.д.), «Узнай камень» (по описанию). Придумывали сказки «Как камень из горной речки в детский сад попал?», «На дороге лежал обычный камень». Ребята с увлечением придумывали приключения камня, давали ему имя, выдумывали его друзей и врагов. Когда зашла речь о предметах из камня, я рассказала дошкольникам о первобытных людях, о том, как они делали из камней много полезных вещей. Каменные ножи, топоры, наконечники стрел, посуду, с помощью кремня добывали огонь. Мы рассматривали открытки, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, станций метро, памятников, женских украшений, сувениров. Совместно с родителями оформили альбомы «Драгоценные и поделочные камни», «Кое-что о минералах», «Как подобрать для себя камни-самоцветы».
Дети с родителями ходили в магазины сувениров, где с восторгом обнаруживали изделия из камней (малахита, яшмы, лазурита). Я учила детей видеть красоту природы, находящейся под нашими ногами, окружающей нас со всех сторон и в то же время такой обыденной и незаметной. Старалась, чтобы дети поняли, что «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». В результате проделанной работы дети стали более любознательными, активными, самостоятельными. Непосредственное общение с неживой природой родного края оказало большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств. У детей появилось чувство гордости за свой родной край, привычка к бережному отношению к природным богатствам в недрах земли. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до любви к своему Отечеству.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья.docx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос