В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Общие закономерности творческого процесса. Методические рекомендации учителю музыки: как организовать творческий процесс на уроке.

Ольга Стефанович Ольга Стефанович
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 3303
Краткое описание
Ознакомление с  общими закономерностями творческого процесса для продуктивной организации учебного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Описание
Общие закономерности творческого процесса. Методические рекомендации учителю музыки: как организовать творческий процесс на уроке. Рационально описать и объяснить творчество едва ли возможно, т.к. творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам. Да и рациональная сторона творчества у каждого человека складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества» (если таковая вообще существует). Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны. Тем не менее, уникальное подчиняется общим закономерностям, хотя, конечно, обусловлено и объяснимо не только ими. Определим общие закономерности всякого творчества:
  • Накопление разнообразного жизненного опыта, первоначальное интуитивное его осмысление и обобщение
  • Сознательный первоначальный анализ и отбор результатов опыта с точки зрения их важности, существенности
  • Стремление духовно изменить объекты опыта
  • Логическая обработка и соединение результатов интуиции, воображения с идеями сознания (работа рассудка)
  • Обобщение и личная интерпретация всего процесса творчества в целом, уточнение и развитие идей сознания, их окончательная формулировка (работа разума и интуиции)
Разумеется, это лишь грубая логическая схема творческого процесса, не передающая всей его сложности, структуры и динамики, ритмики и периодики, обобщенно фиксирующая только основные узлы. А.Т.Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание последним физиологических закономерностей личности ученика, участвующего в творческом процессе. 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:
  • Цельность восприятия
  • Оригинальность мышления
  • Гибкость, вариативность мышления
  • Способность генерирования идей
  • Способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия
  • Способность запоминать
  • Интуиция
  • Способность к открытию
  • Способность к рефлексии (оценочным действиям)
  • Воображение и фантазия
*** Методические рекомендации учителю музыки Психологи определяют творческость как мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведет к новым способам решения проблемы или новому способу выражения. Мы должны научить ребенка из всего множества накопленных знаний и умений «достать» в нужный момент из своей памяти тот фрагмент, который подскажет путь к решению поставленной творческой задачи. В.И.Бехтерев в книге «Общие основы рефлексологии» подчеркивает, что «творчество – созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта». Как известно, в основе развития творческих способностей лежат психические свойства личности: память, внимание, мышление, воображение. Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой в данном случае понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а именно количество. Учитель может стимулировать ребенка к демонстрации беглости мышления, такой, например, фразой: «Давай-ка посмотрим, сколько ответов ты можешь предложить?» или вопросом: «Что ты еще можешь?» Гибкость – это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может так же проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, цельность – это способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту. Дети от природы любознательны и полны желания учиться творить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. Следует назвать факторы, которые помогут правильно организовать деятельность педагога по отношению к учащимся:
  • Уважение достоинства и прав ребенка и его семьи
  • Создание в образовательном процессе такой жизненной ситуации, которая бы включала механизм проявления и развития личности (чтобы ребенок принимал решения, чувствовал востребованность своей личности, нес ответственность, мог излагать свою позицию, то есть упражнял бы свои нравственные силы)
  • Создание в процессе обучения таких условий, при которых учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные ситуации.
При работе по развитию творческого потенциала учащихся усилия направлены на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможных оригинальных реакций и состояний творческого процесса; с другой стороны – обучить детей средствам выполнения творческих заданий; с третей – оказать безусловную поддержку любым проявлениям творческих реакций и состояний, чем показать самоценность каждой личности.
Список используемой литературы:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990 г.
2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Советский художник, 1966 г.
3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
4. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике, М., «Классика – ХХI», 2004 г.
Пожаловаться 14 октября 2012
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru