В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Татьяна Чиркунова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 9872
Краткое описание
Мастер-класс повышает мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мастер-класс выступление.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Мастер-класс

"Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

  2. Дать представление о классификации рефлексии;

  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Ход мастер – класса.


I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Татьяна, мое качество трудолюбие. (Представление участников)
- А теперь Вы.

Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)


II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

Тема моего мастер – класса «Рефлексия». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).


III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;

  • показ большого пальца вверх или вниз;

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;

  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).


  1. рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.


Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

  • больше всего понравились задания…

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.

Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло – желтую.

Спасибо за работу!














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg





D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg










D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg







D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif





D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif










D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif

Р

е

ф

л

е

к

с

и

я


D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…



Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru