В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Светлана Штейникова Светлана Штейникова
Тип материала: другое
Рейтинг: 123  голосов:9    просмотров: 1127    комментариев: 1
Краткое описание
Овладение фонетико – фонематическим  компонентом речи;
Профилактика и коррекция трудностей в обучении русскому языку и чтению;
Мотивация к учению.
Пожаловаться 26 апреля 2012
Файлы
Выступление на конференции.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Формирование фонематического слуха

у детей с задержкой психического развития.


Штейникова С.Л. учитель-логопед

1 квалификационной категории

МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара


Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт информацию, которая находится вне зрительного поля.

Дети различают три вида звуковых ощущений:

речевые, музыкальные и шумы.

В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность письменной речи и на умение читать, а также способствует освоению иностранных языков.

Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

В понятие фонематический слух входит:

- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- умение делить слова на слоги;

- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

- умение определять место заданного звука в слове.

В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог, слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова, определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему слова, используя полоску и квадратик.

Выполняем звуковой анализ простых слов с помощью цветных квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.

Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при составлении слов квадратики заменяем предметами:

- мягкий звук – вата, поролон, пух;

- твёрдый звук – камень, орех, металл.

Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но и подключают свои тактильные ощущения.

Из цветной бумаги вырезаем символы:

- синий (молоток, лопата, топор);

- зелёный – листик.

Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки по артикуляции:

- твёрдый согласный звук – язык прямой;

- мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.

В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим, зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения. Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.

В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.

Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:

- делим слова на слоги;

- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;

- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;

- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;

- образовываем слова, добавляя слог;

- выделяем из слова слово;

- звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.

При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.

- выполняем графические диктанты.

Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем только «ы».

- читаем слоговые таблицы.

По слоговым таблицам можно использовать разные задания:

чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.

-соединяем предметы, названия которых звучат похоже.

Если вначале учились находить предметы, которые отличались только одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.

- подскажи словечко.

Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.

- закончи слово слогом жи или ши.

При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие задания: закончи слово слогом жи или ши (дифференциация шипящих звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».

- преобразуй слово, заменив одну букву.

При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:

Тело-дело, кости-гости.

- догадайтесь, какое это слово.

Вставляем пропущенные буквы в слове.

- звонкие и глухие согласные звуки.

При дифференциации согласных звуков используем символику:

звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),

глухой согласный звук (ушей нет - глухо).

Звонкие и глухие согласные звуки сравниваем по артикуляции:

звонкий согласный звук – работают голосовые связки, глухой согласный звук – глухо.

Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память, дети имеют возможность компенсировать недоразвитие фонематических процессов зрительным запоминанием написания слов.

В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.

В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.

С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у всех ошибки разные.


Литература.

Е.В. Колесникова «От звука к букве».

П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР».

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».

Обсуждение материала
  • Ивлева Юлия
    1 мая 201215:05
    Ивлева Юлия

    Уважаемая, Светлана. Оформите документ, согласно требованиям библиотеки. И измените тип материала на "из опыта работы".

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru