В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

«Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения»

«Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения»

Марина Галкина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 2444 комментариев: 2
Краткое описание
закрепление  зрительных образов пройденных букв на полисенсорной основе;

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
дизграфия.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ

В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДЕТСКИЙ САД №6 МОСКОВСКОГО РАЙОНА









ОПЫТ РАБОТЫ:


«Профилактика оптической дисграфии
у детей с нарушением зрения»


(система работы по профилактике оптической

дисграфии у детей дошкольного возраста

с нарушением зрения)










Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Галкина Марина Дмитриевна






Санкт-Петербург



2007 год

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

  • Профилактика оптической дисграфии – важное направление в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

  • Дети с нарушением зрения испытывают ряд трудностей:

    • нарушение зрительного восприятия;

    • нарушение операций анализа и синтеза;

    • нарушение моторных координаций;

    • неточность представлений о форме, цвете и величине предметов;

    • трудности оптико-пространственного анализа;

    • несформированность оптического образа буквы.

  • На медико-психолого-педагогических совещаниях отмечается низкий уровень зрительно-пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием.

  • Общая картина осложняется наличием у ребенка зрительной патологии, что проявляется в:

    • заменах графически сходных по написанию букв;

    • зеркальном написании букв;

    • пропусках элементов букв;

    • написании лишних элементов;

    • неправильно расположенных элементах.

  • Оптические нарушения у детей с нарушением зрения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений.

  • Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазием и амблиопией – это сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия.

  • Возможность органичного включения упражнений по профилактике оптической дисграфии в работу логопеда.

Высокий уровень развития зрительно-пространственных представлений и сформированность зрительного образа буквы, являющихся основой письма, должны быть обеспечены профилактической работой логопеда в дошкольном возрасте.

Система работы по профилактике возникновения оптической дисграфии.


Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении дисграфии является развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), а также формирование зрительно-пространственных представлений.

После комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных упражнений (как часть занятия), а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям и рабочим листам.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:

- уточнение и расширение объема зрительной памяти;

- формирование, развитие и совершенствование зрительного восприятия и предметных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительно-моторной координации;

- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;

- дифференциация смешиваемых по оптическим и кинетическим признакам букв.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии проводится в 3 этапа:


1-й этап – организационный(сентябрь)

1 - обследование логопеда;

2 - оформление документации и планирование работы;

3 - медико-психологическое совещание, анализ результатов диагностики;

4 - беседа с родителями.


2-й этап – основной (октябрь –апрель)

Работа проводится во взаимосвязи с учителем-дефектологом.


Цель:

1 – развитие зрительного восприятия



Задачи:


1 - развитие буквенного гнозиса ( формы, величины букв, дифференциация расположения элементов букв);

2– развитие зрительного анализа и синтеза;

3 – расширение и уточнение объема зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);

4 – формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в пространстве;

5 – формирование и активизация речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;

6 –развитие зрительно-моторной координации.

7 - закрепление связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме;


3-й этап –заключительный ( май - июнь)

Цель:

1 – закрепление полученных навыков;


Задачи:


1 – перенос полученных знаний на другие виды деятельности;

2 – анализ результатов работы.





ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:


а) постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете:

- реальный предмет, изображенный на картинке;

- изображенный контур предмета;

- изображенный силуэт предмета;

- пунктирное изображение;

- недостающие детали;


б) узнавание предметов, сходных по контуру (в художественном, контурном и силуэтном изображении);


в) использование обеих групп приемов, затрудняющих восприятие.


г) «зашумление» изображений:

- штриховка;

- перечеркивание;

- наложение друг на друга;

- «Волшебный экран» (узнавание предметов в вертикальной плоскости в затрудненном зрительном восприятии).



ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ»



I. Организационный момент (шуточные стихи о пройденных буквах с опорой на картинку-букву).


II. Основная часть.

1. «Знакомство с буквой».


- Название буквы;

- Определение количества частей (элементов) в букве;

- «На что похожа буква?»;

- Разучивание стихотворения о букве;

- Обводка пальцем руки по крупной печатной букве;

- Прописывание буквы в воздухе, на спине товарища;

2. Игры с буквами.


Вариант А - «Почини букву» - обводка, штриховка, закрашивание буквы; дописывание недостающих элементов, самостоятельное письмо буквы;

Вариант Б - «Вырежи букву»;

Вариант Г – « Вылепи букву» (из пластилина);

Вариант Д – «Выложи букву» (крупа, палочки, веревочки - на столе, на ковролине).


Динамическая пауза.

(речь с движением: «Мы по городу гуляли»)


- «Найди и покажи» - поиск буквы на ковролине в условиях затрудненного зрительного восприятия по выбранному образцу;

- Вариант А – «Найди домик буквы» - по выбранному образцу с визуальным контролем;

- Вариант Б - «Назови букву в домике» - по выбранному образцу с тактильным контролем;

- Вариант Г – «Найди и закрась букву» - дидактическое пособие «Ералаш»;

- Вариант Д - «Помоги девочкам найти буквы» - игра на ковролине в вертикальной плоскости.


III. Итоги занятия.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:


- закрепление зрительных образов пройденных букв на полисенсорной основе;

- формирование умения читать слова из пройденных букв;

- развитие звуко-буквенного анализа;

- совершенствование зрительно-моторной координации;

- развитие зрительно-пространственных представлений;

- развитие мышления, памяти и речи;

- тренировка процессов аккомодации и конвергенции;

- развитие самоконтроля и самооценки.





РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ:


1. Демонстрационный материал (буквы); раздаточный материал (буквы, рабочие листы).

2. Картотека шуточных стихов о буквах.

3. Дидактическая игра: «Найди домик буквы».

4. Дидактическая игра: «Ералаш».

5. Дидактическая игра: «Помоги девочкам найти буквы».

6. Коррекционное пособие: «Волшебный экран».

7. Пазлы: «Собери букву».

8. Конструктор В.Воскобовича: «Собери букву».


Примечание:

- вариативность предложенных заданий зависит от уровня зрительного восприятия и уровня познавательных способностей подгруппы;

- в развивающую среду группы вносятся игры с буквами на закрепление пройденного материала:

1) Пазлы: «Собери букву»;

2) Конструктор В.Воскобовича «Собери букву»;

3) Реконструирование букв «Преврати одну букву в другую»;

4) Повторение шуточных стихов о буквах.




Обсуждение материала
бон юлия
27.09.2012 20:58
Спасибо за интересный материал
марьяна галкина
17.10.2012 21:48
спасибо! очень пригодилось:)
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru