В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Общие закономерности творческого процесса. Методические рекомендации учителю музыки: как организовать творческий процесс на уроке.

Общие закономерности творческого процесса. Методические рекомендации учителю музыки: как организовать творческий процесс на уроке.

Ольга Стефанович
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 4673
Краткое описание
Ознакомление с  общими закономерностями творческого процесса для продуктивной организации учебного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Описание
Общие закономерности творческого процесса. Методические рекомендации учителю музыки: как организовать творческий процесс на уроке. Рационально описать и объяснить творчество едва ли возможно, т.к. творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам. Да и рациональная сторона творчества у каждого человека складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества» (если таковая вообще существует). Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны. Тем не менее, уникальное подчиняется общим закономерностям, хотя, конечно, обусловлено и объяснимо не только ими. Определим общие закономерности всякого творчества:
  • Накопление разнообразного жизненного опыта, первоначальное интуитивное его осмысление и обобщение
  • Сознательный первоначальный анализ и отбор результатов опыта с точки зрения их важности, существенности
  • Стремление духовно изменить объекты опыта
  • Логическая обработка и соединение результатов интуиции, воображения с идеями сознания (работа рассудка)
  • Обобщение и личная интерпретация всего процесса творчества в целом, уточнение и развитие идей сознания, их окончательная формулировка (работа разума и интуиции)
Разумеется, это лишь грубая логическая схема творческого процесса, не передающая всей его сложности, структуры и динамики, ритмики и периодики, обобщенно фиксирующая только основные узлы. А.Т.Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание последним физиологических закономерностей личности ученика, участвующего в творческом процессе. 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:
  • Цельность восприятия
  • Оригинальность мышления
  • Гибкость, вариативность мышления
  • Способность генерирования идей
  • Способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия
  • Способность запоминать
  • Интуиция
  • Способность к открытию
  • Способность к рефлексии (оценочным действиям)
  • Воображение и фантазия
*** Методические рекомендации учителю музыки Психологи определяют творческость как мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведет к новым способам решения проблемы или новому способу выражения. Мы должны научить ребенка из всего множества накопленных знаний и умений «достать» в нужный момент из своей памяти тот фрагмент, который подскажет путь к решению поставленной творческой задачи. В.И.Бехтерев в книге «Общие основы рефлексологии» подчеркивает, что «творчество – созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта». Как известно, в основе развития творческих способностей лежат психические свойства личности: память, внимание, мышление, воображение. Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой в данном случае понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а именно количество. Учитель может стимулировать ребенка к демонстрации беглости мышления, такой, например, фразой: «Давай-ка посмотрим, сколько ответов ты можешь предложить?» или вопросом: «Что ты еще можешь?» Гибкость – это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может так же проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, цельность – это способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту. Дети от природы любознательны и полны желания учиться творить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. Следует назвать факторы, которые помогут правильно организовать деятельность педагога по отношению к учащимся:
  • Уважение достоинства и прав ребенка и его семьи
  • Создание в образовательном процессе такой жизненной ситуации, которая бы включала механизм проявления и развития личности (чтобы ребенок принимал решения, чувствовал востребованность своей личности, нес ответственность, мог излагать свою позицию, то есть упражнял бы свои нравственные силы)
  • Создание в процессе обучения таких условий, при которых учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные ситуации.
При работе по развитию творческого потенциала учащихся усилия направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможных оригинальных реакций и состояний творческого процесса; с другой стороны – обучить детей средствам выполнения творческих заданий; с третей – оказать безусловную поддержку любым проявлениям творческих реакций и состояний, чем показать самоценность каждой личности.
Список используемой литературы:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990 г.
2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Советский художник, 1966 г.
3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
4. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике, М., «Классика – ХХI», 2004 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru