В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Культура современного урока

Культура современного урока

Анна Мощенко
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 1825
Краткое описание
В данной работе рассматриваются аспекты классно-урочной системы, понятие современного урока и принципы успешного проведения урока

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Культура современного урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Культура современного урока

А.В. Мощенко


Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора, эрудиции

В.А. Сухомлинский

Одной из задач современного образования является приобщение человека к культурным ценностям, т.е. превращение природного человека в человека культурного.

Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Она вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

Культура является результатом самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.

Все эти достижения вбирает в себя и воспроизводит урок: в речи, внешнем виде, логике построения урока, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т.д.

Урок - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет[4]. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 – 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Классно-урочная система, первоначально разработана и описана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика» [5]. Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков[6].

К достоинствам классно-урочной системы относили четкую организованность и упорядоченность учебной работы, возможность коллективных способов работы, взаимодействие обучающихся.

В 50-60-е годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-моему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: «Урок это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [7].                      

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку.

Он выделяет восемь существенных признаков понятия «современный урок». По его мнению, урок – это:

  1. основная форма организации учебной работы;

  2. динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

  3. социальная система;

  4. основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

  5. действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

  6. элементарная, структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

  7. звено в системе уроков;

  8. аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье ученика [1].

Под культурой современного урока следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деятельности, позволяющему говорить, что урок протекает в контексте современной культуры. Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому. Таким образом, современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

Для успешного проведения современного урока выделяют следующие принципы его организации:

    • принцип сотрудничества – базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся;

    • оказание педагогической поддержки как процесса понимания и принятия особенностей саморазвития ребенка, как реализации его потребностей в защищенности и заботе, в свободном восхождении своего Я;

    • принцип ценностного отношения к детству;

    • учащийся обладает своей субъективностью, поэтому взаимодействие учителя и ученика должно строиться как диалогичный и целостный учебный процесс;

    • принцип соразвития, т.е. цель развития ребенка – прогрессирующая гармонизация внутреннего и внешнего Я, также как и учителя;

    • принцип свободы – важнейшей задачей образовательной среды является обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;

    • принцип терпимости – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия;

    • принцип принятия – способность любить ребенка таким, какой он есть, безотносительно внешних эталонов [8].

    Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе "учитель-ученик" - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним. Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма.

    Каждый урок - это общение человека с другим человеком, ребенка и взрослого. Педагог предъявляет детям наивысшие образцы культуры общения.

    Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:

    • Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;

    • Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;

    • Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;

    • Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;

    • Авансировать успех деятельности детей на уроке.

    Таким образом, можно сделать вывод, что современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.

    Литература

    1. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. – 2003. - № 1. – С.30-39.

    2. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

    3. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.

    4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество России, 2005. – 608с.

    5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

    6. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

    7. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

    8. Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2 /Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.


    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Подписаться на новые
    @mail.ru
    @mail.ru
    @mail.ru