В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи - 7 класс. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Ирина Чернозуб Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 8030
Краткое описание
Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.

Описание
Урок развития речив 6 классе
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода» 

Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи: 

Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Наглядность:
1)репродукции картин русских художников о весне; 2)эпиграфы к сочинению, уроку.
Ход урока:

I.Вступительное слово учителя

Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прислушивайтесь к родникам. Ничто не повторится!
Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться. Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту». Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам. И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться. Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном. — Скажите, в какой момент рождается произведение искусства? Художник, смотрите, художник! Пришел и сидит на пеньке. При нем голенастый треножник И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки, А прямо – огромный закат, Два стройных жирафа на стройке, Как черные тени стоят.
Художник, смотрите, художник! Сидит посреди пустыря… Зачем – то сорвал подорожник, Задумался – видно, не зря!
И кто – то в квартире 200 – сотой Соседу в окно помахал: «У нас тут такие красоты – Художники ходят, слыхал». ( М. Богородицкая ) — О чем это стихотворение? (Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)
— Что привлекло внимание художника?  (Огромный закат)
— Закат – это явление, картина природы, не так ли? — Что мы еще относим к картинам природы?
Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней. Или сад и облака. Или снежная равнина, Или поле и шалаш. Обязательно картина Называется пейзаж.
II.Словарная работа

1) Пейзаж – изображение природы (франц.) Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные), а есть такие, которые создали фантазия художника.

— Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?
2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.) Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей. Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.

III.Работа с картиной

— Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину. — как называется картина? Какое еще название можно дать картине? Определяем тему – изображение весны. — Какое настроение вызывает картина?
(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе) — А можно было бы так сказать о картине? Люблю весну в ее разгаре, Когда уже сошли снега, Когда природа оживает И реки скрыли берега. Когда все ярче светит солнце, Когда синеет небосвод, Когда вокруг все словно дышит И свежестью все отдает. — Почему? (т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают) — А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию. — Что изображено на картине? — Что сразу бросается в глаза? На переднем плане картины: 1)березовая роща, затопленная талой водой; 2)небо, занимающее большое пространство; 3)лодка у песчаного берега; 4)простор света и воздуха.
роща → вода → небо → воздух

— Что еще нам помогает распознать в этой картине весну? (сочетание цветов) Колорит – цвет, от лат. color.
Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета», а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)
— Какие краски использует Левитан? (более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха) Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни. Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день? (легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка) — А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ? -Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года». — Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы) Душа поет – рождение музыки!

IV.Составление плана

1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.2. Весна кругом живет и дышит».3. Описание картины «Весна. Большая вода»: а) затопленная роща; б) необъятное пространство света и воздуха; в) незримое присутствие человека. 4. Колорит картины.5. Чем мне нравится этот пейзаж.
V.Подбор эпиграфа к сочинению
а) Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями, На потопленные луга ( А. Пушкин ) б) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает Утро года… (А. Пушкин ) в) Весна! Весна кругом Живет и дышит. Весна, весна шумит Со всех сторон. ( М. Исаковский)
VI Работа над сочинением (самостоятельная)
Пожаловаться 17 июня 2012
Файлы
Урок литературы 5.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок развития речи

в 6 классе


Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода»










Подготовила: Чернозуб И. В.





Цели и задачи:




Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.





Наглядность :




  1. репродукции картин русских художников о весне;

  2. эпиграфы к сочинению, уроку.










Ход урока :


  1. Вступительное слово учителя


Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.


Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прислушивайтесь к родникам.

Ничто не повторится!


Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.

Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».

Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться.

Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.

- Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?

Художник, смотрите, художник!

Пришел и сидит на пеньке.

При нем голенастый треножник

И кисточка в правой руке.


За ним – гаражи и помойки,

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как черные тени стоят.


Художник , смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем – то сорвал подорожник ,

Задумался – видно, не зря!


И кто – то в квартире 200 – сотой

Соседу в окно помахал:

«У нас тут такие красоты –

Художники ходят, слыхал».

( М. Богородицкая )

- О чем это стихотворение?

(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)


- Что привлекло внимание художника?

(Огромный закат)


- Закат – это явление, картина природы, не так ли?

- Что мы еще относим к картинам природы?


Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней.

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш.

Обязательно картина

Называется пейзаж.

  1. Словарная работа


1) Пейзаж – изображение природы (франц.)

Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.


- Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?

2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)

Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.


  1. Работа с картиной


- Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.

- как называется картина? Какое еще название можно дать картине?

Определяем тему – изображение весны.

- Какое настроение вызывает картина?

(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)

- А можно было бы так сказать о картине?

Люблю весну в ее разгаре,

Когда уже сошли снега,

Когда природа оживает

И реки скрыли берега.

Когда все ярче светит солнце,

Когда синеет небосвод,

Когда вокруг все словно дышит

И свежестью все отдает.

- Почему?

(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)

- А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.

- Что изображено на картине?

- Что сразу бросается в глаза?

На переднем плане картины:

  1. березовая роща, затопленная талой водой;

  2. небо, занимающее большое пространство;

  3. лодка у песчаного берега;

  4. простор света и воздуха.


роща → вода → небо → воздух



Березовая

Молодая

Еще оголенные стволы деревьев

Тонкий рисунок березовых ветвей

Прозрачная

Зеркальная

Талая


Лодка

Незримое присутствие человека

Светлое

Голубое

Голубой небосклон


Чистый

Свежий

Прозрачный

Наполненный солнцем и теплом

Проникнут первым дыханием весны

- Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?

(сочетание цветов)

Колорит – цвет, от лат. color.

Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)


Цвет


Теплый Холодный


Желтый Синий

Оранжевый Фиолетовый

Красный Голубой


- Какие краски использует Левитан?

(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)

Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.

Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?

(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)

- А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?

-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».

- Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?

(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)

Душа поет – рождение музыки!


  1. Составление плана


  1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.

  2. «Весна кругом живет и дышит».

  3. Описание картины «Весна. Большая вода»:

а) затопленная роща;

б) необъятное пространство света и воздуха;

в) незримое присутствие человека.

  1. Колорит картины.

  2. Чем мне нравится этот пейзаж .


  1. Подбор эпиграфа к сочинению


а) Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями,

На потопленные луга

( А. Пушкин )

б) Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года…

(А. Пушкин )

в) Весна! Весна кругом

Живет и дышит.

Весна, весна шумит

Со всех сторон.

( М. Исаковский)


  1. Работа над сочинением (самостоятельная)


ChernozubI_Literatura.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru