В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Реализация задач нравственного воспитания на уроках социально-бытовой ориентировки

Реализация задач нравственного воспитания на уроках социально-бытовой ориентировки

Светлана Львова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4603 комментариев: 2
Краткое описание
Уроки СБО  нацелены на воспитание всевозможных нравственных качеств, указанных задачами нравственного воспитания. Рассмотрим возможность реализации задач нравственного воспитания
на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
доклад Нравств.doc Скачать


ГКСОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида г. Коврова.



Доклад




учителя социально-бытовой ориентировки



ЛЬВОВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ


на методическом объединении учителей-

предметников.




Тема:

«Реализация задач нравственного воспитания

на уроках социально-бытовой ориентировки».












СКОШИ № 16 г. Ковров. 2003-2004 уч.гг.





В сложном и многостороннем процессе воспитания формирование нравственности представляет собой особенно важное дело, определяющее всю личность человека, его характер и стиль поведения.


«В формировании человека исключительно велико значение нравственного воспитания…» Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.


Перед школьной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Все высокие нравственные и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способны вдохновить его на благородные дела, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Нередко учитель слишком формально подходит к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя драться, грубить и т.д., нужно быть добрым, честным, вежливым…»- недостаточно для воспитания нравственности.

Воспитание нравственных чувств у умственно неполноценных детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему адекватно контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям учителя.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей дети получают, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых.

На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, школа и окружающая действительность, причём это влияние бывает как положительным, так и отрицательным. В редких семьях наших воспитанников можно наблюдать родителей, способных воспитать на примере своего поведения, добропорядочного гражданина России. Их поведение и поступки становятся для ребенка как бы программой поведения в дальнейшем. По этому образцу он строит свои отношения с людьми.

То же имеет отношение и к окружению наших учеников. Что они видят и слышат, выйдя из своей семьи в общество? Нетрудно догадаться. Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, рождают хитрость, приспособленчество.

Таким образом, основная нагрузка по воспитанию нравственности у детей нашей школы ложится на учителей и воспитателей. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Я полагаю, что уроки социально-бытовой ориентировки должны способствовать формированию этических представлений и нравственности умственно отсталых учащихся. Вследствие этого, уроки СБО нацелены на воспитание всевозможных нравственных качеств, указанных задачами нравственного воспитания.

Задачи нравственного воспитания, потенциальные к реализации на уроках социально-бытовой ориентировки:

  • Воспитание уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

  • Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – её цели, планировании, общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

  • Формирование нравственно ценных мотивов общественной направленности труда;

  • совершенствование имеющихся навыков самообслуживания;

  • Развитие старательности, добросовестности;

  • Воспитание культуры поведения;

  • Воспитание настойчивости, целеустремленности;

  • Развитие находчивости, инициативы;

  • Формирование потребности к оказанию помощи людям (особенно престарелым и младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых;

  • Воспитание сочувствия, сопереживания, гуманных чувств;

  • Воспитание положительного отношения к учению.

Реализация задач нравственного воспитания на уроках СБО.

Нравственное воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов:

  • Метод побуждения к сопереживанию;

  • Метод убеждения;

  • Метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям;

  • Поощрение как метод воспитательного воздействия. Применение поощрений должно быть достаточно экономным и мотивированным.

Слова одобрения позитивно действуют на детей. Учащиеся понимают, что их старания замечены_ это лестно и приятно, вызывает подъём сил, желание стараться.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «истинное» - «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в людях.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.


Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые и чем добрее и справедливее они относятся к детям. Поведение учителя должно служить для детей наглядным примером. Умственно отсталые учащиеся подражают тем, кто затронул их чувства, затронул симпатию.

Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребёнку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности даёт желанный результат: у ребят возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Путь от формирования у учащихся знаний о хорошем до их правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен кропотливой постоянной работой учителя над развитием нравственного сознания. Нередко ученики правильно дифференцируют хорошие и плохие поступки других людей; зная правила поведения, совершают злостные, своекорыстные поступки, причина этого - формальное усвоение этических знаний. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания.

Исходя из этого, я с уверенностью могу утверждать, что предмет социально-бытовой ориентировки, являет собой благотворную почву для формирования нравственного сознания и нравственных чувств у учащихся с отклонением в умственном развитии.


  1. На уроках СБО идёт постоянная работа по воспитанию уважения к человеку- труженику, начало этому закладывается в 5-6 классах, в процессе изучения темы «Семья». Ребята получают задание, узнать, кем работают их родители. Многие впервые узнают о деятельности своих близких. Некоторые ученики, чьи родители не работают и ведут при этом аморальный образ жизни, бывают очень удивлены и даже проявляют искреннюю зависть одноклассникам, мамы и папы которых имеют место работы и добросовестно трудятся.

На этих уроках я стараюсь закладывать у ребят мысль о необходимости работы для взрослого человека, для усиления эмоционального воздействия на конкретных примерах показываю общественную значимость труда их родителей. Акцентирую внимание учащихся на таких видах труда, которые дают возможность показать главное в содержании и способах трудовой деятельности людей, не требуя значительного расширения круга детских представлений (строитель, водитель общественного транспорта, продавец, медсестра).

В старших классах мы изучаем темы: « учреждения, организации», «трудоустройство». Здесь я стараюсь обратить внимание учащихся на организации и учреждения, где они смогут устроиться на работу. Беря во внимание, что у наших ребят нередко завышена самооценка, я рассматриваю профессии, которые не только не вызывают у них особого восхищения, но и поднимают негативные эмоции (уборщица, дворник, санитарка, грузчик и т.п.). На уроке особое внимание уделяю вопросу, какую пользу их труд приносит людям. В доброжелательно настроенных интонациях и очень искренне я стараюсь довести до сознания моих учеников то, что труд людей взаимосвязан, направлен на пользу всего народа, всякий труд - почётен. С целью закрепления этих понятий на уроках мы строим следующие логические цепочки:

  • Больной- санитар- врач;

  • Мусор- дворник - чистые улицы города;

  • Повар - подсобный рабочий - вкусный обед.

Важную роль отвожу воспитанию нравственных черт у будущих тружеников, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость, оптимизм, жизнерадостность.



    1. Большой раздел «Культура поведения» изучается в каждой параллели. Начинаем изучение с культуры поведения в школе и культурно- развлекательных учреждениях, изучаем формы общения со сверстниками и взрослыми, деловое общение.

    Умственно отсталые школьники обладают ограниченным запасом социально-бытовых знаний, необходимых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственное высказывание. Особые сложности возникают, когда следует использовать полученные сведения на практике. Я стремлюсь заложить в багаж знаний учеников умение анализировать ситуацию и определить мотивы для делового общения, умение правильно использовать полученную информацию. В работе со старшеклассниками основное внимание уделяю активным формам работы: моделированию реальных ситуаций (решаем проблемы общения юношей и девушек в различных ситуациях: на вечеринке, во время свидания, знакомство их с родителями и т.д.)

    В 9 классе при изучении темы «Семья» находим альтернативные решения проблемных ситуаций из семейной жизни. Для этого мной разработаны примеры различных проблемных ситуаций не только внутрисемейных, но и касающихся отношений с родственниками, соседями, друзьями. Учащиеся с большим энтузиазмом, чаще всего стараются найти позитивное решение данной проблемы. Из рассуждений ребят становится очевидным тот факт, что они хотят жить в хорошей, дружной семье, где царит любовь и взаимопонимание. Со своей стороны я стараюсь «опустить» их с небес на землю. Формирую представление, что прежде всего нужно быть требовательным к себе, создавать в семье обстановку слаженной жизни, а это становится возможным лишь на основе взаимного уважения и доверия.



      1. Формирование потребности к оказанию помощи людям (особенно престарелым и младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе. Эту задачу реально решаем во время изучения следующих разделов Программы: «Медицинская помощь», «Семья», «Культура поведения», «Транспорт».

      Курс социально-бытовой ориентировки работает на гуманизацию умственно отсталых учащихся. Старшеклассники имеют возможность использовать опыт работы с художественными произведениями, полученный на уроках чтения и развития речи в другом контексте. Ежегодно мы показываем малышам сказку. Сколько ребята испытывают трепета и волнения - это эмоциональный всплеск. Данный вид работы несет на себе двойную нагрузку в плане нравственного воспитания: во-первых, сближает учеников класса, т.к. они хотят показать хорошее представление, очень переживают не только за себя, но и за товарищей. Во-вторых, эти встречи сводят старшеклассников с малышами. При этом и те, и другие получают большое удовольствие от таких встреч.

      Не обходим стороной проблему помощи больным, инвалидам и престарелым людям. На практических занятиях обучаю ребят оказывать первую медицинскую помощь в различных ситуациях, приемам ухода за лежачими больными. Нередко данная тема вызывает реакцию от усмешек до откровенного отвращения, брезгливости. Тогда стараюсь сыграть на человеческом факторе. Объясняю ребятам, что такая помощь может потребоваться каждому из них, их близким, происходит с молодыми и старыми. Беседую проникновенно, чтоб затронуть самые нужные струнки души наших ребят. Иногда это мне удается.

      На уроках СБО в старших классах при рассмотрении вопроса взаимоотношений родителей и детей особое внимание уделяю обязанности детей перед родителями. Любовь к матери не должна уживаться с эгоизмом и грубой требовательностью со стороны детей. Работа по воспитанию уважения к матери сложная. У ребят из неблагополучных семей любовь к родителям утрачивается. Я стремлюсь тактично объяснять ученикам о предстоящей заботе и уходе за своими престарелыми родителями. В ответ на это получаю и неадекватную реакцию. Для разрешения проблемы применяю метод чтения отрывков соответствующей тематики из книги «Энциклопедия для подростков». Во время дискуссии отзывы ребят становятся эмоциональными, душевными, что весьма существенно для формирования нравственности.



        1. Процесс нравственного воспитания сложен и многогранен. В качестве одного из компонентов выступает формирование трудолюбия, способности к самостоятельности в учении, что чрезвычайно сложно для ребят с нарушениями интеллекта.

        Здесь я особое внимание отвожу оценке труда школьника, как в учебной деятельности, так и в выполнении поручений и трудовых заданий. Чаще всего ученику вспомогательной школы не так важно узнать оценку, как мнение учителя, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился. При этом нельзя допустить ошибку, если перехвалить учащегося или предъявить ему необоснованно высокие требования. Я считаю, что ученик должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки учителя. Кроме того, он, как правило, не всегда сознает несправедливость завышенной или заниженной оценки. К оценке результатов учебы наших ребят приходится подходить дифференцированно. Оценивая их работу, надо учитывать индивидуальность каждого. Особенно важен, необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми ребятами. Тем не менее, следует всегда помнить о том, что чем больше возможности у школьника для получения благоприятного результата, тем объективнее и строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А слабого, но старательного, добросовестного ученика можно немного перехвалить, необходимо заметить и отметить любой его успех, чтобы укрепить его стремление в учении.

        Оценка должна помочь школьнику понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае и в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у ребят с отклонениями в умственном развитии умение правильно относиться к своим ошибкам, самостоятельность, инициативу.



        Выводы.


        Занятия по социально-бытовой ориентировке способствуют формированию нравственных чувств и нравственного сознания. В процессе изучения предмета учащиеся приобретают:

        • Первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его и людьми;

        • Способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению доброго и осуждению безобразного, злого;

        • Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;

        • Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в школе, семье и за их пределами.


        Список использованной литературы.





          1. Бушля А.К. нравственное воспитание в семье. – Ленинград, 1984.

          2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-пресс,1994.

          3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение,1989.

          4. Маркова Т.А. воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение,1991.

          5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1990.

          6. Опыт нравственного воспитания. Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 1984.

          7. Родной край. Под ред. С.А.Козловой. – М.: Просвещение, 1990.

          10


          Обсуждение материала
          Марина Гилярова
          12.10.2012 00:38
          В докладе автор умело формулирует задачи нравственного воспитания подрастающего поколения и показывает пути их реализации.  Автор представил анализ использования методов нравственного воспитания на уроках СБО, продемонстрировал на примерах, что уроки данного предмета, как нельзя лучше, подходят для решения задач нравственного воспитания. Автор  интересно обобщил опыт по данной теме, мастерски освятил суть вопроса.
          В докладе прослеживается личная заинтересованность автора, высокий уровень профессиональных и информационных компетенций преподавателя. Текст доклада желательно выровнять по ширине для создания  законченности формы текста.
          Материал можно рекомендовать для ознакомления преподавателей и использования в методической и воспитательной работе.
          Нонна Шенеман
          25.02.2015 10:33
          Большое спасибо за Ваши работы, в доступной форме объясняете прописные истины. Этот доклад помог мне в составлении своего портфолио!
          Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
          Подписаться на новые Расписание вебинаров