В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок природоведения в 5 классе по теме "Увеличительные приборы"

Урок природоведения в 5 классе по теме "Увеличительные приборы"

Ирина Стефутина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:6просмотров: 6900 комментариев: 1
Краткое описание
Урок сопровождается презентацией, в которой показано многообразие увеличительных приборов, строение микроскопа и правила работы с ним, другие интересные факты.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ


ТЕМА: «Прибор, открывающий «невидимое»


ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами лабораторной работы


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.

  2. Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.

  3. Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. Физика (устройство оптических приборов);

  2. Математика (математические расчетные действия);

  3. Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);

  4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

  5. Литература (связь с темой урока рассказа В.Шукшина «Микроскоп»)


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут


ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: учебник «Природоведение», 5 класс, авторы Т.С. Сухова, В.И.Строганов, опросные карточки для проверки домашнего задания, световые микроскопы для каждого учащегося, готовые микропрепараты для рассматривания под микроскопом, таблица «Увеличительные приборы», презентация к уроку.


ХОД УРОКА:


1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.


2.Повторение изученного:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами разговаривали о том, как идет жизнь на нашей планете и выяснили, что у каждого живого существа на Земле есть родители. Сейчас мы с вами поиграем в развивающую игру «Как называют ребяток - зверяток?» и выясним, как называют детенышей тех или иных животных. Итак, … (учитель называет животное, а ученики – названия их детенышей):



  • Волк – (волчонок);

  • Медведь – (медвежонок);

  • Лошадь – (жеребенок);

  • Белка – (бельчонок);

  • Индюк – (индюшонок);

  • Ёж – (ежонок);

  • Корова – (теленок);

  • Овца – (ягненок);

  • Свинья – (поросенок);

  • Собака – (щенок);

  • Кошка – (котенок);

  • Курица – (цыпленок).



Хорошо. А теперь проверим, как вы усвоили изученную на предыдущем уроке тему. Перед вами опросные карточки, представляющие тестовые задания. Тест состоит всего из 5-ти заданий. Соответственно, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл в свою оценочную копилку.

1 вариант:

  1. Биология – это:

  1. наука о живом;

  2. наука, изучающая явления в живой и неживой природе;

  3. наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

  1. Все живые организмы обладают такими свойствами:

  1. дыхание, питание, рост, развитие, размножение;

  2. дыхание, питание, рост, передвижение, размножение;

  3. дыхание, питание, рост, развитие, способность к играм.

  1. Продолжительность жизни разных живых организмов:

  1. различная;

  2. одинаковая;

  3. оба ответа верны.

  1. Откуда появляются новые живые организмы?

  1. от родителей;

  2. их приносит аист;

  3. из капусты.

  1. Ученый, доказавший опытным путем, что у каждого живого существа есть родители – это:

  1. Франческо Реди;

  2. ван Гельмонт;

  3. Михаил Ломоносов.


2 вариант:

  1. Наука о живом – это:

  1. физика;

  2. биология;

  3. биофизика.

  1. Человек может прожить:

  1. до 1500 лет;

  2. до 115 лет;

  3. до 15 лет.

  1. Головастики появляются:

  1. у бабочек;

  2. у лягушек;

  3. у головоногих моллюсков.

  1. Кто ошибочно считал, что мыши появляются из грязной рубашки и горсти зерна?

  1. Франческо Реди;

  2. ван Гельмонт;

  3. Антуан Лавуазье.

  1. У каждого живого существа есть:

  1. руки и ноги;

  2. родители;

  3. головной мозг.

Проведем самопроверку: поменяйтесь работами и проведите проверку – в 1-м варианте правильными будут ответы под буквой «А», а во 2-м под буквой «В».


3.Изучение нового материала.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Так же вы знаете, что все живые организмы обладают рядом общих свойств: они могут дышать, питаться, расти, развиваться и так далее. Но как познать суть этих свойств? Нужно всесторонне исследовать тот организм, который нас заинтересовал. И хорошими помощниками в этом нам будут увеличительные приборы. Итак, тема нашего урока – «Прибор, открывающий «невидимое». Речь пойдет о микроскопе, кроме того, мы познакомимся и с некоторыми другими увеличительными приборами ( слайды №№ 1 – 9).

Какова же история открытия увеличительных приборов (слайд №10)? Когда появились первые увеличительные приборы точно не известно. Так, при археологических раскопках, проводившихся на территории Древнего Вавилона, ученые находили двояковыпуклые линзы – самые простейшие оптические приборы. Эти линзы были изготовлены из отшлифованного горного хрусталя. Первые микроскопы, изобретенные человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбургу, что в Голландии, и связывают с именем Захария Янсена (слайд №11), который занимался изготовлением очков. Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей (слайд №12) представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино». Годом спустя его друг Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин «микроскоп».

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком (слайд №13). Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (слайд №14), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов.

Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли учёные России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным (слайд №15). Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский учёный М.В.Ломоносов. Его считают первым российским учёным, который постоянно использовал этот прибор в своих разнообразных опытах и исследованиях. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям (слайды №№16 – 21).


4.Физминутка (слайд №22). Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая позволит вам немного отдохнуть и расслабиться.


5.Выполнение лабораторной работы «Устройство микроскопа, правила работы с микроскопом».

Ребята, в рассказе Василия Шукшина «Микроскоп», написанном им в 1969 году, рассказывается, как деревенский столяр Андрей Ерин купил мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы. Неизвестно, каких высот достигли бы исследователи, да произошло некое досадное недоразумение, и Андрею пришлось расстаться с микроскопом. Для людей многих профессий микроскоп - это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в «домашних» условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в «микрокосмос» и исследовав его обитателей. Давайте же и мы с вами попробуем стать исследователями окружающего мира и первым делом познакомимся с устройством микроскопа и правилами, которые необходимо соблюдать при работе с ним (слайды №№23 - 31).

Поработаем с микроскопами, расположенными перед вами. Помня о правилах работы с микроскопом, попробуйте рассмотреть изображения на выданных вам микропрепаратах. Но перед работой мы должны выяснить, каково увеличение нашего микроскопа, ведь любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает прибор, с которым он работает. Как это узнать? Увеличение окуляра и объектива определяют по цифрам на их оправах, затем эти цифры перемножают и получают общее увеличение микроскопа. Предлагаю вам подсчитать увеличение микроскопов, стоящих перед каждым из вас. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школе на уроке это делает учитель.


6.Закрепление знаний.

  • Назовите части светового микроскопа;

  • Как определить увеличение микроскопа?


7.Подведение итогов урока (слайд №32):

  • Рефлексия: понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды? Что бы вам хотелось исследовать под микроскопом?

  • Выставление оценок за урок.


8. Домашнее задание: §22, выучить части микроскопа и правила работы с микроскопом.



Использованные источники:

  1. http://www.shishlena.ru

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://pedsovet.su

  4. http://www.darwin.museum.ru

  5. http://cor.edu.27.ru

  6. http://www.kinonews.ru

  7. http://www.eelmaa.narod.ru

  8. http://ru.wikipedia


Стефутина Ирина Викторовна 206-053-223


Урок природоведения в 5 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Diana_84
24.03.2013 16:02
Заходи, не пожалеешь.  Очень хорошо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru