В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома

Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома

Ирина Михеева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 3128
Краткое описание
обобщение опыта по сохранению психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.
Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6») 653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Михеева И.В.
директор МКОУ «Детский дом № 6»,
высшая квалификационная категория

Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» существует 15 лет, был открыт в декабре 1997 года. В детском доме воспитываются 115 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет. Хочется отметить, что к нам поступают разные дети. Разные по возрасту и характеру, по уровню развития и подготовленности к жизни, по темпераменту и поведению. Основная часть детей – сирот — это сироты при живых родителях. «Социальное» сиротство приобретает все более широкие масштабы, увеличивая количество детей из неблагополучных семей, направляемых в детские дома. Наши дети были лишены в раннем детстве материнской любви и ласки, родительского внимания и заботы; некоторые проживали длительное время в семьях алкоголиков, наркоманов, испытывали оскорбления и унижения, моральное и физическое насилие, потери и предательство близких людей, в результате этого стали замкнутыми, тревожными, раздражительными, вспыльчивыми, обиженными на «весь мир» и агрессивными. Несомненно, все это оказало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии; на соматическое здоровье; на развитие социально — психических функций и свойств. В последнее время наиболее актуальной задачей современной системы образования в условиях модернизации является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Исходя из вышесказанного, одной из основных целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является создание в данном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, формирования навыков здорового образа жизни и навыков регуляции психоэмоциональных состояний. На наш взгляд, понятие «психологическое здоровье» органически включено в «личность» и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между ребенком и средой, сверстниками, обществом, а также между различными аспектами внутреннего мира ребенка, человеческого «Я», его ценностями и личностным ростом в процессе жизнедеятельности. В соответствии с этим, исходя из опыта работы,- сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развития здоровой личности в условиях детского дома складывается из определенных взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие личности растущего ребенка: Во-первых, создание развивающей среды как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления и психологической защищенности ребенка. На наш взгляд, непременным компонентом развивающей среды являются необычные, эстетически оформленные интерьеры групп, спален, игровых и учебных комнат, в обстановку внесены элементы домашнего уюта, что способствует эмоциональному раскрепощению детей. В каждой группе созданы зоны с визуальной и пространственной изоляцией, в которых ребенок может уединиться и побыть наедине с самим собой. Зеленые зоны, «живые» уголки представляют собой уголки эмоционально психологической разгрузки. Создание развивающей среды способствует сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников. Во-вторых, создание и поддержание благоприятного для развития ребенка психологического климата в группах, детском доме, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе повседневной жизни, трудовой, игровой и учебной деятельности; а с другой стороны – созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Психологический климат основан на внимании, одобрении, поддержке воспитанников педагогами и направлен на укрепление психологического здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни, укрепление социально одобряемого поведения, человеческого достоинства, самоуважения, развития способностей социальной адаптации. В-третьих, организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом возрастном этапе /находится рядом с ребенком на его жизненном пути, помогая ему ответственно и осознанно делать собственный выбор /для позитивного развития личности, индивидуальности, максимально успешного обучения, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению. Сопровождение основывается на следующих принципах: · индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса; · гибкость воспитательной среды; · следование за естественным развитием ребенка, преобладающее значение – его интересам; · приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития/; · оказание своевременной психологической помощи и поддержки. В-четвертых, коррекционно- развивающая работа строится исходя из результатов обследования детей, учета индивидуальных и возрастных особенностей, уровня сформированности психических процессов, интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития и мотивационной зрелости. Воспитатели, специалисты детского дома, медицинские работники, педагоги дополнительного образования работают в тесном контакте и взаимосвязи, добиваясь положительных результатов. Коррекционная работа ориентирована на коррекцию и развитие, строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его жизненных повседневных отношений. Именно поэтому коррекционная работа не заканчивается в кабинете логопеда, дефектолога, психолога, а продолжается непосредственно в группе с воспитателем и специалистами дополнительного образования. Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья строится по следующим направлениям: 1. Формирование гигиенических навыков /Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена вещей и предметов обихода. Гигиена труда и отдыха. Профилактика заболеваний. Половое воспитание,/ 2. Познание себя как личности. Самопознание. /Знание о строении тела и назначении органов. Мое тело. Мои эмоции… Я личность. Я – человек… Психоэмоциональная устойчивость/. 3. Формирование навыков здорового образа жизни. /Здоровье. Вредные привычки. Формирование здоровых привычек. Половое воспитание. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; школьного и дорожного травматизма; употребление ПАВ. Развитие навыков саморегуляции и управления поведением/ 4. Общение. Развитие коммуникативных навыков. /Этика общения. Семья как основа общества. Дружба. Коммуникативная инициативность и активность/. 5. Оздоровительная работа: лечебно-оздоровительные мероприятия; развитие физических способностей, профилактика соматических заболеваний; закаливание. /Например, утренняя гимнастика; гимнастика после сна; прогулки; физминутки; гигиена режимов; витаминотерапия; фитотерапия, массаж и т. д./ 6. Адаптивное физическое воспитание. / Двигательный режим, прогулки, ближний туризм, походы, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, бассейн; психогимнастика, логоритмика, ЛФК; спортивно-массовые мероприятия; релаксация. ./ Каждое из этих направлений имеет свои задачи и пути реализации. Исходя из опыта работы полагаем, что все перечисленные выше факторы позитивно влияют на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сохранение психологическогоздоровья воспитанников в условиях детского дома.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)


653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1

Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru

ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001


Автор: Михеева И.В.

директор МКОУ «Детский дом № 6»,

высшая квалификационная категория



Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома


Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» существует 15 лет, был открыт в декабре 1997 года.


В детском доме воспитываются 115 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет.


Хочется отметить, что к нам поступают разные дети. Разные по возрасту и характеру, по уровню развития и подготовленности к жизни, по темпераменту и поведению. Основная часть детей – сирот - это сироты при живых родителях. «Социальное» сиротство приобретает все более широкие масштабы, увеличивая количество детей из неблагополучных семей, направляемых в детские дома.


Наши дети были лишены в раннем детстве материнской любви и ласки, родительского внимания и заботы; некоторые проживали длительное время в семьях алкоголиков, наркоманов, испытывали оскорбления и унижения, моральное и физическое насилие, потери и предательство близких людей, в результате этого стали замкнутыми, тревожными, раздражительными, вспыльчивыми, обиженными на «весь мир» и агрессивными.


Несомненно, все это оказало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии; на соматическое здоровье; на развитие социально - психических функций и свойств.


В последнее время наиболее актуальной задачей современной системы образования в условиях модернизации является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.


Исходя из вышесказанного, одной из основных целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является создание в данном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, формирования навыков здорового образа жизни и навыков регуляции психоэмоциональных состояний.


На наш взгляд, понятие «психологическое здоровье» органически включено в «личность» и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между ребенком и средой, сверстниками, обществом, а также между различными аспектами внутреннего мира ребенка, человеческого «Я», его ценностями и личностным ростом в процессе жизнедеятельности.


В соответствии с этим, исходя из опыта работы,- сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развития здоровой личности в условиях детского дома складывается из определенных взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие личности растущего ребенка:


Во-первых, создание развивающей среды как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления и психологической защищенности ребенка.

На наш взгляд, непременным компонентом развивающей среды являются необычные, эстетически оформленные интерьеры групп, спален, игровых и учебных комнат, в обстановку внесены элементы домашнего уюта, что способствует эмоциональному раскрепощению детей.

В каждой группе созданы зоны с визуальной и пространственной изоляцией, в которых ребенок может уединиться и побыть наедине с самим собой. Зеленые зоны, «живые» уголки представляют собой уголки эмоционально психологической разгрузки.

Создание развивающей среды способствует сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников.


Во-вторых, создание и поддержание благоприятного для развития ребенка психологического климата в группах, детском доме, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе повседневной жизни, трудовой, игровой и учебной деятельности; а с другой стороны – созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Психологический климат основан на внимании, одобрении, поддержке воспитанников педагогами и направлен на укрепление психологического здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни, укрепление социально одобряемого поведения, человеческого достоинства, самоуважения, развития способностей социальной адаптации.


В-третьих, организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом возрастном этапе /находится рядом с ребенком на его жизненном пути, помогая ему ответственно и осознанно делать собственный выбор /для позитивного развития личности, индивидуальности, максимально успешного обучения, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.


Сопровождение основывается на следующих принципах:

  • индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса;

  • гибкость воспитательной среды;

  • следование за естественным развитием ребенка, преобладающее значение – его интересам;

  • приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития/;

  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки.

В-четвертых, коррекционно- развивающая работа строится исходя из результатов обследования детей, учета индивидуальных и возрастных особенностей, уровня сформированности психических процессов, интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития и мотивационной зрелости.


Воспитатели, специалисты детского дома, медицинские работники, педагоги дополнительного образования работают в тесном контакте и взаимосвязи, добиваясь положительных результатов.


Коррекционная работа ориентирована на коррекцию и развитие, строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его жизненных повседневных отношений.


Именно поэтому коррекционная работа не заканчивается в кабинете логопеда, дефектолога, психолога, а продолжается непосредственно в группе с воспитателем и специалистами дополнительного образования.


Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья строится по следующим направлениям:


  1. Формирование гигиенических навыков

/Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена вещей и предметов обихода. Гигиена труда и отдыха. Профилактика заболеваний. Половое воспитание,/


  1. Познание себя как личности. Самопознание.

/Знание о строении тела и назначении органов. Мое тело. Мои эмоции..Я личность. Я – человек… Психоэмоциональная устойчивость/.

  1. Формирование навыков здорового образа жизни.

/Здоровье. Вредные привычки. Формирование здоровых привычек. Половое воспитание. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; школьного и дорожного травматизма; употребление ПАВ. Развитие навыков саморегуляции и управления поведением/


  1. Общение. Развитие коммуникативных навыков.

/Этика общения. Семья как основа общества. Дружба. Коммуникативная инициативность и активность/.

  1. Оздоровительная работа: лечебно-оздоровительные мероприятия; развитие физических способностей, профилактика соматических заболеваний; закаливание.

/Например, утренняя гимнастика; гимнастика после сна; прогулки; физминутки; гигиена режимов; витаминотерапия; фитотерапия, массаж и т. д./


  1. Адаптивное физическое воспитание.

/ Двигательный режим, прогулки, ближний туризм, походы, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, бассейн; психогимнастика, логоритмика, ЛФК; спортивно-массовые мероприятия; релаксация../


Каждое из этих направлений имеет свои задачи и пути реализации.


Исходя из опыта работы полагаем, что все перечисленные выше факторы позитивно влияют на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.








Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru