"Судьба человек -воплощение судьбы народа в годы войны"
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail: natascha.biriuckova2012@yandex.ru
Конспект урока:
Тема:«Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
·
Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
·
Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
·
Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
·
Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
·
Развивать умение работать с художественным текстом;
·
Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
·
Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
·
Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
- Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
· использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
- развивать историческое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
· — развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:
· карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
· Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
· Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
- CD битвы ВОВ
- Мультимедийный проектор;
- экран,
· Портрет М.А.Шолохова
· Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
· Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
· Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
· Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы:словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии:учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание:слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Ход урока |
Мультимедийное сопровождение |
1. Оргмомент Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя) |
|
2. Сообщение темы и целей урока: Тема урока: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны. Цели урока литературы: сообщает учитель литературы -познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне; -познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека» — дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет. -развивать умение работать с художественным текстом Цели урока истории: сообщает учитель истории — углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны; -повторить даты и события; -уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах -воспитывать патриотические качества личности |
Высвечивается тема на экране. Слайд №1. Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2. Цели урока истории –слайд№3 |
3. Основная часть 1)Работа с эпиграфом: Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если патриот вы настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна. — как вы понимаете слова? 2) Работа со словарем Ожегова Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»? Определение по словарю Ожегова Патриот – 1.Человек, проникнутый патриотизмом 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь Патриотизм-преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу — В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне) 3) Работа над ассоциациями — Как вы понимаете слово «война»? Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. 2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь. Чтение стихотворения (раздаточный материал) Владислав Занадворов Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок — Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация) война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. 4) Повторение (литература): Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты… — Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды) Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. -О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне? Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой? -От чьего лица ведется повествование в рассказе? Вывод учителя: Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой. — На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три) -Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь) А) довоенная жизнь Литература: (открыть книги) Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося) — О каких исторических событиях упоминает Андрей? -Как автор подчеркивает, что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа) — Какие профессии изучил Соколов? (по тексту) -Что значила для Андрея его семья, дети? — Имел ли право Андрей на счастье? Вывод учителя: Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье. Работа в маршрутных листах Б) Война (песня «Священная война») История: 22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор <metricconverter w:st=«on» productid=«1939 г»>1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. |
СССР |
Германия | |
ПЛАНЫ |
1. Обороняться и наступать одновременно. 2. Сорвать наступление немцев. |
1. Наступать на юге России, захватить Кавказ, Сталинград, а затем снова идти на Москву. 2. Парализовать экономику СССР. |
СИЛЫ |
5.5 млн. человек, 4 тыс. танков, 42 тыс. орудий 3 тыс. самолетов |
6.2 млн. человек, 3 тыс. танков, 43 тыс. орудий, 3.4 тыс. самолетов. |
Учащиеся:Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.
Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)
— В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)
Каковы итоги военных действий в Крыму? (Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)
Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером»
Вступление:Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.
-Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?
— За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?
-Охарактеризовать Мюллера?
— О чем думает Соколов, готовясь к смерти?
-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
-Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
-Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).
-Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?
-В чем заключена нравственная победа Андрея?
Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.
Сталинградская битва 19 ноября 1942г. –
2 февраля <metricconverter w:st=«on» productid=«1943 г»>1943 г.
Видеохроника военных лет
Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)
А — выписать дату
Б — итог битвы
С- почему немцы стремились захватить Сталинград?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)
Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.
Учитель:Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли.
— в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой).
— К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)
ГЕРМАНИЯ |
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск |
Активная оборона (изматывание сил противника) |
|
|
Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Активизация деятельности партизан в тылу врага |
|
|
Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.
12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.
Работа в маршрутных листах с. 201
А – выписать даты
Б — итог
С — значение
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Литература
1944 год
-Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)
-Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)
-Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)
— Приняла ли Родина Соколова?
-Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?
-Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?
— Что отняла война у Соколова?
-Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?
-Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?
История:
8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Стих:
Мы здесь с тобой не потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя —
Великой Армии простой солдат!
Послевоенная жизнь Андрея Соколова
Страна одержала победу, но война обездолила многих, принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.
Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека». (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12
Анализ эпизода:
-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?
Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.
-В чем теперь смысл жизни для Андрея?
— Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту)
Работа в маршрутных листах
Судьба
— Почему рассказ назван «Судьба человека»?
-Как вы понимаете слово «судьба»
Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.
— Судьба –
1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).
2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).
— От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.
Закрепление
-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)
История:
-Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?
-Патриот ли Андрей Соколов?
Слайды о патриотизме
Д, з история, литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)
Слова эпиграфа
Слайд№4
Определение слова «патриот», «патриотизм»
Слайд №5-6
Высвечивается слово «война»
Слайд№7
Слайды:
Смерть, отвага, поле сражения,
Вспышки обстрела, головная боль
Слайд№8-9
«Судьба человека»
1957 год
Слайд № 10-13
Портрет писателя –слайд №14
Слайд №15
План Барбаросса – слайд №16
Наступление на Москву – слайд №17
Карта – слайд №18
Слайд №19
Портрет Талалихина-слайд №20
Портрет Панфилова-слайд №21
Слайд №22
Значение битвы – слайд №23
Слайд №24
Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)
Кадры док. Хроники – слайды №26-27
Иллюстрации к рассказу – слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35,
Иллюстрации танков – слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Слайд №44
Слайд №45
Слайд №46
Слайд №47
Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49
Д.з. – слайд №50
Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________ _______________________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г. (обведите правильный ответ): |
Война. Как Андрей попал в плен?_______ ______________________________ ______________________________ |
Сталинградская битва. Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________ _____________________________ |
Послевоенная жизнь. Что отняла война у Соколова: А) родителей Б) дом, семью В) жизнь |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________ ________________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Имел ли право Андрей на счастье? _______________________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.?______________ |
Война. Перечислите черты характера Андрея?_____________________ ____________________________ ___________________________ |
Сталинградская битва. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе? _______________________________ _______________________________ ________________________________ |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? |
Война. В чем А.Соколов видит свой долг? _____________________________ _______________________________ _______________________________ |
Сталинградская битва. Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Напишите значение битвы:______ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<… .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
СССР |
Германия | ||||
ПЛАНЫ |
1. Обороняться и наступать одновременно. 2. Сорвать наступление немцев. |
1. Наступать на юге России, захватить Кавказ, Сталинград, а затем снова идти на Москву. 2. Парализовать экономику СССР. | |||
СИЛЫ |
5.5 млн. человек, 4 тыс. танков, 42 тыс. орудий 3 тыс. самолетов |
6.2 млн. человек, 3 тыс. танков, 43 тыс. орудий, 3.4 тыс. самолетов. | |||
ГЕРМАНИЯ |
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ | ||||
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск |
Активная оборона (изматывание сил противника) | ||||
|
| ||||
Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Активизация деятельности партизан в тылу врага | ||||
Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
·
Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
·
Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
·
Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СDносителях для подготовки к уроку.
·
Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru
Конспект урока:
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:
Образовательные:
-
Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
-
Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
-
Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
-
Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
-
Развивать умение работать с художественным текстом;
-
Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
-
Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории
Образовательные:
-
Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
-
раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
-
Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
-
использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:
-
показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
-
формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
-
развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
-
Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:
-
развивать историческое мышление, расширять кругозор;
-
закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
-
учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
-
научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
-
- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:
-
карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
-
Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
-
Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
-
CD битвы ВОВ
-
Мультимедийный проектор;
-
экран,
-
учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
-
Портрет М.А.Шолохова
-
Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
-
Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
-
Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
-
Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Ход урока |
Мультимедийное сопровождение |
|||||||||||||||||||
Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя) |
|
|||||||||||||||||||
Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны. Цели урока литературы: сообщает учитель литературы -познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне; -познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека» - дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет. -развивать умение работать с художественным текстом Цели урока истории: сообщает учитель истории - углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны; -повторить даты и события; -уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах -воспитывать патриотические качества личности |
Высвечивается тема на экране. Слайд №1. Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2. Цели урока истории –слайд№3 |
|||||||||||||||||||
1)Работа с эпиграфом: Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если патриот вы настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна. - как вы понимаете слова? 2) Работа со словарем Ожегова Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»? Определение по словарю Ожегова Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу - В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне) 3) Работа над ассоциациями - Как вы понимаете слово «война»? Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. 2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь. Чтение стихотворения (раздаточный материал) Владислав Занадворов Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок
война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. 4) Повторение (литература): Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты.. - Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды) Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. -О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне? Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой? -От чьего лица ведется повествование в рассказе? Вывод учителя: Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой. - На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три) -Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь) А) довоенная жизнь Литература: (открыть книги) Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося) - О каких исторических событиях упоминает Андрей? -Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа) - Какие профессии изучил Соколов? (по тексту) -Что значила для Андрея его семья, дети? - Имел ли право Андрей на счастье? Вывод учителя: Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье. Работа в маршрутных листах Б) Война (песня «Священная война») История: 22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса») Для плана войны против СССР фашистские военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца. Восстановление опорных знаний: Учитель: В чем причины отступления советской армии в первые месяцы войны? Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе. Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека» Все встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и все советские люди ушел на фронт. - Где начал войну Андрей Соколов? -Как раскрывался характер героя на войне? -Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг? (по тексту) - Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту) Работа в маршрутных листах III Исторические события ВОВ Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:
Наступление на Москву: 30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.) Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга. Оборона Москвы. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков. Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом. Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран. Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице. Подвиг панфиловцев. Доклад учащегося: 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. 7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна. Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров. - Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)
Вся Родина встала заслоном. Нам биться с врагом до конца - Ведь пояс твоей обороны Идет через наши сердца! Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона Идет через наши сердца! (Александр Прокофьев) Андрей в плену Только благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву. Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа. Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену» - Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач) -Какая позиция ближе Андрею Соколову? - Почему Соколов убивает предателя? (текст) - Как немцы относились к военнопленным? (по тексту) -Как проявляются человеческие качества Андрея в плену? - Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах) Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ) Из воспоминаний А. М. Василевского “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал) К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился. Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .> Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества? Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах) - В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С) Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ) Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером» Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие. -Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея? - За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря? -Охарактеризовать Мюллера? - О чем думает Соколов , готовясь к смерти? -Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? -Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой? -Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту). - Почему Мюллер даровал Андрею жизнь? -В чем заключена нравственная победа Андрея? Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.
Видеохроника военных лет
Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац) А - выписать дату Б - итог битвы С- почему немцы стремились захватить Сталинград?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой) Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года. Учитель: Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли. - в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой). - К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)
Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой. 12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван. Работа в маршрутных листах с. 201 А – выписать даты Б - итог С - значение Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии. Литература 1944 год -Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту) -Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь) -Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту) - Приняла ли Родина Соколова? -Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен? -Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена? - Что отняла война у Соколова? -Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое? - Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне? История: 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы» В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Стих: Мы здесь с тобой не потому что дата, Как злой осколок, память жжет в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и в будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат! Послевоенная жизнь Андрея Соколова Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка. Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12 Анализ эпизода: -Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах? Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни. -В чем теперь смысл жизни для Андрея? - Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту) Работа в маршрутных листах
Судьба - Почему рассказ назван «Судьба человека»? -Как вы понимаете слово «судьба» Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка. - Судьба – 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»). 2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).
- От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба. Закрепление -Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах) История: -Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов? -Патриот ли Андрей Соколов? Слайды о патриотизме Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование) |
Слова эпиграфа Слайд№4
Определение слова «патриот», «патриотизм» Слайд №5-6
Высвечивается слово «война» Слайд№7
Слайды: Смерть, отвага, поле сражения, Вспышки обстрела, головная боль Слайд№8-9
«Судьба человека» 1957 год Слайд № 10-13
Портрет писателя –слайд №14
Слайд №15
План Барбаросса – слайд №16
Наступление на Москву – слайд №17 Карта – слайд №18 Слайд №19 Портрет Талалихина-слайд №20 Портрет Панфилова-слайд №21 Слайд №22 Значение битвы – слайд №23 Слайд №24 Слайд №25 (иллюстрации к рассказу) Кадры док. Хроники – слайды №26-27 Иллюстрации к рассказу – слайд №28 Слайд №29 Слайд №30 Слайд №31 Слайд №32 Слайд №33 Слайд №34 Слайд №35, Иллюстрации танков – слайд №36 Слайд №37 Слайд №38 Слайд №39 Слайд №40 Слайд №41 Слайд №42 Слайд №43 Слайд №44 Слайд №45 Слайд №46 Слайд №47 Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49 Д.з. – слайд №50 |
Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________ _______________________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ): А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление Б) уход в глухую оборону В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории. |
Война. Как Андрей попал в плен?_______ ______________________________ ______________________________ |
Сталинградская битва. Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________ _____________________________ |
Послевоенная жизнь. Что отняла война у Соколова: А) родителей Б) дом, семью В) жизнь |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________ ________________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Имел ли право Андрей на счастье? _______________________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________ ______________________________ |
Война. Перечислите черты характера Андрея?_____________________ ____________________________ ___________________________ |
Сталинградская битва. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе? _______________________________ _______________________________ ________________________________ |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Какой итог битвы?_____________ _______________________________ ____________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература |
История |
Довоенная жизнь Андрея Соколова. Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________ ______________________________ |
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? |
Война. В чем А.Соколов видит свой долг? _____________________________ _______________________________ _______________________________ |
Сталинградская битва. Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Послевоенная жизнь. В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________ _____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Напишите значение битвы:______ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.
|
|
СССР |
Германия |
||
---|---|---|---|---|---|
|
ПЛАНЫ |
1.
Обороняться и наступать 2. Сорвать наступление немцев. |
1.
Наступать на юге России, 2. Парализовать экономику СССР. |
||
|
СИЛЫ |
5.5 млн. человек, 4 тыс. танков, 42 тыс. орудий 3 тыс. самолетов |
6.2 млн. человек, 3 тыс. танков, 43 тыс. орудий, 3.4 тыс. самолетов. |
||
ГЕРМАНИЯ |
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
|
|||
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск |
Активная оборона (изматывание сил противника) |
|
|||
|
|
|
|||
Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Активизация деятельности партизан в тылу врага |
|
Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
-
Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
-
Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
-
Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СD носителях для подготовки к уроку.
-
Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»