В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Буква Ь - как показатель мягкости согласного звука.

Буква Ь - как показатель мягкости согласного звука.

Елена Гамаюнова
Тип материала: Урок
просмотров: 7002
Краткое описание
Познакомить обучающихся с буквой Ь как показателем мягкости согласных звуков.
Описание

Конспект урока по литературному чтению
на тему:
«Буква Ь ( мягкий знак).
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных на письме».
Подготовила: Гамаюнова Е.Ю, учитель МОУ «СОШ с Питерка».
Цель:
раскрыть значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Задачи:
способствовать :
— раскрытию значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
-фомированию навыка чтения;
— умению читать слова с изученными буквами;
-развитию фонематического слуха;
-развитию речи;
-содействовать развитию интереса к чтению и желанию читать;
-развитию памяти, внимания, творческих способностей,
обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:компьютер, проектор, презентация к уроку.
Программные средства:учебно-методический комплект программы «Школа-2100», авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Ход урока:
1 Организационный момент. Актуализация знаний.
А) устный опрос учащихся ( подготовительная работа)
— Из чего состоит наша речь? ( из предложений)
— А предложения? ( из слов)
— Слова? ( из слогов)
— Слоги? ( из звуков)
— Чем обозначаются звуки? ( буквами)
— На какие две группы делятся все звуки? ( гласные, согласные)
— Какие звуки называем гласными? Согласными?
— Какая работа у гласных? ( образуют слог)
— Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (Твёрдые и мягкие)
— Какие ещё могут быть согласные звуки? ( звонкие и глухие)
(ОТВЕТЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ТАБЛИЧКАМИ).
Б) чтение слогов и соединений букв (учащиеся читают хором по столбикам,
по строчкам)
Слайд 2
2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование новой темы.
Слайд 3.
— Отгадайте загадку (чтение учителем)
Слайд 4
— Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)
— Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой).
— Почему? (Он не обозначает звука)
— Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник. Как вы думаете, почему?
Слайд 5 (наблюдение за произношение звуков)
— Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)

(чтение звуков слева)
— А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,
посмотрите, что с ними произошло? Как мы будем читать эти звуки? Почему?
( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)
— для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы мягко произносить согласный звук)
— какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость согласных)
Слайд 6

ВЫВОД:Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость
согласных звуков. ( на доску вывешиваю табличку)
ФИЗМИНУТКА
3. Первичное закрепление нового материала.

Мягкий знак – настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
Работа с учебником
— чтение 1-го столбика слов парами.
(Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон — конь)
— беседа о лексическом значении слов каждой пары.
— Объясните лексическое значение слов мол – моль
— Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук Л)
— Как изменилось слово, если звук Л смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)
Аналогичная работа со словами угол – уголь; пыл – пыль; кон — конь.
Вывод:
— Что происходит со словом, если после согласной на конце слова добавить Ь? (меняется его значение)
ФИЗМИНУТКА.

— работа в «Азбуке», стр 182 .
— чтение 2 столбика
— работа с «Азбукой».
— чтение 3-го столбика слов
Слайд 7
— разбор значений слов

— Почему площадь называют Красной?


(Это значит красивая.)

Слайд 8
Объясните значение слова Кремль. (Городская крепость в старинных
русских городах.)
Слайд 9
Слайд 10
— Что такое Колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви)
( звон колоколов щелчком по значку)
Слайд 11
4. Закрепление материала.
— работа с текстом «Московский Кремль», стр 182 – 183
Слайд 12
— до чтения
— По ключевым словам, названию текста, картинкам на кубиках сделайте
предположения, о чём будет текст?
— Чтение текста учителем.
— Чтение текста учащимися по цепочке.
— Выборочное чтение.
— Куда приходят люди на экскурсию в Москве? ( в Московский Кремль)
— Чем любуются взрослые и дети? ( соборами и колокольней)
— Кремль был такой всегда, краснокаменный, или он был другим? Каким?
( дубовые брёвна, белокаменная)
Фильм 1
— Сколько башен на Кремле? ( двадцать)
— Названия каких запомнили? ( Тайницкая, Спасская, Царь – пушка, Царь – колокол)
— Как вы думаете, почему они так названы?
Фильм 2
( Тайницкая – находится тайник – колодец; Спасская – парадная, имела
главный парадный въезд, по обеим сторонам башни находились иконы Спасса,
которые оберегами Кремль и его жителей.)
— Почему Красная площадь получила такое название?
( Красная значит красивая)
— Почему каждому жителю России дороги Кремль и Красная площадь?
Фильм 3
— Ребята, а сколько слов в этом тексте с Ь за конце? Кто первый и правильно посчитает?
5 Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие новые слова узнали?
— Для чего нужен Ь знак?
6 Рефлексия.
7. Орг. момент.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Doc1.doc1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов













































Doc1.docx2.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Мягкий знак – показатель мягкости

согласных согласных

Doc2.docx4.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Ь изменяет

значение слова

Пояснительная записка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка.

Данный урок обучения грамоте (литературное чтение) проводится в 1 классе по учебнику «Букварь», авт.Р.Н Бунеев, Бунеева, Пронина по ОС «Школа 2100» .

Тема урока: «Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных на письме».

конспект урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов







































Цель:

раскрыть значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Задачи:

способствовать :

- раскрытию значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

-фомированию навыка чтения;

- умению читать слова с изученными буквами;

-развитию фонематического слуха;

-развитию речи;

-содействовать развитию интереса к чтению и желанию читать;

-развитию памяти, внимания, творческих способностей,

обогащению словарного запаса учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Программные средства: учебно-методический комплект программы «Школа-2100», авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.






























Ход урока:

1 Организационный момент. Актуализация знаний.

А) устный опрос учащихся ( подготовительная работа)

- Из чего состоит наша речь? ( из предложений)

- А предложения? ( из слов)

- Слова? ( из слогов)

- Слоги? ( из звуков)

- Чем обозначаются звуки? ( буквами)

- На какие две группы делятся все звуки? ( гласные, согласные)

- Какие звуки называем гласными? Согласными?

- Какая работа у гласных? ( образуют слог)

- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (Твёрдые и мягкие)

- Какие ещё могут быть согласные звуки? ( звонкие и глухие)


(ОТВЕТЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ТАБЛИЧКАМИ ).

Б) чтение слогов и соединений букв (учащиеся читают хором по столбикам,

по строчкам)

Слайд 2

2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование новой темы.

Слайд 3.

- Отгадайте загадку (чтение учителем)

Слайд 4

- Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)

- Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой) .

- Почему? (Он не обозначает звука)

- Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник. Как вы думаете, почему?

Слайд 5 (наблюдение за произношение звуков)

- Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)

(чтение звуков слева)

- А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,

посмотрите, что с ними произошло? Как мы будем читать эти звуки? Почему?

( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)

- для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы мягко произносить согласный звук)

- какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость согласных)

Слайд 6

ВЫВОД: Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость

согласных звуков. ( на доску вывешиваю табличку)

ФИЗМИНУТКА

3. Первичное закрепление нового материала.

Мягкий знак – настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

Работа с учебником

- чтение 1-го столбика слов парами.

(Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон - конь)


- беседа о лексическом значении слов каждой пары.

- Объясните лексическое значение слов мол – моль

- Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук Л)

- Как изменилось слово, если звук Л смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)

Аналогичная работа со словами угол – уголь; пыл – пыль; кон - конь.

Вывод:

- Что происходит со словом, если после согласной на конце слова добавить Ь? (меняется его значение)

ФИЗМИНУТКА.

- работа в «Азбуке», стр 182 .

- чтение 2 столбика

- работа с «Азбукой».

- чтение 3-го столбика слов

Слайд 7
- разбор значений слов

- Почему площадь называют Красной?

(Это значит красивая.)

Слайд 8

Объясните значение слова Кремль. (Городская крепость в старинных

русских городах.)

Слайд 9

Слайд 10

- Что такое Колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви)

( звон колоколов щелчком по значку)

Слайд 11

4. Закрепление материала.

- работа с текстом «Московский Кремль», стр 182 – 183

Слайд 12

- до чтения

- По ключевым словам, названию текста, картинкам на кубиках сделайте

предположения , о чём будет текст?

- Чтение текста учителем.

- Чтение текста учащимися по цепочке.

- Выборочное чтение.

- Куда приходят люди на экскурсию в Москве? ( в Московский Кремль)

- Чем любуются взрослые и дети? ( соборами и колокольней)

- Кремль был такой всегда, краснокаменный, или он был другим? Каким?

( дубовые брёвна, белокаменная)

Фильм 1

- Сколько башен на Кремле? ( двадцать)

- Названия каких запомнили? ( Тайницкая, Спасская, Царь – пушка, Царь – колокол)

- Как вы думаете, почему они так названы?

Фильм 2

( Тайницкая – находится тайник – колодец; Спасская – парадная , имела

главный парадный въезд, по обеим сторонам башни находились иконы Спасса,

которые оберегами Кремль и его жителей.)

- Почему Красная площадь получила такое название?

( Красная значит красивая)

- Почему каждому жителю России дороги Кремль и Красная площадь?

Фильм 3

- Ребята, а сколько слов в этом тексте с Ь за конце? Кто первый и правильно посчитает?

5 Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие новые слова узнали?

- Для чего нужен Ь знак?

6 Рефлексия.

7. Орг. момент.


Архив ZIP - WinRAR.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru