В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ИНТЕГРАЦИЯ КОРРЕКЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ компенсирующего вида

Марина Галкина Марина Галкина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234  голосов:9    просмотров: 1188    комментариев: 5
Краткое описание
Обобщение личного опыта
Пожаловаться 01 августа 2012
Файлы
доклад специфика работы логопеда.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга






















ИНТЕГРАЦИЯ КОРРЕКЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОУ компенсирующего вида













Учитель-логопед ГБДОУ№6*

Галкина Марина Дмитриевна








Санкт-Петербург

2012 год




ОБЗОР ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОЗОВ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ


САДАХ IV ВИДА.



Как известно 80% информации человек получает с помощью зрения. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий, осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего происходит восприятие зрительной картинки мира.

Информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся:

- острота зрения (способность различать мелкие детали);

- цветоразличение;

- поле зрения;

- характер зрения и глазодвигательных функций.

Снижение любой из перечисленных функций влечет за собой нарушение зрительного восприятия. Так нарушение функции остроты зрения замедляет процесс узнавания и точность восприятия. Нарушение полей зрения затрудняет целостность восприятия. Нарушение бинокулярного зрения искажает ориентировку в пространстве, стереоскопическое восприятие. Нарушение глазодвигательных функций ведет к ограничению в восприятии внешнего мира, снижение скорости и правильности в оценке пространственных отношений.

В коррекционные учреждения IV вида поступают дети, имеющие помимо основного дефекта - зрения, недостатки речевого развития. Осуществлять коррекцию дефектов речи этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей.

Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем – логопедом:

- зрительного диагноза детей,

- уровня зрительного восприятия.

- индивидуальных зрительных возможностей ( ВИЗУС)

- этапа лечебно- восстановительного периода.

Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогике. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов:

АМБЛИОПИЯ - различные по происхождению формы понижения остроты зрения, не имеющие анатомической основы, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

По степени остроты зрения амблиопия может быть:

- слабой (острота зрения 0,8-0,4)

- средней (0,3-0,2)

- высокой (0,1-0,05)

- очень высокой (0,04 и ниже)

Причинами амблиопии являются страбизм и косоглазие.

СТРАБИЗМ - непараллельность оптических осей глаза. В 90% случаях наблюдается снижение остроты зрения.

КОСОГЛАЗИЕ - различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем.Это не только косметический недостаток, но и функциональный, который выражается в снижении остроты зрения косящего глаза.

Косоглазие подразделяют на содружественное ( подвижность глазных яблок не ограничена). Оно может быть постоянным и периодическим, сходящимся и расходящимся. Паралитическое косоглазие (возникает в результате паралича или пореза мышц глаза). Особенность его состоит в частичной или полной неподвижности глаза.

Есть дети с диагнозами: миопия (близорукость), гиперметропия(дальнозоркость), астигматизм, анизометропия, афакия.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.



У детей с нарушением зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.

Нарушения зрения отрицательно сказываются на:

- нервно-психическом статусе детей,

- снижении двигательной активности,

- нарушении ориентировки в пространстве,

- снижении уровня познавательной деятельности;

И как следствие - нарушение формирования общего речевого статуса.

Общая особенность наших детей - нарушение словесного опосредования. Ребенок правильно называет предмет, но у него нет четких представлений о нем. Формирование речи детей со зрительной депривацией протекает в более сложных условиях, чем у зрячих детей.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет восприятие предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию предметы и буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, неправильно произносят слова. У детей отмечаются трудности фонетико- фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико- грамматического свойства. При зрительной работе у детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира связана с трудностями опредмечивания геометрических фигур. Поэтому логопед в своей работе должен осуществлять коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений об окружающем мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя предметные представления.

При монокулярном характере зрения отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, где необходима зрительная ориентировка. Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций, трудностями нахождения объекта в ряду множеств. Дети затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим, отличительным или специфическим свойствам.

В целом можно сказать, что нарушение процесса зрительного восприятия при патологическом характере зрения ребенка осложняет формирование его чувственно-практического опыта. У детей появляется неуверенность в своих силах, отвлекаемость, быстрая утомляемость, нежелание доводить дело до конца.


КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПОСТРОЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.


Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:


1. Использование специальной наглядности.

Крупная фронтальная ( до 15-20 см), дифференцированная индивидуальная( от 1 до 5см). Логопеду знать размеры пособий в зависимости от остроты зрения:

0,4--------------- 2 см

0,2- 0,3--------- 2-3 см

0,05-0,1--------- 3-4 см

0,01-0,04------- 4-5 см

Необходимо использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие объектов: красный, оранжевый, желтый.

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов. При атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Необходимы подставки для соблюдения 45- градусного угла в направлении взора ребенка.

2. Выбор методов и приемов с учетом периода лечения. ( Не только возрастных, индивидуальных возможностей, состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия, уровня развития речи).


Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне лечения, которое носит плеопто-ортопто- хирурго- стереоскопический характер.

Логопеду необходимо знать этапы лечения и строить свою работу с учетом решаемых врачом офтальмологом задач.


Плеоптические упражнения - направлены на повышение зрения амблиопичного глаза.

В этот период лечения наиболее эффективным методом является прямая окклюзия (заклеивание здорового глаза) выключение его из акта зрения на несколько часов, чтобы заставить работать плохо видящий глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности.

В этот период рекомендуются игры:

- обводка через кальку контурных изображений ( дорисуй по точкам, обведи и заштрихуй, угадай предмет, дорисуй вторую половинку);

- нанизывание бус;

- сличение изображений (что неправильно нарисовал художник, парные картинки, найди похожие предметы, что изменилось, найди ошибки);

- классификация предметов (найди похожие предметы, разложи по группам, какой предмет лишний, добавь предмет );

- игры – лабиринты ( цветная прогулка, найди дорожку, поймай рыбку, приведи детеныша к маме);

- использование электрифицированных игрушек ( сколько огоньков- столько слогов, что ближе, что дальше);

- составление разрезанного на части изображения (сложи картинку, составь предмет, сложи предмет из геометрических фигур).


Ортоптические упражнения - направлены на развитие бинокулярного зрения, имеют своей целью восстановление способности к слиянию двух изображений в одно и проводятся на аппаратах.

В этот период рекомендуются игры:

- составление разрезанного на части изображения (моделирование картины, выложи так же по плану, разложи по рядам и др.);

- выделение из фона замаскированного объекта (угадай, кто прячется, узнай предмет, узнай по силуэту, узнай по контуру);

- опознание изображения по его части (кто без чего, узнай по детали предмет, найди ошибку, как не бывает, что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (узнай и назови, кто здесь спрятался, кто ближе, кто дальше, кто больше увидит и назовет).


Плеопто- ортоптические упражнения- имеют своей целью повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз.

Стереоскопические упражнения применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз, и бинокулярное зрение.

В этот период рекомендуются игры:

- упражнения на оценку глубины пространства (колодец, рыбалка, дорожки, чтение с решеткой и др.)


3. Зрительная гимнастика - обязательный элемент коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими нарушение зрения. Она проводится несколько раз по 3-5 минут в течение дня в любой деятельности, на занятиях и между ними, на прогулке и обязательно после рассматривания предметов или изображений, штриховки предметов.


4.Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития зрительных возможностей ребенка.


5.Создание условий для лучшего зрительного восприятия Правильное рассаживание детей на коррекционных занятиях.

Окклюзия левого глаза - сажают справа от педагога, правого - слева. Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру во второй - третий ряды. Настенная доска размещается на передней стене на расстоянии не менее 2 м от первых парт на уровне глаз детей. На доске размещаются предметы размером 10- 15 см в количестве не более 5-8 штук в зависимости от остроты зрения. Размещать объекты надо так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности.

6. Создание условий для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

- выбор адекватного фона;

- выбор оптимального цвета;

- постоянное использование указки для уточнении;

- ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

- объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 минут.

7. Подвижные игры и упражнения – согласуются с врачом офтальмологом и зависят от периода лечения.


При организации логопедической работы решаются специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения:

- обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

- развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение)

- развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предметов)

- стимуляция зрительно-познавательной активности

- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций

- развитие зрительного восприятия в единстве развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления и речи).

Обучение грамоте детей с нарушением зрения проводится так же звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложения - слово-слог-звук).

8. Взаимосвязь в работе всех специалистов ГДОУ.

Педагогическая и коррекционная деятельность строится на основе совместного планирования с использованием единых лексических тем и разнообразных дидактических игр. Предметная и речевая среда, создаваемая тифлопедагогом, находит продолжение в практике логопеда.

Таким образом, развитие связной речи у детей с амблиопией и косоглазием – очень сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционного, интегрированного воздействия, основная задача которого- социальная адаптация ребенка в обществе.

Обсуждение материала
  • Виктория Медяло
    16 сентября 201217:11
    Виктория Медяло

    Спасибо!!! Очень пригодилось в работе. Познакомилась с новыми идеями и рекомендациями.
    Виктория:):):):)

  • Ольга Макарова
    16 сентября 201217:17
    Ольга Макарова

    Спасибиссимо!! Использовала Ваши рекомендации для адаптации своих пособий. Ждем новых идей - они у Вас интересные!
    Ольга:D:D

  • 27 сентября 201220:17
    бон юлия

    :DБольшое спасибо. очень интересный материал. Обязательно использую в своей работе1

  • Ирина Шемякина
    11 октября 201219:50
    Ирина Шемякина

    Спасибо за интересную информацию! Очень актуальный материал!

  • марьяна галкина
    17 октября 201221:47
    марьяна галкина

    очень позновательно, спасибо!

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru