В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Педагогический проект: Коммуникативно-деятельностный подход в обучении анализу лирического стихотворения.

Лариса Соловьёва Лариса Соловьёва
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1273
Краткое описание
Цели проекта:
1)Формирование и развитие культуры читательского восприятия  поэтического  текста  и понимания феномена литературы как « двуединого искусства чтения и письма».
2)Способствование через сформированную культуру читательского восприятия  эстетической, герменевтической, нравственной и социальной самореализации личности.
Пожаловаться 07 июня 2012
Файлы
Проект.doc
HTML Войдите для скачивания файлов







Педагогический проект













Тема: Коммуникативно-деятельностный подход в обучении анализу лирического стихотворения.







Тип проекта: исследовательский, практико – ориентированный.



Автор:

Соловьёва Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №38



Содержание:

2. Краткая аннотация…………………………………………………………………….2



3. Обоснование необходимости…………………………....………………………….3



4. Цели и задачи проекта………………………………………………………………..4



5. Основное содержание проекта………………………………………………….5 -6



6. Условия реализации…………………………………..……………………………..7-8



7. Результативность проекта…………………… ..…………………………………..9



8. Литература………………………………………………………………………………10



















Краткая аннотация

Исходя из задач, диктуемых временем, особое место в образовании отводится личностно – ориентированным технологиям, активно внедряемым в последнее десятилетие. Приоритетными задачами личностно-ориентированных технологий в педагогике является формирование и развитие интеллекта и речи учеников, развитие критического и творческого мышления. Этим задачам как нельзя более отвечает коммуникативно – деятельностный подход в обучении анализу поэтических текстов, так как он дает возможность самостоятельно вступить в диалог с различными «голосами» художественного произведения. Данный проект призван помочь юному читателю осмыслить сложно организованный поэтический текст, поэтическую модель мира, переместив себя из системы бытового сознания и пространственно – зрительной картины мира своего времени в особо организованный мир поэтического текста. «Стихотворение – это сложно построенный смысл» (М.Ю.Лотман). Поэтический мир, являясь моделью реального, соотносится с ним чрезвычайно сложным образом. Этим обусловлен выбор рода литературы. «Читать духовными очами чужие мысли между строк»(А.С.Пушкин) – в конечном счёте.



















Обоснование необходимости:

  1. Умение работать с текстовой информацией является универсальным умением, которое необходимо современному образованному человеку.

  2. Овладение алгоритмами преобразования и порождения информации, а также различные манипуляции учебной информацией (информация получена, а что с ней делать?..) – одна из приоритетных задач обучения.

  3. Всё это позволяет дополнить господствующий ныне «трансляционный» подход другим – более адекватным - информационно-деятельностным подходом, предполагающим не только пассивное усвоение учениками «готовой» информации, но и её получение, селекцию, классификацию, приоризацию и т.д., а также порождение эксклюзивной информации.

  4. Процесс активного деятельностного чтения – это всегда борьба, всегда состязание текста и его читателя. При встрече двух текстов (художественного и текста читателя) возникает эффект информационного генератора, который насыщает информацией оба текста. Так реализуется в учебном процессе информационно-деятельностный подход в образовании.

  5. Успешно изучать литературу можно именно в классе, в коллективе единомышленников. Ткань художественного текста пронизана множеством тем, мотивов, сквозных образов, повторяющихся элементов, симметричных эпизодов и т.п., при этом многоканальное восприятие информации, исходящей из текста, едва ли доступно каждому отдельному ученику, зато вполне по силам классу ( в виде индивидуальных, групповых, дифференцированных заданий, например).

  6. Поиск смысла как средства выражения картины мира, представленной автором в художественном тексте, - собственно литературная проблема. Решить её можно только, побудив ученика вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно – художественному тексту и создать собственное высказывание о нем. В герменевтическом подходе к ЛХП заключен не только образовательный, но и воспитательный, общечеловеческий смысл – «показать, что существование достигает слова, смысла, рефлексии лишь путем непрерывной интерпретации всех значений, которые проявляются в мире культуры.»

Цели проекта:

  1. Формирование и развитие культуры читательского восприятия поэтического текста и понимания феномена литературы как « двуединого искусства чтения и письма».

  2. Способствование через сформированную культуру читательского восприятия эстетической, герменевтической, нравственной и социальной самореализации личности.



Задачи проекта:

1)Освоить «язык» поэтического произведения;

2)Освоить способы читательской деятельности, направленной на понимание художественного смысла;

3) Развивать коммуникативно – эстетические способности обучающихся через активизацию их речи и творческое мышление;

4)Развивать ответственное отношение к «чужим» художественным смыслам и ценностным позициям других читателей;

5)Формировать установки на самостоятельное постижение и оценку смыслов не только известных классических текстов, но и произведений современной литературы.;

6)Воспитывать уважение и любовь к художественному слову.

.





Основное содержание:

Мы представляем технологию, помогающую обучающимся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить свое отношение к литературоведческому исследованию и создать собственное высказывание о нём.

Литературно – художественное произведение имеет определенную структуру: внешнюю форму – субъектно – словесную систему, форму повествования; а также внутреннюю – так называемую «поэтическую реальность». Она – то и является объектом литературоведческого исследования и заключает в себе «картину мира». Автор выступает организатором этих двух уровней, соответственно становясь предметом литературоведческого исследования. В связи с пониманием автора как предмета литературоведческого исследования необходимо выделить еще один уровень – уровень критической интерпретации. Интепретация – это «работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, спрятанного в очевидном смысле, в раскрытии уровней значения, заключённых в буквальном значении» (П.Рикер «Существование и герменевтика»). Деятельность интерпретатора (ученика) будет иметь личностное основание в критической деятельности: привнесение себя, своих внутренних, экзистенциальных сил в предмет деятельности.

Данная технология позволяет вскрыть смысловое поле литературно – художественного текста и восстановить, реконструировать картину мира, представленную в нём автором через хронотоп, предметный ряд, ключевое слово. Главной задачей при этом является поиск общечеловеческих ценностей, заключённых в литературно – художественном тексте, через постижение знаковой природы художественного слова в движении от факта к смыслу. Для этого класс разбивается на группы, каждая получает литературно – художественный текст и Примерную схему реконструкции картины мира, представленную автором в художественном тексте. 1. Художественное пространство (Определяем, какое пространство описывает автор – бытовое, сказочное, природное; сужающееся, расширяющееся и т.п.? В каком отношении находятся пространства в тексте – пересекаются, не пересекаются, противоположны и т.п.? Закрытые или открытые эти пространства и почему? Статично оно или динамично? Есть ли движение (дорога) и что она символизирует? Наполненное или пустое?) 2. Художественное время (Какое время в тексте – настоящее, прошедшее, будущее; бытовое, мифологическое, христианское, историческое и т.д.? Одно или несколько времён? Каковы отношения между временами – совпадают, переплетаются или следуют одно за другим? Авторское отношение ко времени – не поспевает за быстрой сменой событий, созерцает, активно включается, останавливает, выключает время из текста?) 3. Предметный мир. ( Какие предметы включены в поле зрения автора? Почему? В каких отношениях друг с другом они находятся – противостояния, градации, дополняют друг друга? Каково отношение предмета к пространству и времени в тексте? 4. Поведение. Как ведут себя предметы? Имеет ли место гармония в данной картине мира или мир дисгармоничен? Как поведение предметов помогает понять автора? 5. Слово. Какие слова вам показались значительными, необычными? Будем называть их ключевыми. Что дает словарь – преобладают ли существительные, глаголы, слова категории состояния? Почему?) (Смотри приложение «Схема»)

Группы анализируют, обсуждают и выполняют сначала практическое, а затем творческое задание: составить схему – модель изображённого мира, после обсуждения – написание интерпретации. Интерпретация ЛХТ через атрибуцию, включая интертекстуальный анализ (в контексте творчества, эпохи и т.д.). Полнота восприятия обеспечивается за счёт неоднократного прочтения материала, представления его в устной и письменной форме, а также графической записи, которая отсеивает всё лишнее. Излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос, явления рассматриваются с разных позиций, возникает диалог: читатель – текст – автор- другой читатель. Таким образом, явно или неявно, всякая герменевтика выступает пониманием самого себя через понимание другого.









Условия реализации:

  1. Новизна проекта носит условный характер: это совершенствование и адаптация ранее существовавшей практики.

  2. Целью нашего проекта является привлечение внимания читателей- учеников к поэтическому слову. Составляя словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть и грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир, с точки зрения поэта.

  3. Поэтический мир имеет не только список слов, но и свою систему синонимов и антонимов и т.п. Поэтическая модель мира своя у каждого поэта и даже в разных текстах одного и того же поэта. Поэтический мир, являясь моделью реального, соотносится с ним чрезвычайно сложным образом.

  4. Поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. Ведь цель поэзии – познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания.

  5. Неподготовленный читатель, находясь в системе бытового сознания и пространственно – зрительной картине мира своего времени, с трудом воспринимает особо организованный поэтический текст. Наша задача – разрушить автоматизм восприятия и внести свободу, расширив границы познания. И сделать это можно с помощью универсального алгоритма, помогающего исследовать картину мира, представленную в тексте, чтобы на её основе составить наиболее адекватное представление о том, что чувствовал автор текста, каким он видел мир, что стоит за словесным знаком в поэтическом тексте. Ученики могут самостоятельно по предложенной схеме исследовать художественный текст. Затем происходит обсуждение и в процессе диалога получаем новое знание, понимание, которое находит отражение в интерпретации. Так реализуется информационно – деятельностный подход в образовании (в противоположность трансляционному: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит» (Б.Слуцкий)).

  6. Масштабность проекта: проект локальный; применим как для уроков изучения поэзии в 8-9-х классах; так и для элективного курса или факультативного, предполагающего углубление и расширение программного материала литературного образования

  7. Транслируемость проектной идеи: данный опыт легко воспроизводится, благодаря тиражированию Примерной схемы реконструкции картины мира и творческому подходу к проведению уроков изучения поэзии.





































Результативность проекта:

За прошедшие 5 лет с момента последней аттестации, в течение которых я активно внедряла данную технологию, мною были получены неплохие результаты: успешно сдали ЕГЭ по литературе: Проскурина Надежда и Герасимюк С.. Мои воспитанники принимали участие в различных литературных конкурсах (Загвоздина Мария стала лауреатом Диплома III степени IX городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», Зинина Е.- в XIV межвузовской научно – практической конференции «Студенчество в научном поиске»; Зинина Арина - в городской викторине «Творчество М.А.Булгакова» - 2011; Федорчук О. является победительницей городского конкурса чтецов «Мы разные, мы вместе»; имею Благодарственное письмо от «Центра развития образования» за творческий подход в работе с одарёнными детьми – 2008 г.; Прибега Антон стал лауреатом открытого городского конкурса чтецов, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя; Сошникова Валерия стала победительницей творческого городского конкуса «Болдинская осень в Сургуте» в 2008г.; Дементьев М. дважды занимал призовые места - в поэтических конкурсах на уровне города и во Всероссийском конкурсе «Живая классика»).





















Литература:


  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972



  1. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПБ: Знание, 2001

  2. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925 гг. М., Высшая школа, 1993


  1. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 2001



  1. Бабенко Л.Г.Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.




Схема.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

И сделать это можно с помощью универсального алгоритма, помогающего исследовать картину мира, представленную в тексте, чтобы на её основе составить наиболее адекватное представление о том, что чувствовал автор текста, каким он видел мир, что стоит за словесным знаком в поэтическом тексте. ( Примерная схема реконструкции картины мира, представленную автором в художественном тексте. 1. Художественное пространство (Определяем, какое пространство описывает автор – бытовое, сказочное, природное; сужающееся, расширяющееся и т.п.? В каком отношении находятся пространства в тексте – пересекаются, не пересекаются, противоположны и т.п.? Закрытые или открытые эти пространства и почему? Статично оно или динамично? Есть ли движение (дорога) и что она символизирует? Наполненное или пустое?) 2. Художественное время (Какое время в тексте – настоящее, прошедшее, будущее; бытовое, мифологическое, христианское, историческое и т.д.? Одно или несколько времён? Каковы отношения между временами – совпадают, переплетаются или следуют одно за другим? Авторское отношение ко времени – не поспевает за быстрой сменой событий, созерцает, активно включается, останавливает, выключает время из текста?) 3. Предметный мир. ( Какие предметы включены в поле зрения автора? Почему, в каких отношениях друг с другом они находятся – противостояния, градации, дополняют друг друга? Каково отношение предмета к пространству и времени в тексте? 4. Поведение. Как ведут себя предметы? Имеет ли место гармония в данной картине мира или мир дисгармоничен? Как поведение предметов помогает понять автора? 5. Слово. Какие слова вам показались значительными, необычными? Будем называть их ключевыми. Что дает словарь – преобладают ли существительные, глаголы, слова категории состояния? Почему?)

Ученики могут самостоятельно по предложенной схеме исследовать художественный текст. Затем происходит обсуждение и в процессе













SoloviovaLN_opyt.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru