В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по теме: "Семья. Общественные насекомые"

Лариса Полтавченко Лариса Полтавченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:14    просмотров: 9904    комментариев: 1
Краткое описание
Урок представлен в виде технологической карты. Основная цель урока - формировать  представление об общественных насекомых.

Описание
Урок соответствует образовательной программе «Гармония».
Автор учебника О.Т.Поглазова. Входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». Тема урока «Семья. Общественные насекомые». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Цель: формировать представление об общественных насекомых.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания о насекомых;
— познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
— учить удивляться обычному.
Развивающие:
— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
узнать, каких насекомых называют общественными и почему.

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки общественных насекомых;
— 2 — 4 представителя общественных насекомых;
— правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
— различатьобщественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
— формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Опорные понятия, термины. Насекомые. Семья.
Новые понятия, термины. Общество. Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)
Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки общественных насекомых;
— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.
Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Полтавченко Лариса Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №4»

ТЕМА РАЗДЕЛА:«Разнообразие и красота животных» (18 часов)
Тема урока: «Семья. Общественные насекомые» (47/8)
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД
Целеполагание для ученика
(ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Целеполагание для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки общественных насекомых;
— 2 — 4 представителя общественных насекомых;
— правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
— различатьобщественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
— формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Цель: формировать представление об общественных насекомых.
Задачи
Образовательные:
-познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
— учить удивляться обычному;
— закрепить знания о насекомых.
Развивающие:
— развивать
умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
-развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
узнать, каких насекомых называют общественными и почему.

Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Насекомые.
Семья.
Общество.
Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая и проектная деятельность.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
  5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
  6. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная
Оборудование и оснащение урока
Учебно — наглядные (информационные) пособия:
  1. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год
  3. Толковый словарь С.И. Ожегова
  4. Презентация обучающихся «Пчёлы», «Муравьи»
  5. Презентация к уроку для обучающихся «Семья. Общественные насекомые»
  6. Иллюстрации
Технические средства информации:
  1. Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point
Атрибуты:
  1. Разрезные карточки
  2. Музыкальная композиция
  3. Карточки для групповой работы
  4. Карточки для рефлексии
  5. Ватман
  6. Клей
Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки общественных насекомых;
- повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)


— Что интересно было узнать о пчёлах?
г) инсценировка рассказа Эдуарда Шима «Сколько живёт пчела» (с.47)
д) проверка восприятия
— Что нового узнали о пчёлах?
— Как надо себя вести при встрече с ними?
е) Здоровьесберегающие технологииФизминутка с пчёлками (презентация)
ж) знакомство с жизнью семьи пчёл (презентация учителя)
Одни насекомые живут в одиночку, другие – большой семьёй. Так живут пчёлы, муравьи, шмели и некоторые виды ос. Их называют общественными насекомыми. Общество или семья насекомых – это единое целое. Семья — основная форма существования этих насекомых. Говоря о семье общественных насекомых, мы вправе употреблять термины — «сообщество» или «община».
Пчёлы – общественные насекомые. Они живут большими семьями. В каждом улье обитает одна семья пчёл. В пчелиной семье имеется одна матка, несколько сотен трутней (пчёл — самцов) и несколько тысяч рабочих пчёл. Пчёлы совместно ищут пищу, воду, жильё, защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством. Каждая пчела выполняет свою работу. Молодые рабочие пчёлы кормят малышей, более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья. Пчела – великая труженица. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.
ЗАПОМНИ! Жало у пчёл – только для защиты, а не для нападения. Ужалив, пчела погибает. Если вокруг тебя летают пчёлы или осы нельзя: кричать; махать руками; убегать. Всё это может вызвать агрессивное поведение насекомых!
— Почему пчёл называют общественными насекомыми?
2.Знакомство с жизнью муравьёв.
а) отгадывание загадки:
Под сосною – горки-домики.
В них живут шестиногие гномики.

Чем выше гора,
Тем больше гномов семья.

(муравейник; муравей) – картинка на доске
б) сообщение о муравьях (презентация обучающегося — опережающее задание)
Изотов Артём подготовил информацию о муравьях, используя Интернет ресурсы.
МУРАВЕЙ — маленькое насекомое, обитающее на земле и деревьях. Тело муравья состоит из груди, брюшка, головы и 6 лапок. На голове у него есть глаза, жвала (челюсти), усики — антенки. Длина тела рабочих муравьев от <metricconverter productid=«1 мм» w:st=«on»>1 мм до <metricconverter productid=«30 мм» w:st=«on»>30 мм Муравьи питаются сладкими соками, которые выделяют растения или насекомые. Муравейник – дом муравьёв. Свои гнезда — «муравьиные кучи» — муравей строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме надземной части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. Муравьи – санитары леса!
Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и переносят семена растений. Оберегая, муравейник мы сохраняем наши леса! Муравьи — чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране!
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(универсальные учебные действия)
Дидактическое обеспечение
<place w:st=«on»>I.
Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать!
Так разрешите мне урок
с улыбки доброй к вам начать!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
И сегодня первый класс
На урок позвал всех Вас!
Готовность к уроку
Регулятивные:
самоорганизация и организация рабочего места
Личностные:
самоопределение

Коммуникативные:
— планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками

Учебник
РТ
Компьютер
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова
Иллюстрации (насекомые)
Разрезные карточки
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация.
· Педагогический приём на организацию рабочего места.
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

1.Работа над иллюстрацией.
— Кто изображён на картинке?
— Что такое семья?
— Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Семья – это группа родственников, живущих вместе»
В семье все заняты своим делом, у каждого есть свои обязанности. В семье все заботятся друг о друге, помогают, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого на душе хорошо и тепло.
Разгадайте ребус, какие два слова спрятались в этом слове? 7 Я (СЕМЬ-Я)
— В природе тоже существуют семьи. У растений есть семьи и у животных.
(на доске табличка «семья»)
2. Отгадывание загадки.
— Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите, отгадав загадку.
Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это? Знакомы вы?
Отвечайте дружно вслух
Это …(на доске табличка«насекомые»)

Ответы детей
— О семье!

Ответы детей
Разгадывание ребуса
(СЕМЬ-Я)
Отгадывание загадки
(насекомые)
Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества

Логические:
— анализ объектов с целью выделения признаков;
— актуализация
мыслительных операции, необходимых для решения задач урока

ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 1 — 2
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова

Таблица (семья)
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 3
Разрезные карточки
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
  • Педагогический приём на концентрацию внимания.
  • Педагогический приём на построение учебного взаимодействия между учениками и учителем.
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с насекомыми.
Тема урока: «Общественные насекомые»
— Как вы понимаете слово общественные, от какого слова образовано?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Общество — круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов»
В нашем случае речь идёт о насекомых. Наша задача на уроке … ?(формулируют дети)
Правильно я Вас поняла? Узнать каких насекомых называют общественными и почему?
(на доске табличка «Общественные»)
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать
(на доске ?
)
— А вы, ребята, готовы разгадать? Как только с поставленной задачей справимся, сможем упорядочить слова на доске: «семья», «насекомые», «Общественные»

Ответы детей
Постановка учебной задачи детьми.
Регулятивные:
— Целеполагание

Личностные:
самоопределение-мотивация учения
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные:
— умение слушать и понимать речь других.
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 4
Словарь
С.И. Ожегова
Разрезные карточки
Карточка ?
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
  • Педагогический приём на концентрацию внимания.

IV. Решение учебной задачи

1. Знакомство с жизнью пчёл
а) отгадывание загадки:
Что за домик, мне скажите,
В нем летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд?

(улей; пчела) – картинка на доске
б) рассказ об истоках слова «пчела», «улей»
Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – «бьчела». На Украине и сейчас пчелу называют «бджола». Первые звуки этого «бдж» напоминают жужжание пчелы. Поэтому и название пчеле дали по характерному для неё жужжанию при полёте. Вот послушайте!
(аудиозапись жужжание пчелы)
Рефлексия
— Как называется домик, который человек сделал для пчёл?
— Вход в улей называется «леток». Как вы думаете, почему?
— Потому что пчёлы через него влетают в улей.
в) сообщение о пчёлах (презентация обучающегося — опережающее задание)
Сковородина Ангелина побывала в библиотеке и приготовила для нас интересную информацию о пчёлах.
Пчела – великое чудо природы! Тело насекомого разделено на три части: голова, грудь и брюшко. Пчёлы — необыкновенные, умные и очень полезные насекомые.
Пчела работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несёт.
На благо общее, все силы, отдавая, Примером для других и служит и живёт!
Питаются пчёлы нектаром и пыльцой цветов. Чтобы достать нектар, пчела опускает внутрь хоботок и засасывает жидкость. Пчела может набрать столько жидкости, сколько весит сама.
Есть в саду пчелиный домик
— Ульем все его зовут.
— Кто живёт в нём? Сладкий гномик?
— Пчёлы, милый, в нём живут.
Там узорчатые соты,
В клетках — мёд, пчелиный труд…
Мёд — это природное лекарство, производимое пчёлами.
Мёд пчеловоды собирают летом. Это называется «качать мёд». Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до <metricconverter productid=«150 кг» w:st=«on»>150 кг мёда.

Муравьишки — Торопышки.
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке.
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться.
Муравей живёт трудом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!!!

— Что узнали о муравьях?
в) знакомство с жизнью семьи муравьёв (презентация учителя)
Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!

Одиночных муравьёв в природе нет. Возникновение муравьёв неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества) этих насекомых. Связь муравья с семьей столь велика, что муравей — одиночка неизбежно погибает.
В больших семьях муравьёв есть самки, самцы и рабочие муравьи. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. У рабочих муравьёв крыльев не бывает, они не способны к размножению. Рабочие муравьи выполняют различные функции. Они – «строители», «няньки», «охотники», «пастухи», «воины», «бойцы».

Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.

Муравейник не ломай.
От беды оберегай!

г)проверка восприятия
— Что нового узнали о муравьях?
— Чем полезны муравьи?
— Какие функции выполняют муравьи в семьях?

Отгадывание загадки
(улей; пчела)
Слушанье аудиозаписи
— Улей.
Ответы детей.
Презентация о пчёлах (Сковородина Ангелина)
Учатся выделять основную мысль.
Ответы детей. Рассказывают о своих наблюдениях из жизни пчёл.
Ответы детей.
Учатся выделять основную мысль текста.
Рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами.
Положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы
Учатся выделять основную мысль
Ответы детей
Отгадывание загадки
(муравейник; муравей)
Презентация о муравьях (Изотов Артём)
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о пользе муравьёв.
Ответы детей
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о бережном отношении к муравьям
Регулятивные:
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Личностные:
— понимание важности здорового образа жизни.
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные:
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Регулятивные:
— выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе


Иллюстрации
(улья; пчёл)
Компьютер
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Пчёлы»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Физминутка с пчёлками»
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 5 — 9
Интерактивная доска
Компьютер
Иллюстрации муравейника; муравья
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Муравьи»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 10 — 14
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ.
В зависимости от конкретных дидактических задач: изучение нового материала
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

Педагогический приём на развитие коммуникативных навыков (диалог)

Педагогический приём на информационные навыки (обработка информации, работа с медиатехникой).

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
V. Первичное закрепление

— О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.
1.Чтение стихотворенияС. Михалкова (наизусть)
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
б) проверка восприятия
Какие «профессии» муравьёв прозвучали в стихотворении?

Чтение стихотворенияС.Михалкова (наизусть)
Ответы детей
Регулятивные:
— контроль, оценка

Познавательные-общеучебные:
смысловое чтение,
— умение структурировать знания, логическое выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:
— оценка действий партнера,
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РТ (рабочая тетрадь)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный

Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение)

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой

1. Выполнение задания в рабочей тетради
(с.20, задание 14)
— У муравьёв еще много других занятий. Рассмотрите рисунки.
«строители» — 3 (строят муравейник)
«родители» — 4 (рождают потомство)
«охотники» — 1 (ходят на охоту)
«пастухи» — 6 (пасут тлей)
«няньки» — 5 (нянчат малышей)
«воины» — 2 (защищают муравейник)

2.Дидактическая игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» (стр. учебника 48)
v Летает, бегает,прыгает, плавает.
v Жужжит, стрекочет, пищит.
v Чёрное,зелёное, в полоску, в узорах.
v Кусается, жалит, безобидное.
v Незаметное, ярко окрашено.
v Общественное,необщественное.
— Кто это? (кузнечик)


Анализируют рисунки и соотносят с занятиями муравьёв
Узнают насекомое по признакам
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


РТ
Учебник
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия.

Педагогический приём на стимулирование проявления учениками инициативы и самостоятельности.

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VII. Включение знаний в систему

1. Коллективная работа (работа в группах)
1 ряд (2 группы) – Загадайте одноклассникам любое насекомое, загадав 3-4 признака.
При проверке: (ответы подчеркнуть на интерактивной доске цветным маркером)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (ПЧЕЛА)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (МУРАВЕЙ)
2 и 3 ряд: (проектная деятельность):
1 этап: Погружение в проект.

У вас на столах лежит лист ватмана с изображением насекомого и его домика.
Сегодня мы будем создавать проекты «БАНК ЗНАНИЙ»
Второй ряд — о муравьях, третий ряд – о пчёлах.
2 этап: Организация деятельности:
Для этого вы должны:

1) Название проекту дано.


2) Знания по теме проекта получены вами на уроке. Вспоминайте и выбирайте из карточек те, которые подходят к теме вашего проекта. Их вы можете взять у себя на парте, но будьте внимательны, среди карточек есть лишние.


3) Оформить проект.


4) Составить небольшой рассказ по теме проекта.


5) Выбрать ученика, который будет защищать проект.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является проекты, созданные детьми.
— Мы начинаем защиту наших проектов.
Учитель вызывает по докладчику от каждой группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Группа может дополнить рассказ выступающих детей.
Работа в группах
Определяют признаки насекомого
Составляют подобное задание для одноклассников
Работа над проектами
Погружение в проект
Организация деятельности
Самостоятельная работа
Защита проектов
Дополнение выступающих детьми группы
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— слушать и понимать речь других.
Познавательные:
— участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока.
Личностные:
— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— оказание необходимой взаимопомощи.


Музыкальное сопровождение
Учебник
Интерактивная доска
Разрезные карточки
Иллюстрации
пчелы; муравья
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, проектная деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный

Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение).

Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
VIII. Контроль и оценка (рефлексия)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать


(на доске ?
)
— Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
(ответы детей)
— Кто упорядочит карточки на доске и ответит: «Кто такие общественные насекомые?»
Общественные насекомые семья
(Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности.)
— Продолжите предложение, выбрав начало словами:
На уроке:
Я узнал…

Я удивился…

Я запомнил…

Повторение учебной задачи детьми
Выводы детей
Рефлексия
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:
— самостоятельное выделение познавательной цели
Личностные:
— смыслообразование;
— проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности


Карточка ?
Разрезные карточки
Карточки для рефлексии

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.

Педагогический приём на обобщение информации.
IX. Итог урока

— Ребята! Спасибо за урок!
Прекрасный день!
Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:
«Какой я молодец!»

Регулятивные:
— умение структурировать знания.
Личностные:
самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
· Педагогический приём на обобщение информации.


Пожаловаться 10 апреля 2012
Файлы
Технологическая карта урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Презентация семья,общественные насекомые.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru