В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

У древа национального самосознания

Татьяна Плахова Татьяна Плахова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 3541
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".

Описание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Один из великих русских мыслителей Иван Александрович Ильин говорил: «По-
кажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве». Вот почему так необходимо помочь сегодняшним детям, подросткам, юношеству повысить свое национальное самосознание, осознать свою принадлежность к своему народу, своей нации. Это продиктовано тем, что вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образцы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности. В сознание юных внедряется в основном так называемая массовая культура. Итог? У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации, комплекс национальной неполноценности у многих ее представителей.
Нам никогда не удастся возродить Россию без формирования в юном поколении
чувства национального достоинства. А для этого необходимо сделать все, чтобы помочь юным познать себя через познание своего народа. История дает нам такую возможность. Ведь и она сама – это не просто справочник или сборник, в котором описаны те или иные исторические события, но и интереснейший процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. И здесь мы должны повести разговор о приобщении юного поколения россиян к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности, немыслимо осознание принадлежности к своему народу. Страшно подумать, оценивая сегодняшнюю ситуацию, что может прийти такое время, когда трудно будет определить, к какой нации на самом деле будут относиться наши дети и внуки. Надежду дает только то, что мы, как всегда, почему-то лишь в трудные времена способны очнуться, забеспокоиться, задуматься о своей судьбе и судьбе своего Отечества, судьбе будущих поколений. А, задумавшись, забеспокоившись, начинаем действовать, пытаясь ответить на встающие перед нами вопросы:
-Кто мы такие? Где наши корни?
-Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное своеобразие моего народа?
-Каков склад нашей души, каков наш национальный характер?
-Что такое хорошо, а что такое плохо в представлении нашего народа?
Ответив на эти вопросы, мы должны хорошо понять, говоря словами поэта, что
«мы не лучше и не хуже других, мы – иные». У нас своя система идеалов и ценностей, которые нисколько не расходятся с общечеловеческими идеалами и ценностями. Эту систему нам необходимо познать и освоить, научиться жить согласно ее законам и заветам. А для этого нам – и взрослым и детям — необходимо припасть к чистому Источнику Духовных начал наших соотечественников, их вечным и нетленным идеалам и ценностям. Именно эти начала, эти идеалы, и эти ценности помогут нам обрести свое лицо, до конца осознать свою принадлежность к своему народу, избавиться от комплекса национальной неполноценности.
Вспомним: наш народ всегда стремился к высокой культуре, красоте и гармонии;
к таким идеалам и ценностям, как:правда, истина, справедливость, свобода, цельное познание. Наш народ всегда проповедовал: культ Добра, культ предков, культ семьи, -культ добросовестного труда.
Вспомним также: русским философом Розановым было доказано, что стремление
к таким идеалам как добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость изначально заложены в человеке при рождении, а стало быть, являются природными и естественными идеалами.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности и памяти.
Цель:
возрождение национального духа в сознании российских детей; избавление от комплекса национальной неполноценности.

Задачи:
— развивать чувство принадлежности к своему народу, пробуждать интерес к его истории, культуре, традициям и обычаям, к иерархии духовных ценностей;

-формировать чувство национальной гордости, уважение к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, моральные нормы и ценности других народов, умение жить с представителями других этносов в мире и согласии;
-формировать чувств уважения к своеобразию представителей других национальностей, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи, нормы и ценности других народов, обучение умению жить с представителями других этносов в мире и согласии

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Общение (просвещение)

В Круге общения
Возможные темы для общения (просвещения):
— Энциклопедия Мудрости моего народа;
— Духовно-нравственные ценности моего народа.
-«Глубинные черты нашего национального самосознания»;
-«Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
-«Духовная сокровищница народа»;
-«Уроки народной мудрости»;
-«Народный этикет».
-«Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже других, мы – иные»);
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
-«Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
— «Кодекс Чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве»;
-«Народный этикет».
Перекресток Мнений. Возможные темы:
-«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (!), (?), (…).
-«Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в понимании предков и нашем понимании».
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
Вечера Вместе с представителями старших поколений
-«Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже
других, мы – иные»);
-«Портрет старших и юного поколения россиян: общее и особенное».
Деятельность:
— Изучаем и используемкалендарно–обрядовый цикл русского и др. народов, живущих в России с целью осознания назначения человека в жизни, в труде, в природе, утверждения национального самосознания;
— Изучаемнациональные игры, традиции, знакомимся с прикладным искусством, национальным эпосом, национальной историей как органической части человеческого опыта.

— Открываемв школе, внешкольных учреждениях, по месту жительства экспозиции, выставки, раскрывающие историю, традиции и культуру русского народа и других народов, проживающих на территории России.

— Проводим экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
— Проводим в школах, внешкольных учреждениях тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная семья».
— Осуществляем социально-значимая деятельностьв рамках целевого системного проекта «Идем дорогами Мира, Дружбы и Добра»;
— Выращиваем Сад Человеческийиз Древ национального самосознания народов и народностей живущих в России.
— Проводим:
— Перекрестки Мнений: «Какой человек нужен моей Родине в ХХ1-ом веке;
— Вечер Дружбы народов, живущих в России «Вместе – дружная семья»;
— конкурс «Россия – Отчий дом для моего народа», в рамках которого будут определены, реализованы и рассмотрены научно-исследовательские работы субъектов воспитания, предлагающих в том числе и решение злободневных проблем и вопросов, связанных с жизнью, трудовой деятельностью, содружеством и сотрудничеством народов России, стран СНГ, других стран мира;
— дни гостеприимства народов России «Приглашаем в гости к нам», или «Все флаги в гости будут к нам»;
— добротворческие и миротворческие акций;
— конференции и вечера актуальных проблем юных представителей русского и др. народов живущих в России;
— гражданские форумы «Сделаем нашу Россию страной Мира, Добра и Разума»;
— фестивали культуры народов России, славянских народов, народов Мира;
— спортивные соревнования, спартакиады народных игр;
— народные праздники;
— выставки с экспозициями «У Древа национального самосознания моего народа».

Приложение
ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«К ИСТОКАМ НАШЕГО САМОСОЗНАНИЯ»

Главные идеи проекта:
-Пройти путь к национальным духовным началам россиян, их вечным и нетленным идеалам и ценностям, острее пережить привлекательность природы каждого коренного народа, живущего в России;
-Помочь самим себе избавиться от комплекса неполноценности, которым прежде никогда не страдали россияне, т.е. стать истинными россиянами, не оторванными от своих корней, деятельными гражданами своего Отечества.
Воспитательные цели проекта:
-формирование чувства принадлежности к своему народу, пробуждение интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и ценностям многонаци-онального народа России.
Содержание проекта
Содержание проекта строится на основе ряда направлений, затрагивающих исто-
рию, культуру, духовно-нравственные ценности народов и народностей, к которым мы принадлежим.
Аналитический блок проекта «Сами себе аналитики»
1. «Кто мы, какие мы?» (размышления о наших достоинствах и наших пороках).
2. Наши раздумья и размышления о том, почему мы такие?
3. Что мы знаем о характере, душе, психологии своего народа и других народов, исконно проживающих на территории России?
4. Гордимся ли мы своей национальностью?
Исторический блок проекта «В зеркале истории моего народа»


Задание:
1. Изучить историю своего народа, его место в истории России.
2. По собранным историческим материалам создать:
— видеофильмы «Мой народ в истории моего Отечества» (ср. кл.);
— виртуальный музей истории моего народа (ст. классы).
К истокам самосознания народов России

«Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные»
«У Очага наших предков»:
-«Золото, золото сердце народное»;
-«Праведный сердцем русский народ»;
-«Душа у народа – чистая, ясная»;
-«Дух наш высокий»;
-Наше Благодарение предкам
-Наше покаяние перед нашими предками;
-Просим прощения у наших предков;
-Принимаем завещание предков «Любить, беречь и строить Родину свою».

Наш народ в «Зеркале Мнений» мыслителей, философов, знаменитых соотечест-
венников, иностранцев и нас самих.
Рисуем портрет своего народа:
— Характер народа, его жизнь и нравы;
— Нравственный кодекс чести моего народа.
Изучаем Жизнь замечательных людей своего народа:
— Серия ЖЗЛ (чтение книг, просмотр фильмов);
— Создание своих серий ЖЗЛ;
— Создание энциклопедий и фильмов о жизни и деяниях соотечественников – людей разных поколений и национальностей;
— проведение вечеров-портретов, встреч у Огня Духовного родства поколений «Достойные сыны и дочери моего народа».

Принимаем в наследство Духовную сокровищницу своего народа:
— Идеалы, ценности моего народа;
— Религия моего народа;
— Уроки народной мудрости;
— Кодекс Чести моего народа;
— Правила, которые не устарели.
— Встреча старшего поколения с поколением юным «Оставляем вам в наследство».
Учимся жить в мире, дружбе и согласии «Вместе – дружная семья»:
— Наши исследования: «Национальные корни в семье», «Национальный состав педагогов и воспитанников школы»;
— Диалог культур;
— Декада культуры русского народа;
— Декада культуры народов России;
— Фестиваль народов России;
— Фестиваль славянских народов.
Начинаем трудиться в творческих объединений «На крыльях Вдохновения»:
— Воспеваем Прекрасный облик моего народа в одах, стихах и песнях, рисунках и фото-графиях, видеофильмах;
— осваиваем и возрождаем ремесла своего народа;
— осваиваем и возрождаем песенную культуру народа;
— осваиваем и возрождаем танцевальную культуру народа.

Изучаем и осваиваем здоровьесберегающие и здоровьеформирующие традиции народа:
— народная медицина;
— народные подвижные игры;
— народные виды спорта.

Изучаем, осваиваем и присваиваем этикетную культуру народов России:
— Не дорого ничто – дорого вежество;
— Мир вашему дому;
— Молодец в кафтане, девка – в сарафане.
— В гости ходить – надо и к себе пригласить;
— Наказ о пьянстве и о хмельном питье;
-Невежество – ночь ума;
— Слово – крылато;
— Аль забыли, как в старину любили?
— Жениться – не лапоть надеть;
— Не дорог подарок, дорога любовь;
— Не видав горя, не узнаешь и радости;
— Человек милостив;
— Будьте счастливы!

Думается, что участие в проекте поможет и детям, и взрослым обрести свое лицо,
до конца осознать себя сыновьями и дочерьми своего народа, своей страны, перестать быть Иванами родства не помнящими, избавиться от комплекса национальной неполно-ценности.
ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
«Так вернемся же к нашим корням, к богатству народного духа, к его правде и обретем себя в них. Идея наша – в нашем великом духовном прошлом, понятым как ценность настоящего. Этим и будем живы, этим и обретем себя и свою веру». (Евгений Рачин)
Пробуждение национального самосознания, как правило, связано с оживлением
интереса к отечественной культуре. Ведь в ней сохранилось знание об особенных чертах русского национального характера, о тех нравственных идеалах и ценностях жизни, в контексте которых только и может строиться достойная жизнь достойного человека, имеющего четкие представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке, правде, трудолюбии, храбрости, верности, чести и достоинстве, правде и справедливости.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограниче-
ний и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).
Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства
зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?
В былые, не столь уж отдаленные от нас времена то, о чем сейчас приходится на-
поминать, являлось естественным, а во многих случаях и обязательным для русского человека. Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т.д.
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к
национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.
Воспитательные цели:
-приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной
культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;
-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины,
воплотившейся в культуре народа;
-привитие молодому поколению нравственного иммунитета против влияния низко-
пробной культуры, захлестнувшей нашу страну;
-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий
время с использованием традиций народной культуры.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Общение (просвещение)
Просвещение педагогов и родителей

Встречи в педагогической гостиной с носителями традиционной культуры:
— «История и философия становления, развития народной культуры, ее функции в
духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».
— «Многообразие и богатство мира традиционной национальной культуры, ее воз-
можности для развития гуманной, образованной, жизнелюбивой, творческой, толерантной, инициативной, успешной личности.
— «Взаимосвязь национальной истории и народного творчества. Традиции народно
го творчества, его основы».
— «Фольклор как своеобразная школа передачи новым поколениям духовного и со
циального опыта народа, школа освоения жизненного опыта, традиций, обычаев народа».
— «Фольклор и народная педагогика (передача молодым поколениям сложившихся
в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире)».
— «Отражение в народном творчестве нравственного здоровья народа».
— «Педагогическая направленность народной сказки. Сказка как источник духов-
ности, нравственности и культуры.
«Народная игра как мощное средство воспитания, как «свободная деятельность ре-
бенка» (К.Д. Ушинский).
«Значение игры в осознании жизни и ее смысла, постижении законов природы,
обогащении духовного мира ребенка. Руководящая роль воспитателя в приобщении детей и подростков к миру народных игр, забав и развлечений».
— «Народная игрушка как выразитель народных представлений о добре и зле, как
самобытная область народной культуры и равноправных видов народного искусства».
-«Антиигрушки в жизни современных детей, их негативное влияние на развитие и
здоровья детей и подростков».
— «Народные изречения как национальное достояние, духовный опыт наших пред
ков. Живое слово народа как эффективное средство развития речевой и коммуникатив-
ной культуры современных школьников».
— «Народное искусство как неотъемлемая часть национальной культуры. Народные
промыслы. История развития. Основные направления народного искусства».
— «Традиционный костюм как своеобразное явление народной культуры: история,
многообразие вариантов».
Мастер-классы носителей традиционной культуры:

— «Приглашаем в мир фольклорных жанров».
— «Этнография детства. Художественно-эстетические формы «фольклорного обще-
ния». Педагогическая направленность песен, игр, сказок – мира, в котором живет и формируется ребенок».
— «Народные песни. Бытовые, календарные, хороводные, игровые, плясовые песни,
лирические. Частушки.
— «Роль народной игры в развитии ребенка: развитие ума, мышления, фантазии, па
мяти, коммуникативных навыков, поддержание и укрепление здоровья, постижение законов товарищества, дружбы, добра и красоты человеческих взаимоотношений, помощь в познании окружающего мира».
— «В мире забытых игр, забав и развлечений»..
-«Игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».
— «Уроки народной сказки».
— «Нравственные аспекты народных праздников, обрядов, обрядовых традиций.
Приобщение воспитанников к праздничному и обрядовому миру народа».
— Встречи с народными мастерами «Приглашаем в город Мастеров».
— «Использование народных мотивов в современной одежде россиян».
— «Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации».
Пожаловаться 09 апреля 2012
Файлы
К истокам самосознания - 1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Пед. проектУ Древа - 4.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Старт проекта (2).doc
HTML Войдите для скачивания файлов


ОТКРЫТИЕ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА

«ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА В СОЗНАНИИ РУССКИХ ДЕТЕЙ»


Приветствие гостей у крыльца школы:


Встречая гостей, ребята обращаются к ним со словами приветствия, провожают в кабинет, где предусмотрен общий сбор участников семинара


-Дорогие гости!

Как говорится –

Милости просим

В нашу светлицу.


-Не нужно платы.

Всем, чем богаты,

Тем и рады!



Приветствие гостей на открытии семинара:


-Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.


-От души признаться рады,

Что давно вас в гости ждем.

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом.


-Уж как мы-то, друзья, люди русские,

Люди русские, да хлебосольные


-В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас!


(Фонограмма. Ребята в русских костюмах выносят каравай, обходя гостей, предлагают им отведать хлеба-соли)



Директор школы: Добрый день, дорогие гости, коллеги, воспитанники, уважае-

мые родители! Мы рады видеть вас в стенах нашего школьного дома. Мы готовы поделиться с вами опытом нашей жизни, нашими идеями и задумками. Как говорится, чем богаты, тому рады. Добро пожаловать!



Учитель: Дорогие друзья! Один из великих русских мыслителей Иван Александ-

рович Ильин говорил: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын».



Учитель (обращается к детям): «Знаете ли вы, какой вы нации сыновья и дочери?»



Дети:

-Я русский мальчик!

-Я русская девочка!



Учитель: А можете вы это доказать?



Дети:

-Можем!



Учитель: Докажите! К примеру, ответьте на вопрос: «Чем русский народ отличается от других народов?»

Дети:

-Своей духовностью

-Добротой

-Трудолюбием

-Храбростью и мужеством

-Миролюбием

-Гостеприимством!

-Об этом даже поэты пишут:



-Русского сердца глубокие недра

Столько спокойной таят доброты.



-Нет благородней, храбрее народа.

Кто еще в стольких боях побеждал!?



-А я песни не знаю сердечнее русской,

Ею душа моя окрылена…



(Можно спеть какую-либо русскую песню или увлечь других ребят и взрослых в хоровод, исполняя песню «Во поле береза стояла»)



Учитель: Благоговейно, с любовью глубокой

Ныне приветствуем дух твой высокий,

Праведный сердцем великий народ!



(На линейке появляются персонажи «Сказки про Ивана не помнящего своего родства»: Иван и бабушка Ведунья)



Бабушка Ведунья: Кажется, Иван, мы попали к людям, которые тебя уму-разуму научат, помогут тебе память вернуть!

Добрый день, люди добрые!

Долгий путь мы с Иваном прошли, прежде чем речь русскую да песню сердечную тихую нежную услышали. Привела я к вам Ивана, родство свое забывшего. Сердце Ванюши кто-то своими рассказами да товарами иноземными от родного дома отворотил. Забыл он и мать, и отца, и всю свою родню.



Иван: «А что они меня уму-разуму учат как будто я неразумный какой?! И что они кроме лаптей, каши, щей да скотины знают? И мать мне не мать – зачем меня на такой земле родила? И отец мне не отец, и сестры с братьями не родня, а уж о сватах, невестках да тетках и слышать не хочу! Знать их не знаю, ведать не ведаю, кто такие. И в Бога вашего верить не хочу: на чужой стороне Бог другой лучше!».



Бабушка Ведунья: Слышали, люди добрые?! Молодец наш душой болен. Из птицы белой она змеей подколодной, завистливой обернулась. От Бога своего отвернулся, от земли родной, от матери-отца отрекся. Можно в странах чужих побывать, подивиться, полюбоваться, друзьями обзавестись, но на чужбине сердце оставлять не след, о доме да стороне родной помнить надобно. Ведь у них, как и у нас, свое плохое и хорошее рядом живут. Запомни и ты, Иван, и вы, люди добрые: тот, кто богов своих предал, о матери с отцом забыл, счастлив не будет. Нет такому человеку поддержки. Вот и тебе, Ванюша, поддержки нет! Во многих странах ты побывал, а что узнал, задумался ли о чем, на вопросы, что в грамотке моей прописаны для тебя были, ответы нашел ли? Чтоб память вернуть, многое понять надобно.



Иван: Права ты, бабушка! Во многих краях чужеземных я побывал, а главное все же рассмотреть смог. Живут люди, друг за друга держатся, в беде помогают, отца с матерью, обычаи своей страны почитают. А плохое да хорошее в каждой стране рядом живут, как ты говорила. Смотрю я на тех людей, а сердце нет-нет, да и защемит: Где-то мои отец с матерью, да и были ли они у меня? Наверное, были, коль на свет появился. Где Родина моя? Дай мне, Господи, вспомнить!



Бабушка Ведунья: Речи твои, Иван, меня радуют. Знать, душа твоя выздоравливать начала. А чтобы ты быстрее свое родство вспомнил, привела я тебя в этот дом, где о родстве своем не забывают, историю и культуру своего народа изучают. Поживи в доме этом, да узнай как здешние люди корни свои в земле русской укрепляют. Ведь нет человеку счастья да удачи без памяти да благодарности к тем, кто корнями его рода да народа является. Нет такому человеку помощи.

(Обращается к детям и учителям)

Не ошиблась ли я, люди добрые, что Ивана к вам привела? Чтобы мне спокойно домой вернуться, расскажите, чем душу Иванову лечить будете, как от беспамятства его избавлять собираетесь?



Учитель: Не ошиблась ты, бабушка Ведунья! Ведь и мы, и наши ученики сами совсем недавно были такими же, как Иван: родство свое мало чтили и помнили. Да вовремя опомнились: вышли на путь познания своего народа, его истории, культуры. Давайте, ребята, вспомним, что мы сделали!?


Дети:


-Собирали материалы для музея «Родная сторонка».

-Возрождали народные праздники.

-Осваивали народные ремесла.

-Начали изучать Православную культуру.

-Взяли шефство над святым источником.


Учитель: Много нами сделано и мало! Вот и собрались мы сегодня не только себя

показать, да на других посмотреть, но и думу думать как, нам дальше жить-поживать надобно, чтобы до конца душа наша, как и Иванова, до конца выздоровела.


Дети:

-А что ты нам, Бабушка Ведунья, посоветуешь?                  

-Поскорее расскажи,

Как извлечь из тайников души,
Всё, что нам не ведомо досель?
Как достигнуть цели, подскажи!

Ведунья:


Спросить хотите вы,

Чем силён же русский человек?

И прост как ясный день ответ:

По совести живёт сыновней, с Божьей Вестью

И потому и выжил в грозный век.


Чтоб всё это понять,

Себя духовно нужно развивать.

Откроются вам новые секреты,

Все тайны, древние заветы.

Узнаете исток корней своих родов,

Освободится разум от оков,

И сила воли поднимет Дух ваш.


Проснитесь, внуки Божьи – Русичи!

Ведь Дух в Вас прежний:

Он добр и искренен,

В любви он нежный,

В трудах он - труженик прилежный,

В защитах – воин он отважный,

И в хороводах, песнях – распрекрасный!



Дети:



-Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!



-Он вынес нашествия полчищ Батыя,

Разбил до единого звенья оков,

Он создал Россию, он поднял Россию

До звезд до высоких, на гребни веков!

А. Прокофьев



Учителя:

- Дорогие друзья! Всегда помните: каждый народ, если разобраться, живет так же, как один человек – только намного дольше. У него тоже есть свои гены, своя память, свои болезни, свой характер, своя национальность. Правильно говорят: «Худо человеку без собственного характера, горе народу без национальности». Эта национальность более всего выражается и хранится традициями и обычаями. Народы тоже появляются и умирают. А чтобы дольше сохранить себя во времени, не нужно забывать о том, кто мы такие.


- Русский писатель Ф.М. Достоевский более столетия назад указывал: «Как же быть? Стать русским во-первых и прежде всего. …то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским – значит перестать презирать народ свой…».



- А русский философ Н. А. Бердяев оставил нам наказ: «Нельзя, невозможно и недолжно поставить себя вне России и русского народа, вне его единой судьбы. С русским народом и русской землей нужно до конца претерпеть все испытания и все страдания. Россия прежде всего там, где русская земля и русский народ. И само прикосновение к русской земле есть уже начало исцеления и обретения истоков жизни. Народ не хочет умирать и спасает себя жизнью». И эту жизнь своего народа, а значит и свою собственную, вы можете улучшать.


ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬУЖЕ СЕГОДНЯ?

Нынешнее больное время надо исцелять памятью о величии и чести русского наро-

да, к которому вы принадлежите. Славу у России отнять невозможно, пока мы живем. Как и отнять у него его культуру, его замечательные традиции, духовные ценности. И сегодня мы покажем нашим гостям как мы возрождаем и храним историческую и культурную память своего народа.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ТОГДА, КОГДА СТАНЕТЕ ВЗРОСЛЫМИ?


Всегда помните, чему учили вас ваши учителя. Передавайте историческую и куль-

турную память народа своим будущим детям и внукам. Помогите им увидеть все значительные символы памяти, святые места, расположенные на земле, где вы родились и живете, где стоит ваша школа. Вспоминайте почаще то, о чем забывать нельзя.


-И тогда вы поможете своему народу не только сохраниться, но и снова стать

великим и уважаемым народом среди других народов, населяющих общечеловеческий дом по имени Земля. А мы старшее поколение, поможем вам сделать это. Ведь без духовной связи поколений нельзя жить, нельзя творить.


Так пусть же сегодня зажжется символ этой нерасторжимой связи – Огонь

Духовного Родства. Этот огонь сегодня зажигают представители разных поколений:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(Зажигается символический огонь)


Дети, родители и учителя:


-Народ мой! Я рождён из твоих недр плотию и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках.


-Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон. Я силён его силою и эту силу я отдаю ему и за него. Я связан с ним в единое мы. Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути.


-Я сам творю так, как он – мой народ; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах.


-Я радостно приобщаюсь к его славе, и терзаюсь в дни его крушения и позора. Друзья моего народа — мои друзья. Его враги — мои враги. Ему принадлежит моя жизнь. Его язык есть мой язык.


-Я не избирал его, ибо это он сам родил меня из недр своих. Но, будучи рождён им, я избрал его и принял его в последнюю глубину моего сердца. И потому я верен ему; и верен именно ему — во всех положениях, трудностях и опасностях жизни.

(Ильин И. А.)


(Объявление программы дня. Вручение маршрутных листов. Подведение итогов в Педагогической гостиной)






Творческая презентация проекта (3).doc
HTML Войдите для скачивания файлов
+У Древа национального самосознания.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru