В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Светлана Штейникова
Тип материала: другое
Рейтинг: 123 голосов:9просмотров: 1478 комментариев: 1
Краткое описание
Овладение фонетико – фонематическим  компонентом речи;
Профилактика и коррекция трудностей в обучении русскому языку и чтению;
Мотивация к учению.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Выступление на конференции.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Формирование фонематического слуха

у детей с задержкой психического развития.


Штейникова С.Л. учитель-логопед

1 квалификационной категории

МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара


Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт информацию, которая находится вне зрительного поля.

Дети различают три вида звуковых ощущений:

речевые, музыкальные и шумы.

В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность письменной речи и на умение читать, а также способствует освоению иностранных языков.

Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

В понятие фонематический слух входит:

- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- умение делить слова на слоги;

- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

- умение определять место заданного звука в слове.

В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог, слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова, определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему слова, используя полоску и квадратик.

Выполняем звуковой анализ простых слов с помощью цветных квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.

Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при составлении слов квадратики заменяем предметами:

- мягкий звук – вата, поролон, пух;

- твёрдый звук – камень, орех, металл.

Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но и подключают свои тактильные ощущения.

Из цветной бумаги вырезаем символы:

- синий (молоток, лопата, топор);

- зелёный – листик.

Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки по артикуляции:

- твёрдый согласный звук – язык прямой;

- мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.

В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим, зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения. Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.

В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.

Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:

- делим слова на слоги;

- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;

- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;

- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;

- образовываем слова, добавляя слог;

- выделяем из слова слово;

- звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.

При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.

- выполняем графические диктанты.

Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем только «ы».

- читаем слоговые таблицы.

По слоговым таблицам можно использовать разные задания:

чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.

-соединяем предметы, названия которых звучат похоже.

Если вначале учились находить предметы, которые отличались только одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.

- подскажи словечко.

Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.

- закончи слово слогом жи или ши.

При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие задания: закончи слово слогом жи или ши (дифференциация шипящих звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».

- преобразуй слово, заменив одну букву.

При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:

Тело-дело, кости-гости.

- догадайтесь, какое это слово.

Вставляем пропущенные буквы в слове.

- звонкие и глухие согласные звуки.

При дифференциации согласных звуков используем символику:

звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),

глухой согласный звук (ушей нет - глухо).

Звонкие и глухие согласные звуки сравниваем по артикуляции:

звонкий согласный звук – работают голосовые связки, глухой согласный звук – глухо.

Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память, дети имеют возможность компенсировать недоразвитие фонематических процессов зрительным запоминанием написания слов.

В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.

В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.

С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у всех ошибки разные.


Литература.

Е.В. Колесникова «От звука к букве».

П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР».

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».

Обсуждение материала
Ивлева Юлия
1.05.2012 15:05
Уважаемая, Светлана. Оформите документ, согласно требованиям библиотеки. И измените тип материала на "из опыта работы".
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru