В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Нина Квартникова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 17978 комментариев: 1
Краткое описание
Показать значимость информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в свете инновационных подходов.
Описание
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Новокриушанская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского района Воронежской области
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
математики
Квартникова Нина Михайловна
учитель математики
1 КК
с. Новая Криуша
2012 год
Оглавление.
Введение.
3

Основная часть. 5


Заключение. 11


Литература.
12

Цель работы:
Показать значимость информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в свете инновационных подходов.
Задачи работы:

1.Показать значимость использования ИКТ на уроках математики.
2.Рассмотреть методы и приемы применения средств информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математике.
3.Показать реализацию дидактических принципов через использование информационно-коммуникационных технологий.
4.Выявить, сформулировать и обосновать принципы использования информационных технологий в обучении математике.
Введение.
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
Мы видим, что за последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.


Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно, что позволяет
подготовить выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Основная часть
Глава 1. Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иностранному языку.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
Высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительными моментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером. Но, несмотря, ни на что, компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Если говорить о дидактических задачах обучения математике, которые могут быть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числу можно отнести:
1) формирование умений и навыков чтения графиков, геометрических чертежей;
2) формирование и воспитание математической культуры учащихся;
3) совершенствование умений построения доказательств теорем ;
4) совершенствование умений письменной речи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
5) пополнение словарного запаса обучаемых математическими терминами;
6) формирование устойчивой мотивации обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.

Применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения математике.
Глава 2. Использование компьютерных технологий и интернета на уроках математики.
2.1Сегодня, на фоне информатизации школьного образования и разнообразного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках стали особо актуальными. Они повышают мотивацию к обучению, развивают интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации, расширяют объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом.
Применение информационных технологий в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает  активное участие в процессе.
Информационно-коммуникационные технологии  можно использовать для обучения математике в различных форматах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков;  использование программ, имитирующих опыты и практические работы;  использование информационно-справочных программ.
Несмотря ни на что, учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.
Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
·     Урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается эффективность урока.
·Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
· Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
· Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Учитывая то, что в моём кабинете математики всего одно автоматизированное рабочее место учителя, вследствие этого, отсутствуют возможности привлечения к работе с ИКТ учащихся всего класса — потенциал ИКТ на уроках математики  используется лишь частично и прежде всего, в методической подготовке к урокам. С ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность учащимся школы использовать информацию из сети в учебной деятельности.
Где и как применяю ИТК на своих уроках?
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, провожу нестандартные уроки, которые в виде игровых ситуаций, мини-исследований, в форме сказок, уроки-путешествия, соревнования, работа в группах и в парах, решаем задачи практической направленности и др. Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме. Эти уроки я провожу с компьютерным сопровождением. В нашей  школе это возможно сделать как в кабинете, оснащенном интерактивной доской и стационарным мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру, так и в обычном кабинете  информатики  с использованием  имеющихся компьютеров, экрана и проектора. В проведении уроков с компьютерным сопровождением часто использую электронную версию «Уроков Кирилла и Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории математики, видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением материала.
 Работа с компьютером дала уже свои результаты: мой урок и разработка классного часа были опубликованы на сайте ПЕДСОВЕТ.ORG.
На областном конкурсе «Наследники Гагарина», проводимом в рамках года космонавтики,   разработка урока-экскурсии «История космонавтики» заняла 2 место.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру стала программа «Живая геометрия».
 Работа с компьютером дала уже свои результаты: мой урок и разработка классного часа были опубликованы на сайте ПЕДСОВЕТ.ORG.
На областном конкурсе «Наследники Гагарина», проводимом в рамках года космонавтики,   разработка урока-экскурсии «История космонавтики» заняла 2 место    
Использование информационных технологий при проектнойдеятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, http://school-collection.edu.ru., архив учебных программ информационного образовательного портала http://www.rusedu.ru/, а также презентации выполненные учащимися. Использование ИКТ при проектной деятельности учащихся уже дало свои результаты, учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проводились исследовательские работы как по алгебре («Вид графика линейной функции в зависимости от углового коэффициента»), так и по геометрии «Симметрия вокруг нас», проектные работы по темам «История развития геометрии», «Задачи нашего класса», «Зачем нужна математика?», «Математика в профессии моих родителей». Работы многих учеников размещены на сайте школы. Проектная работа Попикова А. весной 2011г была отмечена дипломом 1 степени на межрайонной научно-практической конференции «Школьная экологическая инициатива». Приняв участие в 26 конференции НОУ проводимой ВГУ, работа этого же ученика была удостоена диплома 1 степени. Выступив на неделе информационных технологий проводимой ФКН ВГУ со своим проектом «Driam
Code», Попиков А. был отмечен дипломом 3 степени в номинации программные проекты.
  Применение ИКТ позволяет в значительной степени лучшеподготовиться к олимпиадам разного уровня: школьные и муниципальные олимпиады, предметные олимпиады всероссийского уровня. Мои ученики принимали участие во всероссийской олимпиаде по математике Олимпус зимняя сессия 2011г, во всероссийской олимпиаде по математике «Пифагор» 2010г, где Попиков А. получил сертификат о выполнении 80% всей работы. На районной олимпиаде по математике мои ученики показывают не плохие результаты, занимая призовые места.
В кабинете математики имеется Интернет, с помощью провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе ученики получают помощь и консультацию учителя.
   Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.  Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
 В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.

 Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

2.2 «За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала.

Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, провожу физкультминутки для глаз.
Я не могу не согласиться с теми учителями, которые говорят «настоящий педагог с мелом и простой доской может воспитать настоящего ученика и гражданина». Я тоже считаю, что учитель останется учителем всегда. Но согласитесь, гораздо приятнее и эффективнее работать с современными средствами обучения,  нежели с их «древними» аналогами.
А еще, на мой взгляд, некоторые учителя просто хитрят. Они говорят «я 20 лет так учил и так буду учить дальше».  Разумеется, это гораздо проще, чем осваивать компьютер и другие ресурсы. Освоение ИКТ требует времени (и довольно много), сил. Нужно придумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы. Это тоже довольно сложно. Вот и говорят про мел и традиционную доску. Кстати, их никто и не отменял! Речь идет о дополнительных инструментах и программах,  в которых так нуждаются некоторые школьные предметы.


2.3 Описание полученных образовательных результатов.

Применяя информационные технологии, мне удалось:
·   Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 14-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
·   Создать условия для развития самостоятельности учащихся при подготовке проектов, во время дополнительных занятий подготовки к ЕГЭ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добиться каких-то результатов.
·   Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
·   Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.   

Заключение

Поставленные цель и задачи находят свое полное отражение в данной работе
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современно­го учителя и ученика. Использование ИКТ в образовательном процес­се обязательно приводит к положительным результатам обучения, а
именно:
знания приобретают качества системности;
умения становят­ся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной дея­тельности человека в современных условиях;
усиливается мировоз­зренческая направленность познавательных интересов учеников;
бо­лее эффективно формируются их убеждения, достигается всесторон­нее развитие личности;
усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.

Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают новые условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ на уроках математики требует развитости критического мышления. Использование компьютерной техники при обучении математике в школе позволяет в определенной степени обеспечить готовность к дальнейшему развитию и самообразованию учащихся. Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает овладение учащимися всеми обще-учебными умениями и навыками. Также возможности информационно-коммуникационных технологий используются для развития памяти учащихся, развития умений организации учебного труда. Кроме того, использование информационных технологий не только на уроках математики, но и в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Правильная организация работы с компьютерной техникой обеспечивает чувство удовлетворенности результатами своего труда. Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. С его помощью ребенок получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. В связи с этим естественно, что это позволяет заметно повысить качество обучения ребят математике. Рассмотренные проблемы организации работы с компьютером подтверждает необходимость применения данной техники на уроках математики. Это, с одной стороны, отражает существующие в образовательной практике проблемы, с другой определяет теоретические основы поиска новых форм содержания и условий обучения математике.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихся использовать его по назначению.

Литература.


1. «Компьютерная поддержка учителя математики». Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. Материалы научно-практической конференции/ под общей редакцией Г.М. Лочина; МРИО. Саранск, 2007. с. 376-379
2. Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130
3. Яхович В.Н. Microsoft
PowerPointи математика/ В.Н.Яхович// Вестник МГОУ.- №1 (18).-М.: Изд-во МГОУ, 2006.-С. 165-173

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
вЫСТУПЛЕНИЕ!!!!.ppt Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
20.05.2012 21:09
Обобщение опыта представлено в виде статьи и презентации. Неприятно, что у материала очень низкая уникальность текста – около 50 %. Значит, наполовину опыт обобщен чужой, а не свой. Часть материала размещена в Интернете под другим именем по адресу:
http://shanina.ucoz.ru/publ/metodicheskoe_obedinenie/obobshhenie_pedagogicheskogo_opyta/quot_ikt_na_urokakh_matematiki_quot/6-1-0-2
Печально, что воспитывать приходится не только школьников, но и преподавателей.
Материал носит сумбурный характер, в тексте имеются опечатки и неточности, например, в названии основной части вместо математики напечатано «иностранному  языку».
При обобщении опыта хотелось бы увидеть работы автора, разработанные электронные и цифровые образовательные ресурсы, тогда можно говорить об обобщении опыта в направлении использования ИКТ на уроках математики, а если этого нет, если автор использует только чужой материал на занятиях, то обобщать опыт пока рано.

Прослеживаются элементы творческой натуры преподавателя с высоким уровнем информационной компетентности, видно, что у автора имеются наработки в проектной деятельности, если судить по грамотам и благодарственным письмам, но, к сожалению, представленной работе по обобщению опыта не хватает тщательной проработки, продуманности. Даже имя файла презентации напечатано не совсем соответствующим образом. Опубликованный материал требует доработки.
Автор не первый раз размещает материал на странице портала, но оба материала оформлены не в соответствии с требованиями – на странице с размещенным материалом должна находиться только аннотация к ресурсу, остальная информация должна прикрепляться в виде файлов.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров