В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы: социальная адаптация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Алия Юдаева Алия Юдаева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 3846    комментариев: 1
Краткое описание
Приоритетными направлениями  работы для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью являются:
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной  труд.

Описание


Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонениями в развитии является прин­цип расширения социальных связей.
Известно, что учащиеся ис­пытывают большие трудности в приспособлении к окружающе­му, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыка­ми общения.
наша задача — максимально социализировать и интегрировать в общество учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Пожаловаться 15 мая 2012
Файлы
Формирование ключевых компетенций.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ямало-Ненецкий автономный округ

Тюменская область
Департамент образования Администрации города Ноябрьска


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА II, VIII ВИДОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

(МКС(К)ОУ С(К)ОШ)






Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы: социальная адаптация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью







Подготовила учитель класса социальной реабилитации:

Юдаева Алия Рафиковна




Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонениями в развитии является прин­цип расширения социальных связей.

Известно, что учащиеся ис­пытывают большие трудности в приспособлении к окружающе­му, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыка­ми общения.

По мнению Л.С. Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». К тому же, главным критерием обучаемости детей данной категории, специалисты считают их способность к овладению необходимыми для интеграции трудовыми и социальными навыками. Л.С. Выготский по этому поводу писал: «Социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственным состоятельным научным путем его воспитания».

Содержание образования для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью носит качественно иной характер по сравнению с детьми легкой умственной отсталостью и требует создания особых условий. Приоритетными в содержании образования детей с тяжелой степенью умственной отсталости являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

- формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;

- формирование и развитие коммуникативной функции речи;

- отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;

- включение учащихся в домашний, хозяйственный труд; мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе;

- эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;

- развитие умения занять себя в свободное время;

- развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности;

- укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.


У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля.

Несомненно, расширению социальных связей вос­питанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно эта проблема ре­шается учителем на уроках такой дисциплины, как «Социально-бытовая ориентировка».

Программа по данному предмету построена концентрически, многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт», «Торговля» и т. д.) учащиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изу­чаемого и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и повторению материала всегда отводится значительная часть вре­мени в учебной работе. В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситу­ации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотно­шения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с те­мой урока, показывает, как поступать в том или ином случае.

Занятия с тяжело умственно отсталыми детьми должны быть построены по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия.

Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия по социально-бытовой ориентировке могут проходить в классе, в здании, вне здания, вне территории. Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе задания должны быть очень легкими. Когда ребенок освоит один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а укрепляли уверенность ученика в себя, развивала готовность заниматься трудовой деятельностью.

Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно. Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы сформировать и развить реакцию и способности, выработать основные действия и навыки.

Воспитание и обучение детей данной категории требует от окружающих людей, педагогов много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности.

Социальная адаптация детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям максимально приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.

  2. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.

  3. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

Формирование ключевых компетенций.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Светлана Львова
    17 мая 201215:23
    Светлана Львова

    Интересный опыт работы по формированию ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru