В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Статья «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Статья «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Надежда Трифонова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:63просмотров: 4061
Краткое описание
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте   посредством реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Трифонова Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ.doc Скачать

6




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ «РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ» КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ




Трифонова Надежда Ивановна, старший воспитатель

Галай Ирина Александровна, педагог - психолог



МБДОУ № 4

г. Заполярный, Мурманской области


























2012г

Проблема психологического  здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической  психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического  здоровья детей могут стать:

•  Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка,   максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. 

•  Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

•  Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

•  Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

•  Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

•  Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

    1. проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;

    2. упражнения;

    3. психологические игры;

    4. этюды;

    5. решение проблемно-практических ситуаций;

    6. элементы арттерапии;

    7. игры-драматизации;

    8. подвижные игры;

    9. чтение и анализ сказок;

    10. беседы и др.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.

  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).

  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.

  5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.

  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само¬оценка).

4. Обучение детей способам выражения эмоций, выра¬зительным движениям.

5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож¬ностях преодоления эмоциональных трудностей до¬школьников.

6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- беседы с детьми и родителями;

- семинар – практикум;

- проведение детско-родительских групп.

Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно использовались принципы и методы формирования и сохранения психологического здоровья семьи и ребенка, в рамках встреч проводились также консультации и вечера для родителей, беседы, упражнения на совместное творчество детей и родителей, были проведены информационно-аналитические срезы, которые позволили нам говорить об эффективности проведенных мероприятий.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение акции «Цветик-семицветик». В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои эмоции, развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:

- снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

- формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Мы считаем, что при организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа.

Позитивные изменения – это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами.

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.







Библиографический список


1. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003, 79 с.

2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков. / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

3. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29

4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. — М.: Генезис, 2004. —175 с.


Трифонова Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос