В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок по теме: "Семья. Общественные насекомые"

Урок по теме: "Семья. Общественные насекомые"

Лариса Полтавченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:14просмотров: 10721 комментариев: 1
Краткое описание
Урок представлен в виде технологической карты. Основная цель урока - формировать  представление об общественных насекомых.
Описание
Урок соответствует образовательной программе «Гармония».
Автор учебника О.Т.Поглазова. Входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». Тема урока «Семья. Общественные насекомые». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Цель: формировать представление об общественных насекомых.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания о насекомых;
— познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
— учить удивляться обычному.
Развивающие:
— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
узнать, каких насекомых называют общественными и почему.

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки общественных насекомых;
— 2 — 4 представителя общественных насекомых;
— правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
— различатьобщественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
— формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Опорные понятия, термины. Насекомые. Семья.
Новые понятия, термины. Общество. Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)
Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки общественных насекомых;
— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.
Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Полтавченко Лариса Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №4»

ТЕМА РАЗДЕЛА:«Разнообразие и красота животных» (18 часов)
Тема урока: «Семья. Общественные насекомые» (47/8)
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД
Целеполагание для ученика
(ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Целеполагание для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки общественных насекомых;
— 2 — 4 представителя общественных насекомых;
— правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
— различатьобщественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
— формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Цель: формировать представление об общественных насекомых.
Задачи
Образовательные:
-познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
— учить удивляться обычному;
— закрепить знания о насекомых.
Развивающие:
— развивать
умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
-развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
узнать, каких насекомых называют общественными и почему.

Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Насекомые.
Семья.
Общество.
Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая и проектная деятельность.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
  5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
  6. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная
Оборудование и оснащение урока
Учебно — наглядные (информационные) пособия:
  1. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год
  3. Толковый словарь С.И. Ожегова
  4. Презентация обучающихся «Пчёлы», «Муравьи»
  5. Презентация к уроку для обучающихся «Семья. Общественные насекомые»
  6. Иллюстрации
Технические средства информации:
  1. Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point
Атрибуты:
  1. Разрезные карточки
  2. Музыкальная композиция
  3. Карточки для групповой работы
  4. Карточки для рефлексии
  5. Ватман
  6. Клей
Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки общественных насекомых;
- повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)


— Что интересно было узнать о пчёлах?
г) инсценировка рассказа Эдуарда Шима «Сколько живёт пчела» (с.47)
д) проверка восприятия
— Что нового узнали о пчёлах?
— Как надо себя вести при встрече с ними?
е) Здоровьесберегающие технологииФизминутка с пчёлками (презентация)
ж) знакомство с жизнью семьи пчёл (презентация учителя)
Одни насекомые живут в одиночку, другие – большой семьёй. Так живут пчёлы, муравьи, шмели и некоторые виды ос. Их называют общественными насекомыми. Общество или семья насекомых – это единое целое. Семья — основная форма существования этих насекомых. Говоря о семье общественных насекомых, мы вправе употреблять термины — «сообщество» или «община».
Пчёлы – общественные насекомые. Они живут большими семьями. В каждом улье обитает одна семья пчёл. В пчелиной семье имеется одна матка, несколько сотен трутней (пчёл — самцов) и несколько тысяч рабочих пчёл. Пчёлы совместно ищут пищу, воду, жильё, защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством. Каждая пчела выполняет свою работу. Молодые рабочие пчёлы кормят малышей, более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья. Пчела – великая труженица. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.
ЗАПОМНИ! Жало у пчёл – только для защиты, а не для нападения. Ужалив, пчела погибает. Если вокруг тебя летают пчёлы или осы нельзя: кричать; махать руками; убегать. Всё это может вызвать агрессивное поведение насекомых!
— Почему пчёл называют общественными насекомыми?
2.Знакомство с жизнью муравьёв.
а) отгадывание загадки:
Под сосною – горки-домики.
В них живут шестиногие гномики.

Чем выше гора,
Тем больше гномов семья.

(муравейник; муравей) – картинка на доске
б) сообщение о муравьях (презентация обучающегося — опережающее задание)
Изотов Артём подготовил информацию о муравьях, используя Интернет ресурсы.
МУРАВЕЙ — маленькое насекомое, обитающее на земле и деревьях. Тело муравья состоит из груди, брюшка, головы и 6 лапок. На голове у него есть глаза, жвала (челюсти), усики — антенки. Длина тела рабочих муравьев от <metricconverter productid=«1 мм» w:st=«on»>1 мм до <metricconverter productid=«30 мм» w:st=«on»>30 мм Муравьи питаются сладкими соками, которые выделяют растения или насекомые. Муравейник – дом муравьёв. Свои гнезда — «муравьиные кучи» — муравей строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме надземной части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. Муравьи – санитары леса!
Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и переносят семена растений. Оберегая, муравейник мы сохраняем наши леса! Муравьи — чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране!
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(универсальные учебные действия)
Дидактическое обеспечение
<place w:st=«on»>I.
Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать!
Так разрешите мне урок
с улыбки доброй к вам начать!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
И сегодня первый класс
На урок позвал всех Вас!
Готовность к уроку
Регулятивные:
самоорганизация и организация рабочего места
Личностные:
самоопределение

Коммуникативные:
— планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками

Учебник
РТ
Компьютер
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова
Иллюстрации (насекомые)
Разрезные карточки
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация.
· Педагогический приём на организацию рабочего места.
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

1.Работа над иллюстрацией.
— Кто изображён на картинке?
— Что такое семья?
— Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Семья – это группа родственников, живущих вместе»
В семье все заняты своим делом, у каждого есть свои обязанности. В семье все заботятся друг о друге, помогают, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого на душе хорошо и тепло.
Разгадайте ребус, какие два слова спрятались в этом слове? 7 Я (СЕМЬ-Я)
— В природе тоже существуют семьи. У растений есть семьи и у животных.
(на доске табличка «семья»)
2. Отгадывание загадки.
— Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите, отгадав загадку.
Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это? Знакомы вы?
Отвечайте дружно вслух
Это …(на доске табличка«насекомые»)

Ответы детей
— О семье!

Ответы детей
Разгадывание ребуса
(СЕМЬ-Я)
Отгадывание загадки
(насекомые)
Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества

Логические:
— анализ объектов с целью выделения признаков;
— актуализация
мыслительных операции, необходимых для решения задач урока

ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 1 — 2
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова

Таблица (семья)
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 3
Разрезные карточки
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
  • Педагогический приём на концентрацию внимания.
  • Педагогический приём на построение учебного взаимодействия между учениками и учителем.
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с насекомыми.
Тема урока: «Общественные насекомые»
— Как вы понимаете слово общественные, от какого слова образовано?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Общество — круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов»
В нашем случае речь идёт о насекомых. Наша задача на уроке … ?(формулируют дети)
Правильно я Вас поняла? Узнать каких насекомых называют общественными и почему?
(на доске табличка «Общественные»)
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать
(на доске ?
)
— А вы, ребята, готовы разгадать? Как только с поставленной задачей справимся, сможем упорядочить слова на доске: «семья», «насекомые», «Общественные»

Ответы детей
Постановка учебной задачи детьми.
Регулятивные:
— Целеполагание

Личностные:
самоопределение-мотивация учения
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные:
— умение слушать и понимать речь других.
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 4
Словарь
С.И. Ожегова
Разрезные карточки
Карточка ?
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
  • Педагогический приём на концентрацию внимания.

IV. Решение учебной задачи

1. Знакомство с жизнью пчёл
а) отгадывание загадки:
Что за домик, мне скажите,
В нем летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд?

(улей; пчела) – картинка на доске
б) рассказ об истоках слова «пчела», «улей»
Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – «бьчела». На Украине и сейчас пчелу называют «бджола». Первые звуки этого «бдж» напоминают жужжание пчелы. Поэтому и название пчеле дали по характерному для неё жужжанию при полёте. Вот послушайте!
(аудиозапись жужжание пчелы)
Рефлексия
— Как называется домик, который человек сделал для пчёл?
— Вход в улей называется «леток». Как вы думаете, почему?
— Потому что пчёлы через него влетают в улей.
в) сообщение о пчёлах (презентация обучающегося — опережающее задание)
Сковородина Ангелина побывала в библиотеке и приготовила для нас интересную информацию о пчёлах.
Пчела – великое чудо природы! Тело насекомого разделено на три части: голова, грудь и брюшко. Пчёлы — необыкновенные, умные и очень полезные насекомые.
Пчела работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несёт.
На благо общее, все силы, отдавая, Примером для других и служит и живёт!
Питаются пчёлы нектаром и пыльцой цветов. Чтобы достать нектар, пчела опускает внутрь хоботок и засасывает жидкость. Пчела может набрать столько жидкости, сколько весит сама.
Есть в саду пчелиный домик
— Ульем все его зовут.
— Кто живёт в нём? Сладкий гномик?
— Пчёлы, милый, в нём живут.
Там узорчатые соты,
В клетках — мёд, пчелиный труд…
Мёд — это природное лекарство, производимое пчёлами.
Мёд пчеловоды собирают летом. Это называется «качать мёд». Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до <metricconverter productid=«150 кг» w:st=«on»>150 кг мёда.

Муравьишки — Торопышки.
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке.
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться.
Муравей живёт трудом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!!!

— Что узнали о муравьях?
в) знакомство с жизнью семьи муравьёв (презентация учителя)
Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!

Одиночных муравьёв в природе нет. Возникновение муравьёв неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества) этих насекомых. Связь муравья с семьей столь велика, что муравей — одиночка неизбежно погибает.
В больших семьях муравьёв есть самки, самцы и рабочие муравьи. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. У рабочих муравьёв крыльев не бывает, они не способны к размножению. Рабочие муравьи выполняют различные функции. Они – «строители», «няньки», «охотники», «пастухи», «воины», «бойцы».

Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.

Муравейник не ломай.
От беды оберегай!

г)проверка восприятия
— Что нового узнали о муравьях?
— Чем полезны муравьи?
— Какие функции выполняют муравьи в семьях?

Отгадывание загадки
(улей; пчела)
Слушанье аудиозаписи
— Улей.
Ответы детей.
Презентация о пчёлах (Сковородина Ангелина)
Учатся выделять основную мысль.
Ответы детей. Рассказывают о своих наблюдениях из жизни пчёл.
Ответы детей.
Учатся выделять основную мысль текста.
Рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами.
Положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы
Учатся выделять основную мысль
Ответы детей
Отгадывание загадки
(муравейник; муравей)
Презентация о муравьях (Изотов Артём)
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о пользе муравьёв.
Ответы детей
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о бережном отношении к муравьям
Регулятивные:
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Личностные:
— понимание важности здорового образа жизни.
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные:
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Регулятивные:
— выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе


Иллюстрации
(улья; пчёл)
Компьютер
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Пчёлы»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Физминутка с пчёлками»
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 5 — 9
Интерактивная доска
Компьютер
Иллюстрации муравейника; муравья
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Муравьи»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 10 — 14
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ.
В зависимости от конкретных дидактических задач: изучение нового материала
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

Педагогический приём на развитие коммуникативных навыков (диалог)

Педагогический приём на информационные навыки (обработка информации, работа с медиатехникой).

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
V. Первичное закрепление

— О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.
1.Чтение стихотворенияС. Михалкова (наизусть)
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
б) проверка восприятия
Какие «профессии» муравьёв прозвучали в стихотворении?

Чтение стихотворенияС.Михалкова (наизусть)
Ответы детей
Регулятивные:
— контроль, оценка

Познавательные-общеучебные:
смысловое чтение,
— умение структурировать знания, логическое выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:
— оценка действий партнера,
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РТ (рабочая тетрадь)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный

Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение)

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой

1. Выполнение задания в рабочей тетради
(с.20, задание 14)
— У муравьёв еще много других занятий. Рассмотрите рисунки.
«строители» — 3 (строят муравейник)
«родители» — 4 (рождают потомство)
«охотники» — 1 (ходят на охоту)
«пастухи» — 6 (пасут тлей)
«няньки» — 5 (нянчат малышей)
«воины» — 2 (защищают муравейник)

2.Дидактическая игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» (стр. учебника 48)
v Летает, бегает,прыгает, плавает.
v Жужжит, стрекочет, пищит.
v Чёрное,зелёное, в полоску, в узорах.
v Кусается, жалит, безобидное.
v Незаметное, ярко окрашено.
v Общественное,необщественное.
— Кто это? (кузнечик)


Анализируют рисунки и соотносят с занятиями муравьёв
Узнают насекомое по признакам
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


РТ
Учебник
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия.

Педагогический приём на стимулирование проявления учениками инициативы и самостоятельности.

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VII. Включение знаний в систему

1. Коллективная работа (работа в группах)
1 ряд (2 группы) – Загадайте одноклассникам любое насекомое, загадав 3-4 признака.
При проверке: (ответы подчеркнуть на интерактивной доске цветным маркером)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (ПЧЕЛА)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (МУРАВЕЙ)
2 и 3 ряд: (проектная деятельность):
1 этап: Погружение в проект.

У вас на столах лежит лист ватмана с изображением насекомого и его домика.
Сегодня мы будем создавать проекты «БАНК ЗНАНИЙ»
Второй ряд — о муравьях, третий ряд – о пчёлах.
2 этап: Организация деятельности:
Для этого вы должны:

1) Название проекту дано.


2) Знания по теме проекта получены вами на уроке. Вспоминайте и выбирайте из карточек те, которые подходят к теме вашего проекта. Их вы можете взять у себя на парте, но будьте внимательны, среди карточек есть лишние.


3) Оформить проект.


4) Составить небольшой рассказ по теме проекта.


5) Выбрать ученика, который будет защищать проект.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является проекты, созданные детьми.
— Мы начинаем защиту наших проектов.
Учитель вызывает по докладчику от каждой группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Группа может дополнить рассказ выступающих детей.
Работа в группах
Определяют признаки насекомого
Составляют подобное задание для одноклассников
Работа над проектами
Погружение в проект
Организация деятельности
Самостоятельная работа
Защита проектов
Дополнение выступающих детьми группы
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— слушать и понимать речь других.
Познавательные:
— участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока.
Личностные:
— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— оказание необходимой взаимопомощи.


Музыкальное сопровождение
Учебник
Интерактивная доска
Разрезные карточки
Иллюстрации
пчелы; муравья
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, проектная деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный

Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение).

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VIII. Контроль и оценка (рефлексия)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать


(на доске ?
)
— Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
(ответы детей)
— Кто упорядочит карточки на доске и ответит: «Кто такие общественные насекомые?»
Общественные насекомые семья
(Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности.)
— Продолжите предложение, выбрав начало словами:
На уроке:
Я узнал…

Я удивился…

Я запомнил…

Повторение учебной задачи детьми
Выводы детей
Рефлексия
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:
— самостоятельное выделение познавательной цели
Личностные:
— смыслообразование;
— проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности


Карточка ?
Разрезные карточки
Карточки для рефлексии

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.

Педагогический приём на обобщение информации.
IX. Итог урока

— Ребята! Спасибо за урок!
Прекрасный день!
Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:
«Какой я молодец!»

Регулятивные:
— умение структурировать знания.
Личностные:
самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
· Педагогический приём на обобщение информации.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Технологическая карта урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Презентация семья,общественные насекомые.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Татьяна Никитина
13.02.2013 10:57
не могу скачать презентацию(
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru