В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок "Русские поэты ХIХ века о природе" (5 класс)

Урок "Русские поэты ХIХ века о природе" (5 класс)

Светлана Бумарскова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 6289
Краткое описание
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.
Цели и задачи урока: развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.
Описание
Тема:Русские поэты ХIХ века о природе.(слайд №1)

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.

Предмет:литература

Класс:5.

Цели и задачи урока:развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.

Круг понятий:лирика, лирический герой, тема, идея произведения, эпитет, метафора, сравнение, рифма, ритм, фоника.

Ход урока.

Слово учителя.

Приветствие. Озвучивание темы. Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках. Для этого необходимо задать следующие вопросы: что мы (все вместе) сегодня узнаем, чему мы (все вместе) сегодня научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать?(сл.№2)

Задания для определения сущности и признаков стихотворной речи.
Учитель читает фетовские строчки. О чем написал поэт? (О снеге). Далее педагог открывает скрытую за шторкой энциклопедическую информацию. Обсуждают, сопоставляют.



Слайд №4

Использование «шторки», картинки.


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между т.н. кучево-дождевыми (грозовыми) облаками. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей.
(Энциклопедический словарь)

Слайд №3
Использование «шторки», картинки.
Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах…

(А.Фет)

СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)

СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)

Учитель.
Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Учитель.
Ведь все понятно: снег блестит, ручей течет, вулкан готовится к извержению, гроза начинается… Зачем поэт понятную мысль усложняет, делает абсурдной?


После обсуждения – экскурс в теорию литературы.


Слайд №5
Использование «указки».
Лирика

Цель
Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях
Предмет
Внутренний мир человека, его мысли и чувства
Содержание
Субъективный внутренний мир поэта
Субъект – лирический герой
Функции языка
Переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. В основе образные средства языка. Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер)


Информация для учителя: можно распечатать в качестве раздаточного материала.

Учитель.Чтобы в словах стихотворного текста открылись несловарные значения и новые оттенки смысла, поэт, по известным ему одному законам, выбирает, «просеивает» нужные слова из общеупотребительного языка и создает поэтический образ. Попробуем и мы с вами разобраться в законах стихосложения (версификации). Но войдем в этот мир неторопливо, вслед за поэтами прошлых веков по горным дорогам, постоим у кипящего водопада, поклонимся одуванчику, услышим звуки природы и ощутим, как огромна и прекрасна жизнь и как чудесен наш русский язык.


Презентация.




Слайд-шоу № 3

Слайд-шоу № 3

Рефлексия.Какое у вас сейчас настроение. Понравилась ли вам музыка (Вивальди «Весна»), сопровождавшая слайд-шоу? А репродукции картин были не только на весеннюю тему.

Чем удивили вас художники? Да, у художника в арсенале кисть, краски и его воображение. А у поэта? СЛОВО. Это его главный инструмент. А как научиться разбираться в поэтическом мире и каковы законы его существования? Обратимся к науке.

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя.
На доске появляется схема без надписей. Учитель читает определения, ученики узнают термин и вписывают его в схему.
Внимание!
Подразумеваются гиперссылки к каждому термину (функция «нажатие»).



Слайд №6
«умное перо», «ластик» в случае ошибки.

Работа с учебником (смена деятельности).

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. Тютчева«Есть в осени первоначальной…»

— Каким настроением проникнуто стихотворение (настроением грусти)?

— Почему. Как на Руси назывался этот переходный период от лета к осени ( Бабье лето)?

— Какими средствами выразительности поэт передал свое отношение к ним?



Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»

— О чем это стихотворение? ( О дожде и грозе или о чувствах человека, пробужденных этим природным явлением).

Проследим, какими средствами создается поэтический образ.

Информация для учителя. Ученик, приглашенный к доске, подчеркивает (выделяет маркером) эпитет, например, зеленым цветом, метафору – синим, олицетворение – красным. ( Выбор цвета определяет сам ученик)

Работа с интерактивной доской


Слайд № 7
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первыйгром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочетв небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

Исолнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторитвесело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящийкубок с неба,

Смеясь, на землю пролил

Так должен выглядеть результат работы с тропами.

Учитель обращает внимание пятиклассников на инструментовку стиха, потому что не только слово раскрывает идею произведения, но и звук. Попробуем разобраться в этом.

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя.
Ученики по цепочке выделяют сначала аллитерацию, затем ассонанс. Выбор цвета произволен.


Слайд № 7
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы, текстовые редакторы, информация за «шторкой».



[ГРОМ]

[ДЖД]

[ГРМ]

[Л]

[О]

[А]




Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый
гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот
дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не
молкнет птичий гам,

И гам
лесной, и шумнагорный

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная
Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.





Беседа учителя с классом.

Какие звуки повторяются? Что они напоминают? Приходим к выводу, что в тексте повторяются звуковые комплексы [ГРОМ], [ДЖД], [ГРМ] (Подсказка за «шторкой»). Так же находим прием ассонанса.

Что отражает звукопись? (Тему стихотворения. [л] напоминает звук льющейся воды.)

О чем это стихотворение? (И о грозе, и о чувстве радости. О полном согласии человека и природы).

Другое лирическое произведение Ф. Тютчева тоже о природе. Анализ стихотворения «Чародейкою зимою…».

Обратимся к интерактивной доске.


Слайд № 8
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Слайд-шоу № 5
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Учитель читает медленно и выразительно текст.

Что изображено? (Зима)

Какое художественное средство выразительности лежит в основе? (Олицетворение)

Что необычного в пейзаже? (лес живой, но заколдованный, как в сказке).

Учитель объясняет, что поэтический текст – это микросистема, в которой значима любая составляющая.

Итак, РИФМА. С нее-то и начнем. Музыка слов имитирует магические действия чародейки. Но вы, ребята, должны мне помочь. Кто идет к доске?

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя. К доске выходят учащиеся и разными цветами выделяют все рифмующиеся (на их взгляд) слова. Если что-то не увидели дети, учитель дополнит попутным комментарием, так как существует стереотип о рифме, что она только конечная. Задача учителя – показать разнообразие и красоту рифмы.

Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною,немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоитон, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебнымочарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Так должен выглядеть результат работы детей и учителя.

Слово учителя.Да, ритмический рисунок рифмы необычайно причудлив. Проследим, как совершается «зимнее чудо». Чародейка Зима чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон. Кажется, что колдовство волшебницы воспроизводят парные, кольцевые, перекрестные, тавтологические и внутренние рифмы. (Учитель использует «указку»).

Информация-инструкция для учителя. Внимательно рассмотрите рисунки. В такой последовательности учитель, используя средства «палитры» (тюбик/цвет), наглядно показывает ученикам ворожбу рифмы. На глазах пятиклассников рождается «картина»: учитель чертит круги, комментируя свои действия.


Комментарий к рисунку №1.
Рифма «Чародейкою Зимою» обвела всю строфу, миновав лишь второй стих.

Комментарий к рисунку №2.
Но первое слово второй строки («околдован») положило начало звучанию, которое перебрасывается во вторую строфу, обвивая концы стихов и проникая внутрь. «Околдован» звучит не только в словах, но и в звуках слов: «он», «сном», «волшебным». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».


Комментарий к рисунку №3.
Третья рифма, начавшая свой путь в середине третьего стиха первой строфы ( «снежной»), пробежала к началу пятого («чудной»), окольцевала вторую строфу ( «живой — пуховой»), а за ней и третью («косой – красой»).


Комментарий к рисунку №4.
А последняя строчка стихотворения звучаниями повторила первую: «Чародейкою Зимою» — «Ослепительной красой.


Комментарий к рисунку №5.
Так должен выглядеть результат «волшебства» учителя.

Продолжение беседы.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Что же сильнее оказалось: чары Зимы или стрелы-лучи Солнца?

Учитель может продолжить работу с текстом, вернув слайд № 7.

Разобрав художественные средства выразительности лексики, пятиклассники сформулируют основную мысль стихотворения.



В финале урока
учитель и ученики приходят к выводу, что поэтический текст – это не статичные слова, а движущиеся, живые, и потому связанные между собой глубокой связью.

Поэт имеет особый дар видеть, чувствовать, слышать СЛОВО и приводить в движение нашу мысль и нашу фантазию.

А помогла нам в этом нелегком деле
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

Домашнее задание.

· Написать сочинение-этюд с использованием средств выразительности. Тему выбирает ученик.

Задание повышенной трудности.

· Сочинить стихотворение.

Список использованной литературы:

· Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. — М., 2004.

· Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2004

· Гаспаров М.Л. Русский стих начала 20 века в комментариях.-

М., 2004

· Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. – М., 1978

· Маймин Е. Искусство мыслит образами. Для учащихся ст. классов. — М., 1977

· Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н. А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М. 2002

· Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В двух частях. – Волгоград, 2004.


Русские поэты XIXвека о природе.

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений

Ф. Тютчева.

(Урок с использованием интерактивной доски)




Выполнили:

Громова Ирина Владиславовна,


учитель русского языка и литературы


Бумарскова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
икт1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru