В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок "Что такое почва?" (3 класс)

Урок "Что такое почва?" (3 класс)

Нина Петрова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 18854
Краткое описание
Цель: дать преставление о почве и её свойствах.
Описание
Ход урока
/. Проверка домашнего задания
-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении? — Почему образуются в камнях трещины? — Какую роль играет в разрушении камня вода?
— Что еще ускоряет разрушение скал?
— Что образуются в результате разрушения скал, камней? — Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.
(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)
II.Введение в тему — Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой. — А что обозначает слово кладовая? (Кладовая – комната для хранения.) — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. М. Ильин, Е. Сегал Какое чудо происходит в кладовой?

— Раздайте кроссворд и узнайте название кладовой. (Слайд 2).
– Назовите тему нашего урока.
III. Работа по теме урока.
— Как вы думаете, что такое почва?
(Высказывания детей)
А) Работа в парах(Слайд 3)
— Рассмотрите рисунок на стр. 65 учебника.
Обратите внимание на цвет почвенного слоя.
В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему?
Проверка(Слайд 4 -5)
Назовите главное свойство почвы.
— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.) — Как кто? (мать), поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица». Б) Практическая работа.
— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты. — Опустите в стакан с водой кусочек сухой почвы. Что вы заметили? (Из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.) (Далее учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на стр. 66. Результаты опытов дети записывают в рабочей тетради) — Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). Черноземье – это богатство нашей Родины. Вывод:в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. (Слайд 6).
В) Продолжение работы по теме урока.
— Как вы думаете, что растения получают из почвы? (Предположения детей) Г) Самостоятельная работа. — Проверить правильность своих суждений вы сможете, прочитав статью в учебнике на стр. 67. (Слайд 7). — После прочтения текста заполните схему в рабочей тетради (№ 3, стр. 27) Д) Проверка. (Слайд 8) Е) Физкультминутка. Ж) Роль растений и животных в образовании почвы. — А какова роль животных в образовании почвы? (Высказывания детей) Рассказ учителя.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом. микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дож­девые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей. — Кто же участвует в образовании почвы? (Слайд 9) З) Охрана почвы.
— Изучением почвы занимался великий русский учёный Докучаев В. В.
Рассказ ученика о русском учёном Докучаеве В. В. (ученик рассказывает заранее подготовленный текст). (Слайд 10). — Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтомук почве надо относиться очень бережно.
Часто человек наносит вред почве. (Слайд 11)
— Что делают люди, чтобы повысить плодородие почвы?(Слайд 12) Чтобы наша планета была красивой, экологи придумали праздник – Всемирный День Земли (Слайд 13).Но чтобы этот праздник был настоящим, мы должны каждый день помнить, что природа красивая, загадочная, щедрая, но в тоже время хрупкая и легкоранимая. IV. Закрепление изученного материала. — А сейчас проведём «Брей – ринг». (Класс делится на 2 команды. К доске вызываются по 1 представителю от команды)
1. Что такое почва?
1. Назовите состав почвы.
2. Назовите животных, обитающих в почве.
2. Какова роль животных?
3. Как определить качество почвы?
3. Откуда берутся соли в почве?
Игра«Кто покорит высоту?»(Слайд 14)
V
. Рефлексия.
— Понравился ли вам урок?
(Дети показывают кружки: красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – не понравился) Оцените свою работу на уроке (красный кружок – хорошо, жёлтый – не очень хорошо, зелёный – плохо) — Что понравилось, что запомнилось?
VI. Домашнее задание.
В рабочей тетради на стр. 28 выполнить № 2, 4; изготовить предупреждающие знаки на тему «Берегите почву!». VII. Итог урока .
— А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!» Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока.docx
HTML Войдите для скачивания файлов



окружающий мир

УМК «Школа России»













Конспект урока

«Что такое почва?»



3 класс

(учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова)







Подготовила:

Петрова Нина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 27 г. Осташкова

Тверской области













2012 г.

Предмет: окружающий мир (комбинированный урок).

Тема: «Что такое почва?»

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 3 класс.

Цель: дать преставление о почве и её свойствах.

Задачи урока:

образовательные: выделить свойства почвы и главное из них — плодородие, показать

значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;

развивающие: развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;

формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.



Оборудование.

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, учебник, кусочки сухой почвы; 1 кусочек свежей почвы; 2 стакана с водой и 1 чистый стакан; спиртовка, 2 стекла для опытов, салфетки для фильтра, воронка; штатив.

.

Для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; кусочки сухой почвы и стакан с водой на каждой парте у учеников; зеленые, жёлтые и красные кружки для самооценки.

Основные этапы урока:

I. Проверка домашнего задания.

II.Введение в тему.

III.Работа по теме урока.

IV.Закрепление изученного материала.

V.Рефлексия.

VI.Домашнее задание.

VII.Итог урока.

Ход урока

/. Проверка домашнего задания

-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении?

- Почему образуются в камнях трещины?

- Какую роль играет в разрушении камня вода?

- Что еще ускоряет разрушение скал?

- Что образуются в результате разрушения скал, камней?

- Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.

(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)

II. Введение в тему

- Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой.

- А что обозначает слово кладовая?

(Кладовая – комната для хранения.)

- Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

М. Ильин, Е. Сегал

Какое чудо происходит в кладовой?

- Раздайте кроссворд и узнайте название кладовой. (Слайд 2).

Назовите тему нашего урока.

III. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, что такое почва?

(Высказывания детей)

А) Работа в парах (Слайд 3)

- Рассмотрите рисунок на стр. 65 учебника.

  • Обратите внимание на цвет почвенного слоя.

  • В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему?

Проверка (Слайд 4 -5)

- Назовите главное свойство почвы.

- Как вы понимаете слово плодородие?

(Родить плод, урожай.)

- Как кто? (мать), поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».

Б) Практическая работа.

- Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.

- Опустите в стакан с водой кусочек сухой почвы. Что вы заметили?

(Из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.)

(Далее учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на стр. 66.

Результаты опытов дети записывают в рабочей тетради)

- Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). Черноземье – это богатство нашей Родины.

Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

(Слайд 6).

В) Продолжение работы по теме урока.

- Как вы думаете, что растения получают из почвы?

(Предположения детей)

Г) Самостоятельная работа.

- Проверить правильность своих суждений вы сможете, прочитав статью в учебнике на стр. 67. (Слайд 7).

- После прочтения текста заполните схему в рабочей тетради (№ 3, стр. 27)

Д) Проверка. (Слайд 8)

Е) Физкультминутка.

Ж) Роль растений и животных в образовании почвы.

- А какова роль животных в образовании почвы?

(Высказывания детей)

Рассказ учителя.

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом. микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

- Кто же участвует в образовании почвы?

(Слайд 9)

З) Охрана почвы.

- Изучением почвы занимался великий русский учёный Докучаев В. В.

Рассказ ученика о русском учёном Докучаеве В. В. (ученик рассказывает заранее подготовленный текст). (Слайд 10).

- Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Часто человек наносит вред почве. (Слайд 11)

- Что делают люди, чтобы повысить плодородие почвы? (Слайд 12)

Чтобы наша планета была красивой, экологи придумали праздник – Всемирный День Земли (Слайд 13). Но чтобы этот праздник был настоящим, мы должны каждый день помнить, что природа красивая, загадочная, щедрая, но в тоже время хрупкая и легкоранимая.

IV. Закрепление изученного материала.

- А сейчас проведём «Брей – ринг».

(Класс делится на 2 команды. К доске приглашаются по 1 представителю от команды)

1. Что такое почва?

1. Назовите состав почвы.

2. Назовите животных, обитающих в почве.

2. Какова роль животных?

3. Как определить качество почвы?

3. Откуда берутся соли в почве?

Игра «Кто покорит высоту?» (Слайд 14)

V. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

(Дети показывают кружки: красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – не понравился)

Оцените свою работу на уроке (красный кружок – хорошо, жёлтый – не очень хорошо, зелёный – плохо)

- Что понравилось, что запомнилось?

VI. Домашнее задание.

В рабочей тетради на стр. 28 выполнить № 2, 4; изготовить предупреждающие знаки на тему «Берегите почву!».

VII. Итог урока.

- А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету!




Литература:

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2006. - 384 с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк.

В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2008. — 160 с. : ил.

Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 398с.



Описание презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Описание мультимедийной презентации

Количество слайдов - 22

Среда (редактор), в которой выполнена презентация - Microsoft PowerPoint 2003.

Цель: использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

- усилить положительную мотивацию обучения;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- закрепить знания обучающихся о почве.

Управление презентацией производится по щелчку

Содержание:

Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2

Кроссворд (ответы на вопросы кроссворда появляются по щелчку)

Слайд 3

Работа в парах:

Рассмотрите рисунок на стр. 65. Какое значение имеет почва для растений и животных? Какие животные живут в почве? Обратите внимание на цвет почвенного слоя. В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему? Назовите главное свойство почвы.

Слайд 4

Изображение почвенного слоя

Слайд 5

Что такое почва? Почва – это верхний плодородный слой земли.

Какое главное свойство почвы? Плодородие - главное свойство почвы.

Слайд 6

Практическая работа (из чего состоит почва появляются по щелчку)

Слайд 7

Задания для самостоятельной работы

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы (по щелчку появляются ответы)

Слайд 9

Кто участвует в образовании почвы? (Ответы на вопрос появляются по щелчку)

Слайд 10

Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903) – великий русский учёный. Он создал науку о почвах – почвоведение. Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы. Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903)

Слайд 11

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. К почве надо относиться бережно! Что приносит вред почве? Уничтожение лесов Строительство Испытание оружия на полигонах Разведение костров Поджигание сухой травы

Слайд 12

Для сохранения почвы проводятся работы:

обработка почвы внесение удобрений полив посадка лесополос вокруг полей борьба с оврагами снегозадержание зимой на полях

Слайд 13

22 апреля – Всемирный День Земли

Слайды 14 - 19

Игра «Кто покорит высоту?» (Если ответ назван правильно, то появляется новый вопрос, если ошибка – то тест начинается сначала) Переход осуществляется по щелчку.

Слайд 20

Молодцы!

Слайд 21

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету!

Зубарев Д.

Слайд 22

Источники:

Почва.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru