В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Любовь Дзюба Любовь Дзюба
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 1686    комментариев: 1
Краткое описание
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья в образовательной среде

Описание
Методическая разработка Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе Дзюба Любовь Григорьевна

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье: это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье— это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье— это комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье — система ценностей и убеждений. В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Признаки индивидуального здоровья · Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
· Показатели роста и развития
· Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
· Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
· Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент— текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент— уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент— состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент— комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой — более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
· благоприятное социальное окружение; · духовно-нравственное благополучие; · оптимальный двигательный режим (культура движений); · закаливание организма; · рациональное питание; · личная гигиена; · отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); · положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культураздорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно- ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология,по мнению В.Д. Сонькина, — это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Подздоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
аксиологический,проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляетсяна формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
гносеологический,связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих_потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия длясобственного организма и образа жизни.
здоровьесберегающий,включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
эмоционально-волевой,который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
экологический,учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурно-оздоровительный компонентпредполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно- важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены. Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению еефункциональной составляющей.
Функцииздоровьесберегающей технологии:
формирующая:осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная:обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая:заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная:воспитание у учащихся направленности наздравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная:заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная:объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Типы технологий: Здоровьесберегающие(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные(физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью(включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья(факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные:технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающиепассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
Похарактеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
Понаправлению деятельности среди частных здоровьесберегающнх технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Ккомплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья(физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1. обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2. число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3. среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;
4. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;
5. чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;
6. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7. место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8. позы учащихся, чередование поз;
9. физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 -мя повторениями каждого упражнения;
10. наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12. психологический климат на уроке;
13. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14. плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;
15. момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16. темп и особенности окончания урока:
Гигиенические критерии рациональной организации урока.

Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный
недостаточно рациональный нерациональный
11
Плотность урока
не менее 60% и не более 75-80% 85-90%
более 90%
22
Количество видов учебной деятельности
4-7 2-3
1-2
33
Средняя
продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин
11-15 мин.
более 15 мин.
44
Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позднее чем через 7-10 мин
смена через 11-15 мин.
смена через 15-20 мин.
55
Количество видов преподавания
не менее 3-х 2
1
66
Чередование видов преподавания
не позже чем через 10- 15 мин
через 15-20 мин.
не чередуются
77
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2-3 1
нет
88
Место и длительность применения ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических -мин норм в произвольной форме
99
Чередование позы
поза чередуется в соответствии с видом работы.Учитель наблюдает за посадкой уч-ся.
имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.
частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. 10
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток
на 20 и 35 мин.урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью менее 1 мин.
отсутствуют
11. Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индиферентный
преобладают
отрицательные
эмоции
12.
12
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее 40 мин
не ранее 35-37 мин.
до 30 мин.


Формы и методы здоровьесберегающих технологий
Факторы риска
Способы устранения факторов риска
Формы здоровьесберегающей работы
Методы и организационные подходы
Неудовлетворительное
состояние внутриучилищной среды
Административный контроль за соблюдением требований СанПиН. Повышение уровня
материально технической базы школы
Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования.
Дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций.
Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки
Оптимизация образовательного пространства (ОП) Создание комфортности условий среды.
Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий
Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников. Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства
Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков Создание кабинетов психологической разгрузки.
Низкая двигательная активность (гиподинамия)
Повышение эффективности физического воспитания. Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности. Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок.
Динамические паузы, физкультминутки, Увеличенное количество уроков физкультуры (до 3 ч в неделю) «Динамические позы» на уроке за партами. Занятия в спортивных секциях, ДЮСШ, туризм, спортивные соревнования
Неадекватные возможностям детей
методы обучения, недифференцированный уровень требований
Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся Индивидуальный дифференцированный подход к обучению
Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа,
распределения учебной нагрузки.
Гибкие формы режимов и учебных планов
Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов Имитационно — моделирующие обучающие игры Проектная деятельность обучаюшихся

(Продолжение)

Формы и методы здоровьесберегающих технологий
Стрессовые психолого- педагогические факторы.
Педагогические
технологии сотрудничества и взаимодействия всех
участников ОП Медико-психолого- педагогическое сопровождение учащихся
Ценностно- ориентированная система воспитания Дополнительное образование
Диагностика Консультирование
Тренинги Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая)
Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся
Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия
Физкультурно- оздоровительная работа Лечебно- профилактические процедуры
ЛФК Массаж Физиотерапия Витаминопрофилактика Фитотерапия и т.п.
Отсутствие культуры здоровья
Учебно — воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Лекции, беседы.
Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для
детей. Просветительская работа с родителями и учителями



Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие)
В результате упражнений улучшается память, повышается интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга. 1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз. 2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30. 3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, — 1 мин. 4. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, — 20 раз. 5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)
В результате упражнений повышается устойчивость к стрессам, стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности. 1. Стоя. Позвоночник держать прямым, Глаза закрыть. Пальцы левой руки положить на живот (5 см ниже пупка) кончиками пальцев правой руки разминать копчик. При этом представлять себе в области копчика разрастающийся красный шар. При выполнении упражнения, возможно, почувствуете распирание в области копчика. Затем наоборот — левая рука на копчике, правой растирать живот, представляя в области живота разрастающийся оранжевый шар. 2. Левая рука в области пупка, правая на груди в области сердца. Сильно тереть грудь, представляя в области груди растущий зеленый шар. 3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Рот открыт. Растирать область губ. 4. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массировать правой рукой. Представлять в области лба разрастающийся голубой шар. 5. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.
6. Смотреть в центр между ладонями, представляя шар желтого цвета. Вытянуть руки вперед на уровне межбровья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть между пальцами.
7. Сесть на край стула. Позвоночник держать прямым. Положить голень левой ноги на колено правой. Правую руку положить на голеностоп, прикасаясь передней областью запястья. Сверху на правую руку, крест на крест, положить левую руку, прикасаясь к правой руке аналогичным местом. Посидеть в таком положении 1 мин. Потом поменять местами руки и ноги и снова посидеть 1 мин.

Литература: Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2002. Анкета о состоянии здоровья школы //Воспитание школьников. №3, 2001.
Данилова М. Право на здоровье.//Мир школы. «5, 2001. Егорова О. Школа здорового образа жизни.//Учитель. №4, 2001.
Зацепин В., Пахальян В. Ступени к собственному здоровью.//Директор школы. №3, 4. 2002. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации. Под ред. М.М. Безрукова, В.Д. Сонькина. Казин Э.М., Блинова М.Г. и др. Практикум по психолого- физиологической диагностике. М.: Владос, 2000. Колесникова Н. Медицина с доставкой в школу.//Практический журнал для учителя и администратора школы. №5, 2002. Hai-ульнова Л.М. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы.//Педагогическое образование и наука. №1, 2002. Образование и здоровье.//Начальная школа: плюс, минус. №5, 2002. Потапов В.П., Кошкарова Л.И. Если хочешь быт здоров. Слагаемые здоровья. Ижевск, 2001. Проект. Школа здоровья. Под ред. И.В. Кузнецовой. М., 1999. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни: Методические рекомендации. Ижевск, 2001. Родионов В.А. Программы здоровья в России и за рубежом.//Педагогическое образование и наука. №4, 2001. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с учащимися. М., 2002. Ушакова Е. Учебное время: критерии и нормы рациональной организации.//Директор школы. №3,4, 2002. Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря.//Воспитание школьника. №5, 2002. Шанина Г. Требуется коррекция здоровья.//Учитель. №4
Пожаловаться 17 октября 2012
Файлы
Обсуждение материала
  • Светлана Миронова
    16 ноября 201216:26
    Светлана Миронова

    Материал актуален, главное - это здоровье детей. Интересны упражнения для развития абстрактно-логического мышления. Обязательно использую в своей работе.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru