В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

СУПЕРАКЦИЯ! –50% на любые программы, курсы, вебинары. Только 22-24 октября. Подробнее

"Судьба человек -воплощение судьбы народа в годы войны"

"Судьба человек -воплощение судьбы народа в годы войны"

Наталья Бирюкова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 6585 комментариев: 2
Краткое описание
Познакомить с событиями Великой Отечественной войны на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека"
Описание
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail: natascha.biriuckova2012@yandex.ru

Конспект урока:
Тема:«Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:

Образовательные:
·
Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
·
Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
·
Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
·
Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
·
Развивать умение работать с художественным текстом;
·
Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
·
Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
·
Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории

Образовательные:

  • Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
  • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
· Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
· использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
· формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:

  • развивать историческое мышление, расширять кругозор;
  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
· научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
· — развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:

· карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
· Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
· Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
  • CD битвы ВОВ
  • Мультимедийный проектор;
  • экран,
· учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
· Портрет М.А.Шолохова
· Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
· Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
· Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
· Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы:словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии:учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание:слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Ход урока
Мультимедийное сопровождение
1. Оргмомент
Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя)


2. Сообщение темы и целей урока:
Тема урока: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели урока литературы: сообщает учитель литературы
-познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;
-познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»
— дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.
-развивать умение работать с художественным текстом
Цели урока истории: сообщает учитель истории
— углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;
-повторить даты и события;
-уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах
-воспитывать патриотические качества личности

Высвечивается тема на экране. Слайд №1.
Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.
Цели урока истории –слайд№3
3. Основная часть
1)Работа с эпиграфом:
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.

— как вы понимаете слова?
2) Работа со словарем Ожегова
Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?
Определение по словарю Ожегова
Патриот – 1.Человек, проникнутый патриотизмом
2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь
Патриотизм-преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

— В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)
3) Работа над ассоциациями
— Как вы понимаете слово «война»?
Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.
Чтение стихотворения (раздаточный материал)
Владислав Занадворов
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок
Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)
война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

4) Повторение (литература):
Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты…
— Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)
Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.
-О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

Обратимся к рассказу М.Шолохова  «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?
-От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Вывод учителя:
Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)
-Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

А) довоенная жизнь
Литература: (открыть книги)
Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)
— О каких исторических событиях упоминает Андрей?
-Как автор подчеркивает, что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)
— Какие профессии изучил Соколов? (по тексту)
-Что значила для Андрея его семья, дети?
— Имел ли право Андрей на счастье?
Вывод учителя:
Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье.

Работа в маршрутных листах

Б) Война (песня «Священная война»)
История:
22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор <metricconverter w:st=«on» productid=«1939 г»>1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

СССР
Германия
ПЛАНЫ
1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.
1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.
СИЛЫ
5.5 млн. человек,
4 тыс. танков,
42 тыс. орудий
3 тыс. самолетов
6.2 млн. человек,
3 тыс. танков,
43 тыс. орудий,
3.4 тыс. самолетов.
Учитель:Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?
Учащиеся:Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.
Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)
— В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)
Каковы итоги военных действий в Крыму? (Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)
Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером»
Вступление:Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.
-Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?
— За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?
-Охарактеризовать Мюллера?
— О чем думает Соколов, готовясь к смерти?
-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

-Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
-Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

-Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

-В чем заключена нравственная победа Андрея?

Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

Сталинградская битва 19 ноября 1942г. –
2 февраля <metricconverter w:st=«on» productid=«1943 г»>1943 г.
Видеохроника военных лет
Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)
А — выписать дату
Б — итог битвы
С- почему немцы стремились захватить Сталинград?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)
Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.
Учитель:Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли.
— в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой).
— К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)
ГЕРМАНИЯ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск
Активная оборона (изматывание сил противника)




Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»
Активизация деятельности партизан в тылу врага






Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.

12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.
Работа в маршрутных листах с. 201
А – выписать даты
Б — итог
С — значение

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Литература
1944 год
-Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)
-Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)
-Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)
— Приняла ли Родина Соколова?
-Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?
-Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?
— Что отняла война у Соколова?
-Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?
-Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

История:
8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Стих:
Мы здесь с тобой не потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя —
Великой Армии простой солдат!
Послевоенная жизнь Андрея Соколова
Страна одержала победу, но война обездолила многих, принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.
Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека». (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12
Анализ эпизода:
-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?
Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.

-В чем теперь смысл жизни для Андрея?
— Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту)

Работа в маршрутных листах
Судьба
— Почему рассказ назван «Судьба человека»?
-Как вы понимаете слово «судьба»
Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.
— Судьба –
1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).
2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).
— От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

Закрепление
-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)
История:
-Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?
-Патриот ли Андрей Соколов?
Слайды о патриотизме
Д, з история, литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)
Слова эпиграфа
Слайд№4
Определение слова «патриот», «патриотизм»
Слайд №5-6
Высвечивается слово «война»
Слайд№7
Слайды:
Смерть, отвага, поле сражения,
Вспышки обстрела, головная боль
Слайд№8-9
«Судьба человека»
1957 год
Слайд № 10-13
Портрет писателя –слайд №14
Слайд №15
План Барбаросса – слайд №16
Наступление на Москву – слайд №17
Карта – слайд №18
Слайд №19
Портрет Талалихина-слайд №20
Портрет Панфилова-слайд №21
Слайд №22
Значение битвы – слайд №23
Слайд №24
Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)
Кадры док. Хроники – слайды №26-27
Иллюстрации к рассказу – слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35,
Иллюстрации танков – слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Слайд №44
Слайд №45
Слайд №46
Слайд №47
Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49
Д.з. – слайд №50

Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.
О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________
_______________________________
______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.
Стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г. (обведите правильный ответ):
Война.
Как Андрей попал в плен?_______
______________________________
______________________________
Сталинградская битва.
Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________
_____________________________
Послевоенная жизнь.
Что отняла война у Соколова:
А) родителей
Б) дом, семью
В) жизнь
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________
________________________________


Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.
Имел ли право Андрей на счастье?
_______________________________
______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.
Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.?______________
Война.
Перечислите черты характера Андрея?_____________________
____________________________
___________________________
Сталинградская битва.
Какой итог битвы?_____________
_______________________________
____________________________
Послевоенная жизнь.
Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
_______________________________
_______________________________
________________________________
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Какой итог битвы?_____________
_______________________________
____________________________



Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?

Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________

______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?
Война.
В чем А.Соколов видит свой долг?
_____________________________
_______________________________
_______________________________
Сталинградская битва.
Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________
_____________________________
____________________________
____________________________
Послевоенная жизнь.
В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________
_____________________________
____________________________
____________________________
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Напишите значение битвы:______
______________________________
______________________________
______________________________


Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<… .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.


СССР
Германия

ПЛАНЫ
1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.
1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.

СИЛЫ
5.5 млн. человек,
4 тыс. танков,
42 тыс. орудий
3 тыс. самолетов
6.2 млн. человек,
3 тыс. танков,
43 тыс. орудий,
3.4 тыс. самолетов.
ГЕРМАНИЯ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск
Активная оборона (изматывание сил противника)




Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»
Активизация деятельности партизан в тылу врага

Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
·
Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
·
Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
·
Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СDносителях для подготовки к уроку.
·
Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
sudba.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
presentation.zip
Войдите для скачивания файлов
sudba cheloveka.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Марина Вербич
20.05.2012 13:54
Урок интересен, использованы разнообразные формы работы, что очень важно на интегрированном занятии. Спасибо за разработку
Наталья Кузавкова
25.04.2013 18:36
Огромное спасибо за разработку урока.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru