В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

Светлана Конорева
Тип материала: Урок
просмотров: 5533
Краткое описание
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в тексте и в толковом словаре. Привитие навыков работы с учебником /работа с текстом до чтения. Во время чтения и после чтения/; воспитание бережного отношения к родному слову.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 п. Венцы Гулькевичского района Краснодарского края
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».
Учитель русского языка и литературы Конорева Светлана Сергеевна
2012г. П.Венцы
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова в тексте и в толковом словаре. Привитие навыков работы с учебником /работа с текстом до чтения. Во время чтения и после чтения/; воспитание бережного отношения к родному слову.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Грамматический дом» (рисунок дома). Плакат с высказыванием, предметные картинки, игра «Подбери антоним». «Подбери синоним». Выставка книг, словари.

ЛЕКСИКА: общеупотребительные слова, диалектные.

Х О Д У Р О К А

1.ОРГМОМЕНТ.

П. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (выборочная) УПР.57
УЧИТЕЛЬ: «Как вы написали глаголы сэкономить. Сделать? Объясните. Почему. Какие синонимы вы подобрали к глаголу ОТВЕТИЛ?»

Ш.ПОВТОРЕНИЕ:
-Ребята. Обратите внимание на высказывание К.Паустовского, которое является эпиграфом к нашему уроку:»В мире нет ничего. Что не было бы названо, наименовано. СЛОВО- одежда всех фактов, всех мыслей». О чем идет речь в этом высказывании? О слове. Если учащиеся не понимают слово факт. Учитель объясняет(факт- действительное, вполне реальное событие, явление: то, что действительно произошло).
Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг. На словари.
— Ребята. А как вы думаете, в каком грамматическом доме живут слова? /ЛЕКСИКА/. А как называется раздел науки о языке. Изучающий лексическое значение слова. Употребление и происхождение слов? /ЛЕКСИКОЛОГИЯ/. Еще раз скажем, что такое лексикология.
-Вся наша жизнь. Наши мысли и чувства связаны со словом. С языком. Мы так привыкли к нему. Что порой не замечаем. Как красив. Точен. Как много вмещает в себя русский язык. Вслушайтесь в привычные слова: голубизна. Простор, беспредельная ширь…Как поэтичны, выразительны слова: поляна, береза, тропинка, белка…
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как киты и слоны. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определили этот дар- священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный, — мы неотразим во всей полноте его огромного значения.
УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ О СЛОВАХ.
— Давайте, ребята, заселим наш ДОМ «ЛЕКСИКА» жильцами-словами, которые мы уже знаем из курса 5 класса. (Учащиеся говорят определения слов, приводят примеры_ синонимы, антонимы, омонимы, однозначные слова, многозначные слова. Берут таблички с названиями слов и прикрепляют вокруг дома – «заселяют»).
ИГРА «Подбери синоним, антоним». (Учащиеся получают карточки со словами, подбирают синонимы, антонимы).
-А что такое лексическое значение слова? Где мы можем его найти? /Стихотворение о словарях/.

1У. НОВАЯ ТЕМА:
-Видите, ребята, какой большой ДОМ «ЛЕКСИКА». Но мы еще многого не знаем по этой теме. И вот сегодня пополним наши знания о словах новыми словами. Узнаем, в чем их особенность, научимся находить их в тексте и в толковом словаре. Знание этих слов сделает нашу речь более яркой, выразительной. Какие же новые слова мы с вами сегодня узнаем? Записываем тему урока «Общеупотребительные слова. Диалектные слова». Посмотрите на строение слова общеупотребительные. Это слово сложное. Из каких морфем оно состоит? Что вы можете сказать об этом слове? Какие СЛОВА МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?
-откройте учебник – стр.25 параграф14. Работаем с теоретическим материалом. В каком стиле всегда написан теоретический материал? Если вы не будете внимательно читать текст. А только просмотрите его. На что вы сразу обратите внимание? /Какая-то информация выделена жирным шрифтом, очевидно, что-то важное. Главное. Почему-то выделены слова, возможно, это примеры./. Посмотрите. Это сплошной текст или он разделн на абзацы? Сколько абзацев? Что это значит? /Значит, несколько важных мыслей. Связанных между собой/. Подведем первый итог: мы еще не читали текст, только его просмотрели, но уже много узнали о его содержании и построении. Что же?
1.В тексте будет сообщено о словах, т.е. мы углубимся в тему.
2.В тексте несколько мыслей, несколько частей.
3.Очевидно приводятся примеры для иллюстрации каких-то положений.
Уточнить наши предположения мы сможем, когда внимательно прочитаем текст и поймем его. /Прочитайте текст про себя. Выделяя главное/.Как мы озаглавим первый абзац? Второй? /Общеупотребительные слова. Необщеупотребительные/.
-Какие же слова называются общеупотребительными? Необщеупотребительными? (Заселяем ими ДОМ).
-Идем дальше. Прочитаем диалог (2-е уч-ся).
ХОРОМ: диалектные слова. Диалект-говор. Местное наречие. Областной язык. Прочитайте примечание к параграфу (ознакомительное чтение).
Какая помета диалектных слов дается в толковом словаре?
_Где используютя диалектные слова? Что вы можете сказать о кубанском говоре? Приведите примеры. (Просмотр презентации «Диалектные слова»).

У.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.УПР.62. Работа с толковым словарем учебника. Выписать 2-3 диалектных слова, а рядом – соответствующее им общеупотребительное.
2. Запишите к диалектным словам общеупотребительные: кочет-…(петух), утирка, ручник -….(полотенце), баз-…(двор), курень- …(изба), бисной-… (седой), забор, плетень, ограда-…. (изгородь).
3.СЛАЙД: анализ примеров: употребление диалектов в произведениях И.С. Тургенева:
Кругом такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. (казюли –по-орловски – змеи). Я бы свел тебя, пожалуй. На осечки (Осечки – срубленное место в лесу). От него отказались, как от человека, ни на какую работу не годгого – ледащего, как говорят у нас в Орле.
4. СЛАЙД. Найти в стихотворении диалектные слова. (А.Яшин «Родные слова»):
Родные, знакомые с детства слова
Уходят их обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.

У1. ОБОБЩЕНИЕ.
-С какими словами мы сегодня с вами познакомились?
-Какие слова называются общеупотребительными, диалектными?
-Какой пометой обозначаются эти слова в толковом словаре?

Закончить наш урок хочется словами А. Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем.
И внукам дадим. И от плена спасем
НАВЕКИ.

УП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УПР.64. Подготовить рассказ о В.И. Дале(инд-но). Подобрать из произведений кубанской литературы примеры с диалектными словами (инд-но). Работа по карточкам -2 уч-ся (инд-но).

УШ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок русского языка в 6 классе на тему.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 п. Венцы Гулькевичского района Краснодарского края









Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Общеупотребительные слова. Диалектные слова».







Учитель русского языка и литературы

Конорева Светлана Сергеевна


















2012г.

П.Венцы


ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова в тексте и в толковом словаре. Привитие навыков работы с учебником /работа с текстом до чтения. Во время чтения и после чтения/; воспитание бережного отношения к родному слову.


ОБОРУДОВАНИЕ: «Грамматический дом» (рисунок дома). Плакат с высказыванием, предметные картинки, игра «Подбери антоним». «Подбери синоним». Выставка книг, словари.


ЛЕКСИКА: общеупотребительные слова, диалектные.


Х О Д У Р О К А


1.ОРГМОМЕНТ.


П. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (выборочная) УПР.57

УЧИТЕЛЬ: «Как вы написали глаголы сэкономить. Сделать? Объясните. Почему. Какие синонимы вы подобрали к глаголу ОТВЕТИЛ?»


Ш.ПОВТОРЕНИЕ:

-Ребята. Обратите внимание на высказывание К.Паустовского, которое является эпиграфом к нашему уроку:»В мире нет ничего. Что не было бы названо, наименовано. СЛОВО- одежда всех фактов, всех мыслей». О чем идет речь в этом высказывании? О слове. Если учащиеся не понимают слово факт. Учитель объясняет(факт- действительное, вполне реальное событие, явление : то, что действительно произошло).

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг. На словари.

- Ребята. А как вы думаете, в каком грамматическом доме живут слова? /ЛЕКСИКА/. А как называется раздел науки о языке. Изучающий лексическое значение слова. Употребление и происхождение слов? /ЛЕКСИКОЛОГИЯ/. Еще раз скажем, что такое лексикология.

-Вся наша жизнь. Наши мысли и чувства связаны со словом. С языком. Мы так привыкли к нему. Что порой не замечаем. Как красив. Точен. Как много вмещает в себя русский язык. Вслушайтесь в привычные слова: голубизна. Простор, беспредельная ширь…Как поэтичны, выразительны слова: поляна, береза, тропинка, белка…

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как киты и слоны. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определили этот дар- священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный, - мы неотразим во всей полноте его огромного значения.

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ О СЛОВАХ.

- Давайте, ребята, заселим наш ДОМ «ЛЕКСИКА» жильцами-словами, которые мы уже знаем из курса 5 класса. (Учащиеся говорят определения слов, приводят примеры_ синонимы, антонимы, омонимы, однозначные слова, многозначные слова. Берут таблички с названиями слов и прикрепляют вокруг дома – «заселяют»).

ИГРА «Подбери синоним, антоним». (Учащиеся получают карточки со словами, подбирают синонимы, антонимы).

-А что такое лексическое значение слова? Где мы можем его найти? /Стихотворение о словарях/.


1У. НОВАЯ ТЕМА:

-Видите, ребята, какой большой ДОМ «ЛЕКСИКА». Но мы еще многого не знаем по этой теме. И вот сегодня пополним наши знания о словах новыми словами. Узнаем, в чем их особенность, научимся находить их в тексте и в толковом словаре. Знание этих слов сделает нашу речь более яркой, выразительной. Какие же новые слова мы с вами сегодня узнаем? Записываем тему урока «Общеупотребительные слова. Диалектные слова». Посмотрите на строение слова общеупотребительные. Это слово сложное. Из каких морфем оно состоит? Что вы можете сказать об этом слове? Какие СЛОВА МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?

-откройте учебник – стр.25 параграф14. Работаем с теоретическим материалом. В каком стиле всегда написан теоретический материал? Если вы не будете внимательно читать текст. А только просмотрите его. На что вы сразу обратите внимание? /Какая-то информация выделена жирным шрифтом, очевидно, что-то важное. Главное. Почему-то выделены слова, возможно, это примеры./. Посмотрите. Это сплошной текст или он разделн на абзацы? Сколько абзацев? Что это значит? /Значит, несколько важных мыслей. Связанных между собой/. Подведем первый итог: мы еще не читали текст, только его просмотрели, но уже много узнали о его содержании и построении. Что же?

1.В тексте будет сообщено о словах, т.е. мы углубимся в тему.

2.В тексте несколько мыслей, несколько частей.

3.Очевидно приводятся примеры для иллюстрации каких-то положений.

Уточнить наши предположения мы сможем, когда внимательно прочитаем текст и поймем его. /Прочитайте текст про себя. Выделяя главное/.Как мы озаглавим первый абзац? Второй? /Общеупотребительные слова. Необщеупотребительные/.

-Какие же слова называются общеупотребительными? Необщеупотребительными? (Заселяем ими ДОМ).

-Идем дальше. Прочитаем диалог (2-е уч-ся).

ХОРОМ: диалектные слова. Диалект-говор. Местное наречие. Областной язык. Прочитайте примечание к параграфу (ознакомительное чтение).

Какая помета диалектных слов дается в толковом словаре?

_Где используютя диалектные слова? Что вы можете сказать о кубанском говоре? Приведите примеры. (Просмотр презентации «Диалектные слова»).


У.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.УПР.62. Работа с толковым словарем учебника. Выписать 2-3 диалектных слова, а рядом – соответствующее им общеупотребительное.

2. Запишите к диалектным словам общеупотребительные: кочет-…(петух), утирка, ручник -….(полотенце), баз-…(двор), курень- …(изба), бисной-… (седой), забор, плетень, ограда-…. (изгородь).

3.СЛАЙД: анализ примеров: употребление диалектов в произведениях И.С. Тургенева:

Кругом такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. (казюли –по-орловски – змеи). Я бы свел тебя, пожалуй. На осечки (Осечки – срубленное место в лесу). От него отказались, как от человека, ни на какую работу не годгого – ледащего, как говорят у нас в Орле.

4. СЛАЙД. Найти в стихотворении диалектные слова. (А.Яшин «Родные слова»):

Родные, знакомые с детства слова

Уходят их обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода.


У1. ОБОБЩЕНИЕ.

-С какими словами мы сегодня с вами познакомились?

-Какие слова называются общеупотребительными, диалектными?

-Какой пометой обозначаются эти слова в толковом словаре?


Закончить наш урок хочется словами А. Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем.

И внукам дадим. И от плена спасем

НАВЕКИ.


УП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УПР.64. Подготовить рассказ о В.И. Дале(инд-но). Подобрать из произведений кубанской литературы примеры с диалектными словами (инд-но). Работа по карточкам -2 уч-ся (инд-но).


УШ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос