В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок в 5 классе «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Урок в 5 классе «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Наталья Харитонова
Тип материала: Урок
просмотров: 2694
Краткое описание
•    актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;  развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;
воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Описание
ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, п.г.т. Апастово Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Дисциплина: русский язык Учебник, по которому ведется обучение: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. «Русский язык. 5 класс». Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.
Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова) Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Тире в простом предложении Цели: · актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении; · актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»; · развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом; · воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Оборудование:
1. Толковый и орфографический словари русского языка. 2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика). 3.Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г. 4.Сигнальные карточки «Светофор».
План урока:
1. Организационный момент
— Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь. 2. Проверка домашнего задания — На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..? — Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»). — Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор. ( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.) — Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:
Домашнее задание Словарная работа Тест
Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча 3. Словарная работа — 2-я остановка «Словесная разминка» а) Орфоэпическая: Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь. — Поставьте ударение. — Назовите возвратные глаголы. — Какие глаголы не употребляются без приставки? — Придумайте и задайте ребятам свой вопрос. Б) Орфографическая:(Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет) Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток. — Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист. 4. – Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия… — А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения). 5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам) (Тест №1 в приложении) 6. Взаимопроверка тестовых работ(ответы на доске) — Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист. 7. — Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь… Физминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревце. Ветер, тише, тише, тише. Деревце все выше, выше. 8. — А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» — стр.113) 1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила). 2) Работа с правилом (стр. 113): — Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике. — Придумывание вопросов к правилу. 3) Домашнее задание:придумать интересные вопросы к правилу или составить тест. 9. Закрепление новых знаний Работа со стр.114 учебника: 1) упр. 213; 2) упр. 214 (Выборочно) 10. Мини-тест (по вариантам) (Тест №2 в приложении) 11. Итог урока: — Что было интересным на уроке? Что понравилось? — Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать? 12. Домашнее задание: 1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест; 2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок русского языка Тире в простом предложении.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна

Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, п.г.т. Апастово

Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Дисциплина: русский язык

Учебник, по которому ведется обучение: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. «Русский язык. 5 класс». Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.

Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут



























Тема: Тире в простом предложении

Цели:

  • актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;

  • актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»;

  • развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;

  • воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.



Оборудование:

1. Толковый и орфографический словари русского языка.

2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика).

3. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г.

4. Сигнальные карточки «Светофор».

План урока:

  1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь.

  1. Проверка домашнего задания

- На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..?

- Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»).

- Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор.

( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.)

- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:

Домашнее задание


Словарная работа

Тест






Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча

  1. Словарная работа

- 2-я остановка «Словесная разминка»

а) Орфоэпическая:

Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.

- Поставьте ударение.

- Назовите возвратные глаголы.

- Какие глаголы не употребляются без приставки?

- Придумайте и задайте ребятам свой вопрос.

Б) Орфографическая: (Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет)

Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.

- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист.



  1. Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия…

- А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения).

5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам)

(Тест №1 в приложении)



6. Взаимопроверка тестовых работ (ответы на доске)

- Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист.



7.

- Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь…

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревце все выше, выше.

8.

- А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» - стр.113)

1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила).

2) Работа с правилом (стр. 113):

- Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике.

- Придумывание вопросов к правилу.

3) Домашнее задание: придумать интересные вопросы к правилу или составить тест.

9. Закрепление новых знаний

Работа со стр.114 учебника:

  1. упр. 213;

  2. упр. 214 (Выборочно)

10. Мини-тест (по вариантам)

(Тест №2 в приложении)

11. Итог урока:

- Что было интересным на уроке? Что понравилось?

- Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?

12. Домашнее задание:

1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест;

2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест №1

Вариант 1

1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным.

а) Неподвижно стояли деревья…

б) В гости я к тебе

Не один пришел.

в) Нет, не тебя я знаю с детства.

г) Тонким кружевом голубым

Туман обвил виноградный сад.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Давно отгремели могучие ливни

б) Две капли брызнули в стекло.

в) Жили у бабуси

Два веселых гуся.

г) И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед…

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

а) Белка проворно прыгала с ветки на ветку.

б) Рощи голы.

в) Муж красавицы был

Воевода лихой.

г) Олимпиада по математике прошла успешно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть сказуемым.

а) льётся;

б) хвойные;

в) решил помочь;

г) в горах.





Вариант 2

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

а) Я на коне скачу ретивом

И по горам и по полям.

б) И ломается в воздухе свет

Проплывающих звёзд и планет.

в) Ты поведешь меня в сады свои густые.

г) Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Мы с подругой сходили в музей.

б) Здесь тучи смиренно идут подо мной.

в) Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда.

г) Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.

а) И молния вдали от бурных туч сверкала.

б) Как ясен небосклон!

в) А кругом лежит

Степь широкая…

г) Заря чиста, и утро будет ясно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть подлежащим.

а) в космосе;

б) космонавт;

в) мы с подругой;

г) он.







Тест №2

Вариант 1

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.

а) Осенняя пора прекрасна!

б) Осень пора грибов.

в) Осенние пейзажи радуют душу.

г) В чистом воздухе витают осенние запахи.



Вариант 2.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.

а) Мой отец капитан дальнего плаванья.

б) Сказка мечта человека о прекрасном.

в) Моя мать шьет одежду.

г) Июль макушка лета.







Карточки для индивидуальной дифференцированной работы:

1.Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.




2.Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.






Карточки-информаторы:

сущ. - сущ.

инф. - инф.

числ. - числ.

инф. - это инф.

сущ. - инф.

инф. - сущ.



Использованная литература:

1. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004.

2. «Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы, тесты». Якунина А.М. Айрис-Пресс, 2008.





















Харитонова Н.С. ур.русского языка Тире в простом предложении.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru