В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках словесности через развитие творческих способностей обучающихся

Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках словесности через развитие творческих способностей обучающихся

Татьяна Колпакова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 3234 комментариев: 1
Краткое описание
Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираясь на творческий потенциал ребёнка.
Описание
Социализация детей с нарушением интеллекта  на уроках словесности через развитие творческих способностей  обучающихся
В последнее время возросло число детей с тяжелыми нарушениями речи, которые испытывают трудности с усвоением чтения и письма. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираясь на творческий потенциал ребёнка.
Можно ли развивать творческие качества у детей с нарушением интеллекта? Считаю, что творческое начало не является природным качеством ума. Отсюда следует: надо научить детей видеть прекрасное, развивать в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, обогатит личность. Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении учебного года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому мною составленные задания, направлены на развитие творческих способностей, составляют систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Работу по развитию творческих способностей начинаю с первых уроков русского языка и чтения, где ставлю целью научить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать фантазию. Так, составляя рассказы по картинкам на страницах учебников, обращаю внимание на правильность построения текста, в котором должно быть вступление, основная часть и заключение. Вместе с детьми анализируем каждое предложение, дети высказывают своё отношение к раскрываемым событиям, и в итоге я предлагаю свой вариант рассказа. При обучении описанию очень эффективны методические приёмы: создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова. Начиная с пятого класса, на каждом уроке чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются «творческие минутки». Детям предлагаются следующие задания творческого характера:
  • продолжи рассказ, начатый товарищем;
  • составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);
  • ролевые диалоги («Разговор птиц», «На лесной полянке», «На приёме у Айболита» и т.д.;
  • минутки — «Почемучки»;
  • «иллюстрирование» произведения;
  • минутки – «сочинялки» (придумать мини — рассказы «Хорошо ли живётся мячу?», «О чём расскажет облачко?» и т.д.)
  • инсценирование;
  • «ассоциативный ряд».
При работе над литературным произведением, помимо традиционных вопросов и заданий, обязательно предлагаю задания творческой направленности, требующие преобразования формы текст, активизации словаря учащихся:
  • творческое пересказывание, которое включает передачу собственного индивидуального мнения школьника;
  • придумай свою концовку к произведению;
  • “словесное рисование” с опорой на творческое воображение;
  • слушание музыкального произведения и сравнение его с настроением, возникшим после прочтения произведения;
  • подбери музыку, соответствующую данному произведению.
Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини — сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек.
Прекрасным средством для развития творчества учащихся является проведение уроков литературного чтения вне школы. Ведь важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. Очень нравятся ученикам такие уроки соприкосновения с природой, где можно в непринуждённой обстановке поговорить и о литературном произведении, и о своих чувствах, и о своих фантазиях, и можно просто молча помечтать. Так практикую экскурсии в городской парк в разное время года, а затем пробное написание мини сочинений. Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение.
Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: «Если бы я был волшебником», «Приключение кленового листочка в осеннем парке», «Представьте, что весна не наступила»  и др. Можно рассматривать как один из видов сочинения — написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: «Письмо президенту», «Письмо другу»,  «Однажды со мной случилось:», «Письмо моей семье», «Письмо моему учителю» и т.д.
Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках чтения.
Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.
Знакомство с приемом драматизации начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно и т.д. Приём драматизации (инсценирование) формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.
Приобщаю детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг, который способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Эта работа строится по следующему алгоритму:

  1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.
  2. Какой момент изображен?
  3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.
  4. К какой части текста нет иллюстрации?
  5. Что мы можем нарисовать?
      Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок».  Часто использую при работе с обучающимися «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
     Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции. 

   Одним из наиболее интересных для обучающихся средств развития творческих качеств является использование баночного театра. Материал для изготовления кукол, подбирается самими ребятами. Совместно с учителями трудового обучения, ИЗО создаются образы икостюмы. Определяю программные произведения, в которых можно использовать куклы. Школа «Самоделкина» (где изготавливаются баночные куклы) работает на протяжении всего учебного года. Мною была откорректирована программа, куда вошли уроки с элементами театральной и игровой технологии: «Эти непростые части речи» с показом презентаций, «Защита знаний по творчеству писателей, героями которых являются подростки», «Учение – мучение или важная необходимость: по страницам литературных произведений». Театральная деятельность обучающихся была продемонстрирована на традиционной неделе русского языка и литературы.
Результаты деятельности школьников в игре — драматизации еще не являются искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

Из этого следует, что применение системы творческих заданий на уроках словесности способствует развитию творческого потенциала школьников с нарушением интеллекта.
Детское творчество неисчерпаемо. Оно выходит далеко за пределы урока. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.

Список литературы:
  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. — М.: Росмэн, 2002. — 79с.
  2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. — Тула: ООО Издательство «Родничок» 2003. — 222с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1997.
  4. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Колпакова Т.А..doc Скачать



  • Колпакова Татьяна Альбертовна;

  • первая квалификационная категория ;

  • республика Хакасия, город Черногорск;

  • ГБОУ Рх для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»;

  • русский язык;

  • учебник под редакцией Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык», М. «Просвещение», 2005;

  • тема: «Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках словесности через развитие творческих способностей обучающихся»;

  • 7 класс.



























































Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках словесности через развитие творческих способностей обучающихся

В последнее время возросло число детей с тяжелыми нарушениями речи, которые испытывают трудности с усвоением чтения и письма. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираясь на творческий потенциал ребёнка.

Можно ли развивать творческие качества у детей с нарушением интеллекта? Считаю, что творческое начало не является природным качеством ума. Отсюда следует: надо научить детей видеть прекрасное, развивать в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, обогатит личность. Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении учебного года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому мною составленные задания, направлены на развитие творческих способностей, составляют систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Работу по развитию творческих способностей начинаю с первых уроков русского языка и чтения, где ставлю целью научить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать фантазию. Так, составляя рассказы по картинкам на страницах учебников, обращаю внимание на правильность построения текста, в котором должно быть вступление, основная часть и заключение. Вместе с детьми анализируем каждое предложение, дети высказывают своё отношение к раскрываемым событиям, и в итоге я предлагаю свой вариант рассказа. При обучении описанию очень эффективны методические приёмы: создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова. Начиная с пятого класса, на каждом уроке чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются «творческие минутки». Детям предлагаются следующие задания творческого характера:

  • продолжи рассказ, начатый товарищем;

  • составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);

  • ролевые диалоги («Разговор птиц», «На лесной полянке», «На приёме у Айболита» и т.д.;

  • минутки - «Почемучки»;

  • «иллюстрирование» произведения;

  • минутки – «сочинялки» (придумать мини - рассказы «Хорошо ли живётся мячу?», «О чём расскажет облачко?» и т.д.)

  • инсценирование;

  • «ассоциативный ряд».

При работе над литературным произведением, помимо традиционных вопросов и заданий, обязательно предлагаю задания творческой направленности, требующие преобразования формы текст, активизации словаря учащихся:

  • творческое пересказывание, которое включает передачу собственного индивидуального мнения школьника;

  • придумай свою концовку к произведению;

  • “словесное рисование” с опорой на творческое воображение;

  • слушание музыкального произведения и сравнение его с настроением, возникшим после прочтения произведения;

  • подбери музыку, соответствующую данному произведению.

Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини - сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек.

Прекрасным средством для развития творчества учащихся является проведение уроков литературного чтения вне школы. Ведь важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. Очень нравятся ученикам такие уроки соприкосновения с природой, где можно в непринуждённой обстановке поговорить и о литературном произведении, и о своих чувствах, и о своих фантазиях, и можно просто молча помечтать. Так практикую экскурсии в городской парк в разное время года, а затем пробное написание мини сочинений. Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение.

Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: «Если бы я был волшебником», «Приключение кленового листочка в осеннем парке», «Представьте, что весна не наступила» и др. Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: «Письмо президенту», «Письмо другу», «Однажды со мной случилось:», «Письмо моей семье», «Письмо моему учителю» и т.д.

Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках чтения.

Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.

Знакомство с приемом драматизации начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно и т.д. Приём драматизации (инсценирование) формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.

Приобщаю детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг, который способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Эта работа строится по следующему алгоритму:

1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

2. Какой момент изображен?

3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

4. К какой части текста нет иллюстрации?

5. Что мы можем нарисовать?

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использую при работе с обучающимися «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции.

Одним из наиболее интересных для обучающихся средств развития творческих качеств является использование баночного театра. Материал для изготовления кукол, подбирается самими ребятами. Совместно с учителями трудового обучения, ИЗО создаются образы и костюмы. Определяю программные произведения, в которых можно использовать куклы. Школа «Самоделкина» (где изготавливаются баночные куклы) работает на протяжении всего учебного года. Мною была откорректирована программа, куда вошли уроки с элементами театральной и игровой технологии: «Эти непростые части речи» с показом презентаций, «Защита знаний по творчеству писателей, героями которых являются подростки», «Учение – мучение или важная необходимость: по страницам литературных произведений». Театральная деятельность обучающихся была продемонстрирована на традиционной неделе русского языка и литературы.

Результаты деятельности школьников в игре - драматизации еще не являются искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

Из этого следует, что применение системы творческих заданий на уроках словесности способствует развитию творческого потенциала школьников с нарушением интеллекта.

Детское творчество неисчерпаемо. Оно выходит далеко за пределы урока. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.


Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с.

  2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. - 222с.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.

  4. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11.



Колпакова Т.А.rar Скачать
Обсуждение материала
Светлана Львова
26.04.2012 17:16
Автор раскрывает пути социализации детей с нарушением интеллекта  на уроках словесности через развитие творческих способностей. Интересный подход.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров