В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Приобщение школьников к исторической и культурной памяти народа

Т. Б. Слепышева Т. Б. Слепышева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 2430    комментариев: 2
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".

Описание

«Есть много охотников на миру лудить историю, перекраивать, перешивать
сей пространный великаний кафтан под свои узкие плечи, покрывать мишурою и самоварной позолотою, выдавая фальшивый блеск за истинный, приспосабливать ее для сиюминутных, скоро ветшающих идей иль всячески мазать ее парадные ворота дегтем, чтобы навести позору и анафему на народ, что вообще-то свойственно людям безродным, беспамятным.
Но есть же, напротив, и ревнители истории, охранители ее, понимающие,
что свершенное – вне человеческой воли, что история – это национальное немеркнущее достояние, самое великое богатство, коему нет равной цены в сокровищах. Самое дорогое для нации – прошлая память, ее древо от настоящего к давно протекшему и еще далее в темь веков, в глуби которых таятся живые коренья; это самая драгая цепь, крепящая нас всех воедино и не позволяющая рассыпаться, аки праху, и кануть в небытие. Если жива история, то незримо жив всякий из нас в виде неопадаемого духовного листа. Народ, утративший историю, скоро теряет и свое родовое лицо.
Бремя памяти, эту многотрудную ношу несли на раменах своих скитники,
монастырские затворники-писцы, чернецы в схороне келий, утратившие при скудном пламени свечи зрение, но когда требовала нужда, прикрывавшие Отечество копьем и мечом, подставляя, не дрогнув монашью скуфейку под змеиную дамасскую саблю. Неоценимую добровольную услугу своему народу совершили давно сошедшие в землю мнихи (эти мужья знаний), преданные стражи памяти; и даже за те искры, за те крохотные мерклые уголья от прежде пылавшего костра, что остались после темных «веков мучений», благодарный наш поклон угаснувшим в безвестии летописцам, иначе как бы мы знали старинное предание об отичах и дедичах, как горевали они и побеждали. Это о них вечную память восплакал отец русской истории Карамзин: «Они страдали и своими бедствиями подготовили наше величие».
Войди же и ты на правах ревнителя и охранителя истории Отечества в давно истекшее время, «как вернулся бы странник в давно покинутый отчий дом, чтобы посмотреть, не случилось ли чего в твое отсутствие, не утратилось ли, осталось ли то, с чего можно продолжить жизнь».
Владимир Личутин (писатель)
Основные раскрываемые понятия:
история России, родная старина, род, родословная, история семьи.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О России написано и сказано много, но всякий раз обнаруживаются в нашей исто-
рии и современности, культуре и языке пока не разгаданные тайны. Приобщение школьников к истокам историческим поможет, если и не разгадать до конца, то хотя бы приблизиться к разгадке тайн своей страны и своего народа. Ведь у всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество. Не найдя ответы на эти вопросы невозможно до конца ощутить свою кровную связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с самим собой.
Будем помнить:«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, по-
груженное в контекст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий, она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь» (Е. А. Князев).
При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошло-
му своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Посмотрим для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого.
У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем
именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.
И не найдя ответы на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную
связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с ним самим? Возможно ли, обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы…
-Откуда есть, пошла Родина наша?
-Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
Вот вопросы, на которые нам вместе с юным поколением необходимо как можно
быстрее найти правдивые ответы. И пусть в этом поможет всем нам путешествие в историю. Это путешествие необходимо начать с того, что особенно близко и дорого юному сердцу – с истории своей семьи. А для этого необходимо вернуться к традиции, которая существовала в нашем народе испокон веков – традиции изучения родословной, истории своей семьи.

Следующие этапы работы – это изучение истории своей Малой Родины, родного
края и в целом своего Отечества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Сохранение исторической Памяти народа в школьных музеях:

— Пополнение музейных архивов и экспозиций;
— Открытие архивных тайн;
— открытие музеев: «Родная старина», «Веков связующая нить» (истории семей педагогов школы и воспитанников), истории Малой Родины, родного края;
— оформление «Исторического календаря».
2. Разработка системы уроков, использующих материалы музеев;
3. Открытие исторических и военно-исторических клубов;
4. Проведение смотров-конкурсов, фестивалей, праздников исторических и военно-исторических клубов;
5. Проведение исторических праздников и ассамблей;

6. Разработка и реализация целевых системных проектов:

— «Мы прошли столетия с Россией»;
-«К истокам старины глубокой».
— «К истокам нашей цивилизации».
7. Игровые проекты:
— «Экзамен Петра Великого»;
— Историческое путешествие «От Руси до России»;
8. Исторические познавательные игры:
— «В зеркале истории семьи»,
— «В зеркале истории малой Родины»,
— «В зеркале истории родного края», «В зеркале истории России»;
— «У Очага наших предков»;
— «Была война народная, священная война»;
— и др.

9. Исследование: «Как жили люди на Руси, о том историю спроси».
10. Исторические: ассамблеи; клубы; игровые программы; карнавалы; парады; балы.

7. Разработка и проведение исторических игр на местности (реконструкция со
бытий, сражений, олицетворяющих героизм и мужество соотечественников).
8. По страницам исторических книг «Откуда ты, Русь?».
9. Встреча поколений «О, Россия, с нелегкою судьбой моя страна!».
10. Конкурсы знатоков истории России.
Осмысление возможных путей развития России «Россия в новом веке»

Сегодняшний кризис, как мира, так и нашей страны преходящ. Но выбраться из не-
го невозможно без четкого понимания всеми и вся ориентиров хотя бы ближайшего будущего. Поэтому надо энергично выходить из ситуации безосновности и смятения умов. Иначе нам предстоит столкнуться с опасностью выпадения из числа цивилизованных стран. В наших силах избежать этого. И в огромном деянии, которое предстоит осуществить россиянам в интересах нашего Отечества должна быть частичка души, ума и деятельности юных. Формы участия воспитанников ОУ в данном деянии могут быть разными:

— Перекресток Мнений «Россия в Зеркале Мнений старшего и юного поколений»;
«Величие России зависит и от нас»;
— «Круглый стол». Тема: «Россия в поисках пути» совместно с философами, поли-
тологами, идеологами, теоретиками и т.д.;
— Конкурс проектов«Как обустроить Родину свою по имени Россия?».
— Конкурс и защита творческих проектов «Россия: путь возрождения и разви-
тия»:
-государственная цель России;
-общенациональная идея;
-государственная идеология в системе духовного наследия страны, общезначимого
идеала, глубинного ориентира, общечеловеческих ценностей;
-принципиальные вопросы бытия граждан России;
-модель развития России (экономика, промышленный и сельскохозяйственный
комплексы, культура, образование, здравоохранение и т.д.);
— Форум юных патриотов России«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрас-
ные порывы».
Участие в социально-значимой деятельности на благо
Малой Родины как части Отечества:
Разработка и реализация социально значимых системных проектов «Юное поколение — Родине своей по имени Россия»:
-проекты экологические, природоохранительные;
-проекты миротворческие;
-движение Милосердия;
-движение «За возрождение исторических памятников и памятников культуры Малой Родины (Отечества)»;
Ключевое дело: Гражданский форум «Будущее России – в наших руках».
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ

В. Васнецов: «Только больной или плохой человек не ценит своего детства и юно-
сти… плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность
от дикости».
Д.С. Лихачев:
-«Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет
народ».

С. А. Шмаков: «Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть. Мы не имеем права растить детей в духовной пустыни. Я хочу, уважаемые детоводители, чтобы вы знали: мы единственная страна в истории человечества, официально отменившая духовое начало. И это есть «святая Русь»? И дело здесь не только в христианской религии. Проблемы религии вообще требуют такта, мудрости, осторожности. Не следует религию делать модой. Мы хотим лишь признания духовного начала, возрождения национального духа в сознании детей. Только духовный порыв способен спасти национальные ценности. Я побуждаю не к национализму, а к национальному. Сегодня все начинают осознавать, что история иногда делает неуклюжие попытки зачеркнуть свою память. Не случайно же живая история была забываема в учебниках и официозных речах. Однако общество в своем поступательном движении все время оглядывается на прошлое, вскрывает все то, что было зачеркнуто или забыто. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять себя, найти, вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Это возродившееся стремление необходимо разумно подпитать».
В. Е. Давидович: «Нашей родной стране, пожалуй, ничто не «уготовано». С мыс-
лью о предначертанном мессианстве и в православном, и марксистском, и в иных вариантах (как ни жаль) придется расстаться. Но предпосылки для взлета, подлинного возрождения, обретения действительного величия в мировой семье, у нас есть. Все есть: ресурсы, территория, люди с их интеллектом, горький, но поучительный опыт прошлых поражений, но и былых побед. Есть все. И сейчас пора остановить скольжение вниз. Пора взяться за ум, напрячь волю, собраться воедино, покончить с раздорами. Может быть, она и есть «мета-история», та, о которой писали теологи, Даниил Андреев. Но живем-то мы в этой реальной истории. Будем исходить из нее, из реалий «этой истории».
СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ:
-«Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Попро-
буйте вместе с ребятами вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, расположенные на земле, где стоит ваша школа, где расположен лагерь, на земле, по которой пойдете с походами. Не поленитесь добыть краску, известку, чтобы привести их в порядок. Не поленитесь рассказать ребятам о законе охраны памятников старины и страны. А если сможете, свозите своих питомцев в святые места памяти, совершите «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома. Вспомните то, что забывать нельзя. К примеру, почему так называется деревня, село, городок? Откуда пришли названия улиц? Какие легенды лежат в основе подворных фамилий? Откуда пошел род семьи? Можно сделать выставку старинных фотографий из семейных альбомов. Можно и нужно провести встречи со старожилами и «кругосветки», экскурсии, небольшие походы по родному краю» (С. А. Шмаков).
Как известно, Память об истории Отечества, Малой Родины, о трудовых и ратных
подвигах россиян хранится в городских, областных, районных, школьных музеях. Эта Память не только дань прошлому. Она неотделима от острейших проблем современности, имеет для каждого взрослого и юного человека непреходящее значение. Эта Память избавляет нас от комплекса национальной неполноценности, показывая величие нашего народа, значение его побед над врагами для всех стран и народов мира. Эта Память призывает всех нас уметь держать ответ за прошлое, настоящее и будущее Родины. Вот почему так важно не только накануне праздников, но и как можно чаще бывать в этих музеях, пополнять их архивы и экспозиции, учиться беречь и хранить Память, без которой мы все становимся Иванами, не помнящими своего родства, людьми без роду и племени.

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю русской цивилизации, ее отличие от цивилизации западной;
-историю своего народа и его нравы;
-историю вооруженных сил России;
-историю столицы России;
-историю религий народов исконно проживающих на территории России, их куль-
турологические основы и синодик святых имен;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
-внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
-проблемы страны;
-перспективы развития страны в различных областях (политика, экономика, куль-
тура, образование, медицина и др.);
-свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массо-
вого;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-вношу свой вклад в сохранение исторической и культурной памяти моей страны,

родного великого и могучего языка моего народа.
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных сим-
волов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замеча-
тельных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-овладеваю культурой своего народа, участвуя в работе творческих коллективов,
занимающихся возрождением и сохранением культуры народа;
-участвую в возрождении игрового опыта народа, учусь и учу малышей и своих
сверстников играть в народные игры;
-участвую в возрождении народных видов спорта;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-участвую в экспедициях «К истокам старины глубокой» и в создании краеведчес-
ких и этнографических музеев;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

1.
Гумилев Л.И. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений / Под ред. акад. А.М. Панченко. – М.: Дрофа;: Дрофа; Наталис, 1996.
2.
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1981.
3.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. — СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
4.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Т. 11.СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
5.
Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. /Сост., вступ. Ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Правда, 1990.
6.
Лесной С. Откуда ты, Русь? — Ростов н/Д: «Донское слово», «Квадрат», 1995.
1.
Ляхов П.Р. Великие полководцы. М., 2002.
2.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга первая. От смуты Новгородской до Смутного времени / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
3.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга вторая. От русского царства до Российской империи. / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
4.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга третья. Золотой век Российской империи / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
5.
Печень Н.А. История и традиции офицерского корпуса Отечества. – М., 1996.
6.
Печень Н.А. Символы воинской славы / Н.А. Печень. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004.
7.
Соловьев С. М. Об истории древней России /Сост., авт. Предисл. И примеч. А. И. Самсонов. – М.: Просвещение, 1992.
8.
Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории / Н.А. Шефов. – М.: Вече. 2008.
9.
Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / Сост. В.В. Алексеев, В.А. Степанов. – Д.: Сталкер, 1996.
10. История русской армии. – М.: Эксмо, 2011. – (Российская императорская библиотека).
11. История и традиции Российской армии // Под ред. М. Бурлакова.; ЗГВ, 1993.
12. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1996.
13. На службе Отчеству: Об истории российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под редакцией В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. – М., 1999.
14. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей /Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. – М., 1990.
15. Великая Отечественная война 1941 – 1945. Энциклопедия. – М., 1985.
16. Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников. М., — 2001.
17. Памяти павших. Великая Отечественная война (1941 – 1945) /Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой отечественной войны. – М., 1995.
18. Совершившие невозможное: Военно-исторический сборник. М., 2000.
19. Солдаты ХХ века. Вып. I. – М., 2000.
20. Сто военных парадов. – М., 1974.

Сайтadjudant.ru

Сайт «Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина Респ. Мордовия

Пожаловаться 09 апреля 2012
Файлы
1 - историч. память.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
2- история семьи.doc
Войдите для скачивания файлов
Пояснительная записка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов















ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

К ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ НАРОДА



ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Плахова Татьяна Владимировна


Государственное автономное образовательное учреждение дополни

тельного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов СИПКРО


Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.


Название разработки: «Приобщение школьников к исторической и

культурной памяти народа» (Программно-методические рекомендации)


В основу методического пособия положены материалы, разработанные

автором и педагогами-практиками в процессе поиска эффективных форм, которые логично ложатся в основу развивающихся систем патриотического воспитания в пилотных площадках кафедры педагогики и психологии СИПКРО (научный руководитель Т. В. Плахова). К числу этих форм мы относим и формы, которые позволят поднять уровень знаний современных детей и подростков об истории Отечества до высокого. Содержание пособия позволит учителям истории, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, самим воспитанникам и их родителям интересно и содержательно реализовывать идею приобщения к исторической и культурной памяти своей семьи, малой Родины, Отечества.

Содержание и логика представленных материалов позволяют исполь-

зовать их в каждом коллективе с учетом возраста воспитанников и проблем их развития.


Дополнительные материалы, представленные в методическом пособии:


  1. Исторические познавательные игры «В Зеркале истории России».

  2. Проект «У Древа национального самосознания русского народа».

  3. Педагогический проект «Салют, Победа!».

  4. Проект «Эхо Великой войны в сердце моей семьи.

  5. Проект для ветеранов «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах».

  6. Урок-дебаты и др.








+приобщение школьников к исторической и культурной памяти народа.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    13 апреля 201221:06
    Сергей Колодин

    Оформление разработки не соответствует критериям Конкурса.

  • Татьяна Остапцова
    14 июня 201216:43
    Татьяна Остапцова

    Спасибо за самую актуальную тему и "мудрые мысли" деятелей искусства и культуры! Взяла в копилку. Уверенна - буду постоянно к ним обращаться! С благодарностью, Татьяна Николаевна.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru