В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок литературы для 11 класса. Ранние рассказы М.Горького. Старуха Изергиль.

Урок литературы для 11 класса. Ранние рассказы М.Горького. Старуха Изергиль.

Наталья Красикова
Тип материала: Урок
просмотров: 13399
Краткое описание
Помощь учителям при подготовке урока.
Описание
Цели:
  1. узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»
  2. уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль
  3. ответить в конце урока на контрольный вопрос.

Оформление доски:
· Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»
Гёте.
· <place w:st=«on»>I.автор
— рабочей среды
— неудовлетворенность, смещение реального и фактического
II. герой
— может быть из низов
— далек от идеала
— дается в социальном окружении
— может быть героическим символом
III. художественные особенности
— новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)
— разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)
— идея – проставление подвига
— сюжет – стремительное динамическое развитие
— гиперболизация качеств
— ритмичность прозы
— речь – напряженная, взволнованная
— множество эпитетов, сравнений, метафор
-связь с современностью

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Ранние рассказы Горького
«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада»
1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра»

«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе.

«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш»
2-ой доклад по рассказу «Челкаш»

«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем?

Гаврила хотел убить Челкаша.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль»

Легенда о Ларре
История жизни старухи Изергиль

«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды»
1-й ученик рассказывает легенду о Ларре
«Сделайте вывод»
Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма.
«Какие художественные средства нам об говорят?»
Эпитеты, метафоры, стравнения
Найдите их.
Работа по тексту
«Что можно сказать о судьбе старухи?»
Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль.

«Сделайте вывод»
Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни.

«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?»
Работа с текстом
Легенда о Данко
«Легенду о Данко нам расскажет…
Ученик рассказывает легенду о Данко

«Сделайте вывод»
Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие.

«Схема рассказа:
Я — Изергиль — Я
(Ларра) (Данко)

Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас… Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?»

Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала.

Докажите вашу мысль ее поступками
Дети приводят примеры

Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему?
Доказывают, отвечая на вопросы.

Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма.
1. эгоцентризм (Лара)
2. эгоизм борьбы за народ (Данко)
3. эгоизм старухи

Какие две гордости есть в рассказе?
Данко и Ларра
Вывод
Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске)
Запись в тетрадь
Контрольные вопросы
1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль»
2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль»
3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»

Домашнее задание
По группам


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок (мой)Ранние рассказы Горького.Старуха Изергиль.doc Скачать

Урок. Ранние рассказы М.Горького.

Эволюция художественной трактовки индивидуализма в рассказе «Старуха Изергиль». Урок-практикум составила Марычева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре

Цели:

  1. узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»

  2. уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль

  3. ответить в конце урока на контрольный вопрос.


Оформление доски:

  • Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»

Гёте.

  • I. автор

- рабочей среды

- неудовлетворенность, смещение реального и фактического

II. герой

- может быть из низов

- далек от идеала

- дается в социальном окружении

- может быть героическим символом

III. художественные особенности

- новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)

- разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)

- идея – проставление подвига

- сюжет – стремительное динамическое развитие

- гиперболизация качеств

- ритмичность прозы

- речь – напряженная, взволнованная

- множество эпитетов, сравнений, метафор

-связь с современностью


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ранние рассказы Горького

«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада»

1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра»


«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе.


«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш»

2-ой доклад по рассказу «Челкаш»


«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем?










Гаврила хотел убить Челкаша.

Анализ рассказа «Старуха Изергиль»


Легенда о Ларре







История жизни старухи Изергиль


«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды»

1-й ученик рассказывает легенду о Ларре

«Сделайте вывод»

Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма.

«Какие художественные средства нам об говорят?»

Эпитеты, метафоры, стравнения

Найдите их.

Работа по тексту

«Что можно сказать о судьбе старухи?»

Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль.


«Сделайте вывод»

Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни.


«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?»

Работа с текстом

Легенда о Данко

«Легенду о Данко нам расскажет…

Ученик рассказывает легенду о Данко


«Сделайте вывод»

Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие.


«Схема рассказа:

Я - Изергиль - Я

(Ларра) (Данко)


Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас.. Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?»





Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала.


Докажите вашу мысль ее поступками

Дети приводят примеры


Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему?

Доказывают, отвечая на вопросы.


Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма.

1. эгоцентризм (Лара)

2. эгоизм борьбы за народ (Данко)

3. эгоизм старухи


Какие две гордости есть в рассказе?

Данко и Ларра

Вывод

Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске)

Запись в тетрадь

Контрольные вопросы

1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль»

2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль»

3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»


Домашнее задание

По группам




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос