В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

У древа национального самосознания

У древа национального самосознания

Татьяна Плахова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 4522
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".
Описание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Один из великих русских мыслителей Иван Александрович Ильин говорил: «По-
кажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве». Вот почему так необходимо помочь сегодняшним детям, подросткам, юношеству повысить свое национальное самосознание, осознать свою принадлежность к своему народу, своей нации. Это продиктовано тем, что вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образцы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности. В сознание юных внедряется в основном так называемая массовая культура. Итог? У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации, комплекс национальной неполноценности у многих ее представителей.
Нам никогда не удастся возродить Россию без формирования в юном поколении
чувства национального достоинства. А для этого необходимо сделать все, чтобы помочь юным познать себя через познание своего народа. История дает нам такую возможность. Ведь и она сама – это не просто справочник или сборник, в котором описаны те или иные исторические события, но и интереснейший процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. И здесь мы должны повести разговор о приобщении юного поколения россиян к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности, немыслимо осознание принадлежности к своему народу. Страшно подумать, оценивая сегодняшнюю ситуацию, что может прийти такое время, когда трудно будет определить, к какой нации на самом деле будут относиться наши дети и внуки. Надежду дает только то, что мы, как всегда, почему-то лишь в трудные времена способны очнуться, забеспокоиться, задуматься о своей судьбе и судьбе своего Отечества, судьбе будущих поколений. А, задумавшись, забеспокоившись, начинаем действовать, пытаясь ответить на встающие перед нами вопросы:
-Кто мы такие? Где наши корни?
-Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное своеобразие моего народа?
-Каков склад нашей души, каков наш национальный характер?
-Что такое хорошо, а что такое плохо в представлении нашего народа?
Ответив на эти вопросы, мы должны хорошо понять, говоря словами поэта, что
«мы не лучше и не хуже других, мы – иные». У нас своя система идеалов и ценностей, которые нисколько не расходятся с общечеловеческими идеалами и ценностями. Эту систему нам необходимо познать и освоить, научиться жить согласно ее законам и заветам. А для этого нам – и взрослым и детям — необходимо припасть к чистому Источнику Духовных начал наших соотечественников, их вечным и нетленным идеалам и ценностям. Именно эти начала, эти идеалы, и эти ценности помогут нам обрести свое лицо, до конца осознать свою принадлежность к своему народу, избавиться от комплекса национальной неполноценности.
Вспомним: наш народ всегда стремился к высокой культуре, красоте и гармонии;
к таким идеалам и ценностям, как:правда, истина, справедливость, свобода, цельное познание. Наш народ всегда проповедовал: культ Добра, культ предков, культ семьи, -культ добросовестного труда.
Вспомним также: русским философом Розановым было доказано, что стремление
к таким идеалам как добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость изначально заложены в человеке при рождении, а стало быть, являются природными и естественными идеалами.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности и памяти.
Цель:
возрождение национального духа в сознании российских детей; избавление от комплекса национальной неполноценности.

Задачи:
— развивать чувство принадлежности к своему народу, пробуждать интерес к его истории, культуре, традициям и обычаям, к иерархии духовных ценностей;

-формировать чувство национальной гордости, уважение к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, моральные нормы и ценности других народов, умение жить с представителями других этносов в мире и согласии;
-формировать чувств уважения к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, нормы и ценности других народов, обучение умению жить с представителями других этносов в мире и согласии

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Общение (просвещение)

В Круге общения
Возможные темы для общения (просвещения):
— Энциклопедия Мудрости моего народа;
— Духовно-нравственные ценности моего народа.
-«Глубинные черты нашего национального самосознания»;
-«Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
-«Духовная сокровищница народа»;
-«Уроки народной мудрости»;
-«Народный этикет».
-«Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже других, мы – иные»);
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
— «Кодекс Чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве»;
-«Народный этикет».
Перекресток Мнений. Возможные темы:
-«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (!), (?), (…).
-«Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в понимании предков и нашем понимании».
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
Вечера Вместе с представителями старших поколений
-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже
других, мы – иные»);
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
Деятельность:
— Изучаем и используемкалендарно–обрядовый цикл русского и др. народов, живущих в России с целью осознания назначения человека в жизни, в труде, в природе, утверждения национального самосознания;
— Изучаемнациональные игры, традиции, знакомимся с прикладным искусством, национальным эпосом, национальной историей как органической части человеческого опыта.

— Открываемв школе, внешкольных учреждениях, по месту жительства экспозиции, выставки, раскрывающие историю, традиции и культуру русского народа и других народов, проживающих на территории России.

— Проводим экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
— Проводим в школах, внешкольных учреждениях тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная семья».
— Осуществляем социально-значимая деятельностьв рамках целевого системного проекта «Идем дорогами Мира, Дружбы и Добра»;
— Выращиваем Сад Человеческийиз Древ национального самосознания народов и народностей живущих в России.
— Проводим:
— Перекрестки Мнений: «Какой человек нужен моей Родине в ХХ1-ом веке;
— Вечер Дружбы народов, живущих в России «Вместе – дружная семья»;
— конкурс «Россия – Отчий дом для моего народа», в рамках которого будут определены, реализованы и рассмотрены научно-исследовательские работы субъектов воспитания, предлагающих в том числе и решение злободневных проблем и вопросов, связанных с жизнью, трудовой деятельностью, содружеством и сотрудничеством народов России, стран СНГ, других стран мира;
— дни гостеприимства народов России «Приглашаем в гости к нам», или «Все флаги в гости будут к нам»;
— добротворческие и миротворческие акций;
— конференции и вечера актуальных проблем юных представителей русского и др. народов живущих в России;
— гражданские форумы «Сделаем нашу Россию страной Мира, Добра и Разума»;
— фестивали культуры народов России, славянских народов, народов Мира;
— спортивные соревнования, спартакиады народных игр;
— народные праздники;
— выставки с экспозициями «У Древа национального самосознания моего народа».

Приложение
ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«К ИСТОКАМ НАШЕГО САМОСОЗНАНИЯ»

Главные идеи проекта:
-Пройти путь к национальным духовным началам россиян, их вечным и нетленным идеалам и ценностям, острее пережить привлекательность природы каждого коренного народа, живущего в России;
-Помочь самим себе избавиться от комплекса неполноценности, которым прежде никогда не страдали россияне, т.е. стать истинными россиянами, не оторванными от своих корней, деятельными гражданами своего Отечества.
Воспитательные цели проекта:
-формирование чувства принадлежности к своему народу, пробуждение интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и ценностям многонаци-онального народа России.
Содержание проекта
Содержание проекта строится на основе ряда направлений, затрагивающих исто-
рию, культуру, духовно-нравственные ценности народов и народностей, к которым мы принадлежим.
Аналитический блок проекта «Сами себе аналитики»
1. «Кто мы, какие мы?» (размышления о наших достоинствах и наших пороках).
2. Наши раздумья и размышления о том, почему мы такие?
3. Что мы знаем о характере, душе, психологии своего народа и других народов, исконно проживающих на территории России?
4. Гордимся ли мы своей национальностью?
Исторический блок проекта «В зеркале истории моего народа»


Задание:
1. Изучить историю своего народа, его место в истории России.
2. По собранным историческим материалам создать:
— видеофильмы «Мой народ в истории моего Отечества» (ср. кл.);
— виртуальный музей истории моего народа (ст. классы).
К истокам самосознания народов России

«Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные»
«У Очага наших предков»:
-«Золото, золото сердце народное»;
-«Праведный сердцем русский народ»;
-«Душа у народа – чистая, ясная»;
-«Дух наш высокий»;
-Наше Благодарение предкам
-Наше покаяние перед нашими предками;
-Просим прощения у наших предков;
-Принимаем завещание предков «Любить, беречь и строить Родину свою».

Наш народ в «Зеркале Мнений» мыслителей, философов, знаменитых соотечест-
венников, иностранцев и нас самих.
Рисуем портрет своего народа:
— Характер народа, его жизнь и нравы;
— Нравственный кодекс чести моего народа.
Изучаем Жизнь замечательных людей своего народа:
— Серия ЖЗЛ (чтение книг, просмотр фильмов);
— Создание своих серий ЖЗЛ;
— Создание энциклопедий и фильмов о жизни и деяниях соотечественников – людей разных поколений и национальностей;
— проведение вечеров-портретов, встреч у Огня Духовного родства поколений «Достойные сыны и дочери моего народа».

Принимаем в наследство Духовную сокровищницу своего народа:
— Идеалы, ценности моего народа;
— Религия моего народа;
— Уроки народной мудрости;
— Кодекс Чести моего народа;
— Правила, которые не устарели.
— Встреча старшего поколения с поколением юным «Оставляем вам в наследство».
Учимся жить в мире, дружбе и согласии «Вместе – дружная семья»:
— Наши исследования: «Национальные корни в семье», «Национальный состав педагогов и воспитанников школы»;
— Диалог культур;
— Декада культуры русского народа;
— Декада культуры народов России;
— Фестиваль народов России;
— Фестиваль славянских народов.
Начинаем трудиться в творческих объединений «На крыльях Вдохновения»:
— Воспеваем Прекрасный облик моего народа в одах, стихах и песнях, рисунках и фото-графиях, видеофильмах;
— осваиваем и возрождаем ремесла своего народа;
— осваиваем и возрождаем песенную культуру народа;
— осваиваем и возрождаем танцевальную культуру народа.

Изучаем и осваиваем здоровьесберегающие и здоровьеформирующие традиции народа:
— народная медицина;
— народные подвижные игры;
— народные виды спорта.

Изучаем, осваиваем и присваиваем этикетную культуру народов России:
— Не дорого ничто – дорого вежество;
— Мир вашему дому;
— Молодец в кафтане, девка – в сарафане.
— В гости ходить – надо и к себе пригласить;
— Наказ о пьянстве и о хмельном питье;
-Невежество – ночь ума;
— Слово – крылато;
— Аль забыли, как в старину любили?
— Жениться – не лапоть надеть;
— Не дорог подарок, дорога любовь;
— Не видав горя, не узнаешь и радости;
— Человек милостив;
— Будьте счастливы!

Думается, что участие в проекте поможет и детям, и взрослым обрести свое лицо,
до конца осознать себя сыновьями и дочерьми своего народа, своей страны, перестать быть Иванами родства не помнящими, избавиться от комплекса национальной неполно-ценности.
ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
«Так вернемся же к нашим корням, к богатству народного духа, к его правде и обретем себя в них. Идея наша – в нашем великом духовном прошлом, понятым как ценность настоящего. Этим и будем живы, этим и обретем себя и свою веру». (Евгений Рачин)
Пробуждение национального самосознания, как правило, связано с оживлением
интереса к отечественной культуре. Ведь в ней сохранилось знание об особенных чертах русского национального характера, о тех нравственных идеалах и ценностях жизни, в контексте которых только и может строиться достойная жизнь достойного человека, имеющего четкие представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности, чести и достоинстве, правде и справедливости.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограниче-
ний и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).
Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства
зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?
В былые, не столь уж отдаленные от нас времена то, о чем сейчас приходится на-
поминать, являлось естественным, а во многих случаях и обязательным для русского человека. Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т.д.
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к
национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.
Воспитательные цели:
-приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной
культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;
-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины,
воплотившейся в культуре народа;
-привитие молодому поколению нравственного иммунитета против влияния низко-
пробной культуры, захлестнувшей нашу страну;
-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий
время с использованием традиций народной культуры.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Общение (просвещение)
Просвещение педагогов и родителей

Встречи в педагогической гостиной с носителями традиционной культуры:
— «История и философия становления, развития народной культуры, ее функции в
духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».
— «Многообразие и богатство мира традиционной национальной культуры, ее воз-
можности для развития гуманной, образованной, жизнелюбивой, творческой, толерантной, инициативной, успешной личности.
— «Взаимосвязь национальной истории и народного творчества. Традиции народно
го творчества, его основы».
— «Фольклор как своеобразная школа передачи новым поколениям духовного и со
циального опыта народа, школа освоения жизненного опыта, традиций, обычаев народа».
— «Фольклор и народная педагогика (передача молодым поколениям сложившихся
в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире)».
— «Отражение в народном творчестве нравственного здоровья народа».
— «Педагогическая направленность народной сказки. Сказка как источник духов-
ности, нравственности и культуры.
«Народная игра как мощное средство воспитания, как «свободная деятельность ре-
бенка» (К.Д. Ушинский).
«Значение игры в осознании жизни и ее смысла, постижении законов природы,
обогащении духовного мира ребенка. Руководящая роль воспитателя в приобщении детей и подростков к миру народных игр, забав и развлечений».
— «Народная игрушка как выразитель народных представлений о добре и зле, как
самобытная область народной культуры и равноправных видов народного искусства».
-«Антиигрушки в жизни современных детей, их негативное влияние на развитие и
здоровья детей и подростков».
— «Народные изречения как национальное достояние, духовный опыт наших пред
ков. Живое слово народа как эффективное средство развития речевой и коммуникатив-
ной культуры современных школьников».
— «Народное искусство как неотъемлемая часть национальной культуры. Народные
промыслы. История развития. Основные направления народного искусства».
— «Традиционный костюм как своеобразное явление народной культуры: история,
многообразие вариантов».
Мастер-классы носителей традиционной культуры:

— «Приглашаем в мир фольклорных жанров».
— «Этнография детства. Художественно-эстетические формы «фольклорного обще-
ния». Педагогическая направленность песен, игр, сказок – мира, в котором живет и формируется ребенок».
— «Народные песни. Бытовые, календарные, хороводные, игровые, плясовые песни,
лирические. Частушки.
— «Роль народной игры в развитии ребенка: развитие ума, мышления, фантазии, па
мяти, коммуникативных навыков, поддержание и укрепление здоровья, постижение законов товарищества, дружбы, добра и красоты человеческих взаимоотношений, помощь в познании окружающего мира».
— «В мире забытых игр, забав и развлечений»..
-«Игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».
— «Уроки народной сказки».
— «Нравственные аспекты народных праздников, обрядов, обрядовых традиций.
Приобщение воспитанников к праздничному и обрядовому миру народа».
— Встречи с народными мастерами «Приглашаем в город Мастеров».
— «Использование народных мотивов в современной одежде россиян».
— «Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
К истокам самосознания - 1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Пед. проектУ Древа - 4.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Старт проекта (2).doc
HTML Войдите для скачивания файлов


ОТКРЫТИЕ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА

«ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА В СОЗНАНИИ РУССКИХ ДЕТЕЙ»


Приветствие гостей у крыльца школы:


Встречая гостей, ребята обращаются к ним со словами приветствия, провожают в кабинет, где предусмотрен общий сбор участников семинара


-Дорогие гости!

Как говорится –

Милости просим

В нашу светлицу.


-Не нужно платы.

Всем, чем богаты,

Тем и рады!



Приветствие гостей на открытии семинара:


-Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.


-От души признаться рады,

Что давно вас в гости ждем.

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом.


-Уж как мы-то, друзья, люди русские,

Люди русские, да хлебосольные


-В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас!


(Фонограмма. Ребята в русских костюмах выносят каравай, обходя гостей, предлагают им отведать хлеба-соли)



Директор школы: Добрый день, дорогие гости, коллеги, воспитанники, уважае-

мые родители! Мы рады видеть вас в стенах нашего школьного дома. Мы готовы поделиться с вами опытом нашей жизни, нашими идеями и задумками. Как говорится, чем богаты, тому рады. Добро пожаловать!



Учитель: Дорогие друзья! Один из великих русских мыслителей Иван Александ-

рович Ильин говорил: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын».



Учитель (обращается к детям): «Знаете ли вы, какой вы нации сыновья и дочери?»



Дети:

-Я русский мальчик!

-Я русская девочка!



Учитель: А можете вы это доказать?



Дети:

-Можем!



Учитель: Докажите! К примеру, ответьте на вопрос: «Чем русский народ отличается от других народов?»

Дети:

-Своей духовностью

-Добротой

-Трудолюбием

-Храбростью и мужеством

-Миролюбием

-Гостеприимством!

-Об этом даже поэты пишут:



-Русского сердца глубокие недра

Столько спокойной таят доброты.



-Нет благородней, храбрее народа.

Кто еще в стольких боях побеждал!?



-А я песни не знаю сердечнее русской,

Ею душа моя окрылена…



(Можно спеть какую-либо русскую песню или увлечь других ребят и взрослых в хоровод, исполняя песню «Во поле береза стояла»)



Учитель: Благоговейно, с любовью глубокой

Ныне приветствуем дух твой высокий,

Праведный сердцем великий народ!



(На линейке появляются персонажи «Сказки про Ивана не помнящего своего родства»: Иван и бабушка Ведунья)



Бабушка Ведунья: Кажется, Иван, мы попали к людям, которые тебя уму-разуму научат, помогут тебе память вернуть!

Добрый день, люди добрые!

Долгий путь мы с Иваном прошли, прежде чем речь русскую да песню сердечную тихую нежную услышали. Привела я к вам Ивана, родство свое забывшего. Сердце Ванюши кто-то своими рассказами да товарами иноземными от родного дома отворотил. Забыл он и мать, и отца, и всю свою родню.



Иван: «А что они меня уму-разуму учат как будто я неразумный какой?! И что они кроме лаптей, каши, щей да скотины знают? И мать мне не мать – зачем меня на такой земле родила? И отец мне не отец, и сестры с братьями не родня, а уж о сватах, невестках да тетках и слышать не хочу! Знать их не знаю, ведать не ведаю, кто такие. И в Бога вашего верить не хочу: на чужой стороне Бог другой лучше!».



Бабушка Ведунья: Слышали, люди добрые?! Молодец наш душой болен. Из птицы белой она змеей подколодной, завистливой обернулась. От Бога своего отвернулся, от земли родной, от матери-отца отрекся. Можно в странах чужих побывать, подивиться, полюбоваться, друзьями обзавестись, но на чужбине сердце оставлять не след, о доме да стороне родной помнить надобно. Ведь у них, как и у нас, свое плохое и хорошее рядом живут. Запомни и ты, Иван, и вы, люди добрые: тот, кто богов своих предал, о матери с отцом забыл, счастлив не будет. Нет такому человеку поддержки. Вот и тебе, Ванюша, поддержки нет! Во многих странах ты побывал, а что узнал, задумался ли о чем, на вопросы, что в грамотке моей прописаны для тебя были, ответы нашел ли? Чтоб память вернуть, многое понять надобно.



Иван: Права ты, бабушка! Во многих краях чужеземных я побывал, а главное все же рассмотреть смог. Живут люди, друг за друга держатся, в беде помогают, отца с матерью, обычаи своей страны почитают. А плохое да хорошее в каждой стране рядом живут, как ты говорила. Смотрю я на тех людей, а сердце нет-нет, да и защемит: Где-то мои отец с матерью, да и были ли они у меня? Наверное, были, коль на свет появился. Где Родина моя? Дай мне, Господи, вспомнить!



Бабушка Ведунья: Речи твои, Иван, меня радуют. Знать, душа твоя выздоравливать начала. А чтобы ты быстрее свое родство вспомнил, привела я тебя в этот дом, где о родстве своем не забывают, историю и культуру своего народа изучают. Поживи в доме этом, да узнай как здешние люди корни свои в земле русской укрепляют. Ведь нет человеку счастья да удачи без памяти да благодарности к тем, кто корнями его рода да народа является. Нет такому человеку помощи.

(Обращается к детям и учителям)

Не ошиблась ли я, люди добрые, что Ивана к вам привела? Чтобы мне спокойно домой вернуться, расскажите, чем душу Иванову лечить будете, как от беспамятства его избавлять собираетесь?



Учитель: Не ошиблась ты, бабушка Ведунья! Ведь и мы, и наши ученики сами совсем недавно были такими же, как Иван: родство свое мало чтили и помнили. Да вовремя опомнились: вышли на путь познания своего народа, его истории, культуры. Давайте, ребята, вспомним, что мы сделали!?


Дети:


-Собирали материалы для музея «Родная сторонка».

-Возрождали народные праздники.

-Осваивали народные ремесла.

-Начали изучать Православную культуру.

-Взяли шефство над святым источником.


Учитель: Много нами сделано и мало! Вот и собрались мы сегодня не только себя

показать, да на других посмотреть, но и думу думать как, нам дальше жить-поживать надобно, чтобы до конца душа наша, как и Иванова, до конца выздоровела.


Дети:

-А что ты нам, Бабушка Ведунья, посоветуешь?                  

-Поскорее расскажи,

Как извлечь из тайников души,
Всё, что нам не ведомо досель?
Как достигнуть цели, подскажи!

Ведунья:


Спросить хотите вы,

Чем силён же русский человек?

И прост как ясный день ответ:

По совести живёт сыновней, с Божьей Вестью

И потому и выжил в грозный век.


Чтоб всё это понять,

Себя духовно нужно развивать.

Откроются вам новые секреты,

Все тайны, древние заветы.

Узнаете исток корней своих родов,

Освободится разум от оков,

И сила воли поднимет Дух ваш.


Проснитесь, внуки Божьи – Русичи!

Ведь Дух в Вас прежний:

Он добр и искренен,

В любви он нежный,

В трудах он - труженик прилежный,

В защитах – воин он отважный,

И в хороводах, песнях – распрекрасный!



Дети:



-Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!



-Он вынес нашествия полчищ Батыя,

Разбил до единого звенья оков,

Он создал Россию, он поднял Россию

До звезд до высоких, на гребни веков!

А. Прокофьев



Учителя:

- Дорогие друзья! Всегда помните: каждый народ, если разобраться, живет так же, как один человек – только намного дольше. У него тоже есть свои гены, своя память, свои болезни, свой характер, своя национальность. Правильно говорят: «Худо человеку без собственного характера, горе народу без национальности». Эта национальность более всего выражается и хранится традициями и обычаями. Народы тоже появляются и умирают. А чтобы дольше сохранить себя во времени, не нужно забывать о том, кто мы такие.


- Русский писатель Ф.М. Достоевский более столетия назад указывал: «Как же быть? Стать русским во-первых и прежде всего. …то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским – значит перестать презирать народ свой…».



- А русский философ Н. А. Бердяев оставил нам наказ: «Нельзя, невозможно и недолжно поставить себя вне России и русского народа, вне его единой судьбы. С русским народом и русской землей нужно до конца претерпеть все испытания и все страдания. Россия прежде всего там, где русская земля и русский народ. И само прикосновение к русской земле есть уже начало исцеления и обретения истоков жизни. Народ не хочет умирать и спасает себя жизнью». И эту жизнь своего народа, а значит и свою собственную, вы можете улучшать.


ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬУЖЕ СЕГОДНЯ?

Нынешнее больное время надо исцелять памятью о величии и чести русского наро-

да, к которому вы принадлежите. Славу у России отнять невозможно, пока мы живем. Как и отнять у него его культуру, его замечательные традиции, духовные ценности. И сегодня мы покажем нашим гостям как мы возрождаем и храним историческую и культурную память своего народа.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ТОГДА, КОГДА СТАНЕТЕ ВЗРОСЛЫМИ?


Всегда помните, чему учили вас ваши учителя. Передавайте историческую и куль-

турную память народа своим будущим детям и внукам. Помогите им увидеть все значительные символы памяти, святые места, расположенные на земле, где вы родились и живете, где стоит ваша школа. Вспоминайте почаще то, о чем забывать нельзя.


-И тогда вы поможете своему народу не только сохраниться, но и снова стать

великим и уважаемым народом среди других народов, населяющих общечеловеческий дом по имени Земля. А мы старшее поколение, поможем вам сделать это. Ведь без духовной связи поколений нельзя жить, нельзя творить.


Так пусть же сегодня зажжется символ этой нерасторжимой связи – Огонь

Духовного Родства. Этот огонь сегодня зажигают представители разных поколений:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(Зажигается символический огонь)


Дети, родители и учителя:


-Народ мой! Я рождён из твоих недр плотию и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках.


-Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон. Я силён его силою и эту силу я отдаю ему и за него. Я связан с ним в единое мы. Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути.


-Я сам творю так, как он – мой народ; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах.


-Я радостно приобщаюсь к его славе, и терзаюсь в дни его крушения и позора. Друзья моего народа — мои друзья. Его враги — мои враги. Ему принадлежит моя жизнь. Его язык есть мой язык.


-Я не избирал его, ибо это он сам родил меня из недр своих. Но, будучи рождён им, я избрал его и принял его в последнюю глубину моего сердца. И потому я верен ему; и верен именно ему — во всех положениях, трудностях и опасностях жизни.

(Ильин И. А.)


(Объявление программы дня. Вручение маршрутных листов. Подведение итогов в Педагогической гостиной)






Творческая презентация проекта (3).doc
HTML Войдите для скачивания файлов
+У Древа национального самосознания.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru