Конкурсные мероприятия, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник»
Соболевского муниципального района Камчатского края
Конкурсные мероприятия,
посвященные200-летию
Отечественной
войны1812 года
Пояснительная записка
2012 год объявлен в Российской Федерации Годом российской истории. Изучение истории – важнейшая составляющая патриотического воспитания детей и подростков. И именно в дополнительном образовании предоставляются прекрасные возможности подойти к этому процессу творчески, увлечь и заинтересовать детей изучением истории своей родины.
Одной из форм такого творческого процесса являются конкурсные мероприятия. Конкурсы стимулируют творческую активность, стремление выполнить конкурсное задание как можно лучше, получить профессиональную оценку по итогам своей работы. В процессе подготовки конкурсных работ происходит осмысленное, глубокое проникновение в поставленную задачу.
Очень важно на этапе подготовки вовлекать в работу педагогов, родителей, специалистов в той или иной области, других обучающихся. В результате происходит обмен опытом, формируются навыки коллективного общения.
В процессе подготовки развиваются информационные, коммуникативные компетентности обучающихся. Умение находить необходимую информацию, систематизировать и анализировать полученные данные, творчески оформлять результаты работы пригодятся обучающимся в дальнейшей жизни.
Во время участия в конкурсах в детях воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, умение доводить до конца начатое дело.
Очень важным моментом является подведение итогов. Как правило, в этот момент ребенок всегда испытывает бурю чувств и эмоций при любом результате. И задачей педагога является последующий анализ и психологическая коррекция дальнейшего поведения детей: разъяснение причин неудачного выступления, профилактика «звездной болезни», позитивный настрой на дальнейшее участие в подобных мероприятиях.
В 2011-2012 учебном году в МКОУ ДОД ЦВР «Ровесник» прошел цикл мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Среди них два конкурсных мероприятия: конкурс чтецов «Недаром помнит вся Россия!» и историческая викторина «Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года». Мероприятия проходили в рамках Программы патриотического воспитания детей и подростков «Подвигу жить в веках» муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник» Соболевского муниципального района Камчатского края «Подвигу жить в веках». Представленные разработки с успехом могут применяться в любом образовательном учреждении.
Сценарий конкурса чтецов «Недаром помнит вся Россия»,
посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года
Цель: воспитание у детей и подростков чувства патриотизма посредством художественного чтения произведений, отражающих историческое прошлое Российского государства.
Задачи:
— воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому;
— получать новые знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства;
-обучать чтению драматургического произведения;
— овладевать навыками исполнительского общения, совершенствовать общую культуру речи, смелость публичного выступления;
— стимулировать стремление личности к творчеству, оригинальности, самовыражению.
Предварительная подготовка:
-Подготовка творческих номеров.
-Подготовка костюмов.
-Художественное оформление сцены.
-Подготовка компьютерной презентации «Отечественная война 1812 года».
-Подготовка технических средств: мультмедийной системы, акустической системы, видеокамеры, цифрового фотоаппарата.
Ход мероприятия
Ведущая.Добрый день, дорогие друзья! У каждого народа есть свои заветные страницы истории, героические имена, которые никогда не будут забыты.
Сегодня мы вместе перелистаем славные страницы истории нашей Родины связанные с Отечественной войной 1812 года. А помогут нам в этом литературные произведения той далекой эпохи.
Слайд.
В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве. Россия оставалась единственной великой державой на континенте Европы, стоявшей на пути Наполеона к мировому господству.
В ночь на 12 июня 1812 года наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу на р. Неман в районе г. Ковно (Каунаса). Об этом историческом событии нам расскажет первая участница конкурса Дедова Снежана, 9 лет.
Слайд.
1 чтец. НЕМАН, М.Некрасов
Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет, с такою славой.
России верный часовой?..
Один лишь раз, по воле бога,
Ты супостата к ней впустил —
И целость русского порога
Ты тем навеки утвердил...
Ты помнишь ли былое, Неман?
Тот день годины роковой,
Когда стоял он над тобой,
Он сам—могучий южный демон,
И ты, как ныне, протекал,
Шумя под вражьими мостами,
И он струю твою ласкал
Своими чудными очами?..
Победно шли его полки,
Знамена весело шумели,
На солнце искрились штыки,
Мосты под пушками гремели—
И с высоты, как некий бог,
Казалось, он парил над ними
И двигал всем и все стерег
Очами чудными своими...
Лишь одного он не видал...
Не видел он, воитель дивный,
Что там, на стороне противной,
Стоял Другой—стоял и ждал...
И мимо проходила рать—
Все грозно-боевые лица,
И неизбежная Десница
Клала на них свою печать...
И так победно шли полки,
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались...
Несметно было их число—
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое чело
Клеймо минуло роковое...
1853
Ведущий. Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы отнимали у русских укрепления, но русские полки вновь врывались, опрокидывали французов и занимали окопы. Русские солдаты дрались за родную землю, за Россию!
Солдатскую песню, сочиненную и петую во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года прочтет Кузнецова Виктория, 12 лет
Слайд
2 чтец. СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ. Федор Глинка
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть—чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,
Здесь, России у дверей,
Стать и биться нам с врагами!..
Не пропустим злых зверей!
Вот рыдают наши жены,
Девы, старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы,
Храмов божьих не щадит;
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет!..
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Июль 1812
Ведущий.Силы противников были неравными. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу.
На сцену приглашается следующий участник – Михалкина Алена, 10 лет
Слайд.
Чтец 3. МОСКВА. Федор Глинка.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе,—
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
1841
Ведущий.Российский император Александр 1 был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном. После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа сражение началось. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела.
Об этой страшной битве расскажет нам Чеботарева Полина, 14 лет.
Слайды.
Музыкальное сопровождение: «Мертвое поле», муз. Прокофьева
Чтец 4. ПОЛЕ БОРОДИНА. М. Ю. Лермонтов.
1. Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
2. Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
3. Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я, вспомня, леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
4. Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
5. Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.
6. И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
1830—1831
Ведущий.После ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Он собрал всех генералов в деревне Фили на совет, где было принято очень тяжелое, но необходимое решение – отступить от Москвы и сохранить силы для дальнейших военных действий. Русские войска оставили столицу.
А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.
Давайте пригласим на сцену следующего участника — Наговицына Ивана, 7 лет
Слайд
Чтец 5. ОН. Николай Соколов.
Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!
Ему мечтался остров дикий,
Он видел гибель впереди,
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди, -
И погрузился Он в мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом страданья
Он сам себе проговорил:
«Судьба играет человеком;
Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.
И я, водивший за собою
Европу целую в цепях,
Теперь поникнул головою
На этих горестных стенах!
И вы, мной созванные гости,
И вы погибли средь снегов -
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!
Твоя обширная столица -
Последний шаг мечты моей,
Она — надежд моих гробница,
Погибшей славы — мавзолей».
<1850>
Ведущий.
До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне.
На сцену приглашается Нечаева Алина, 11 лет
Слайд
Чтец 6. Басня «ВОРОНА И КУРИЦА». Крылов И.А.
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ей с возу Курица кричит.—
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».—
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ.—Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить
Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься—
Попался, как ворона в суп!
Ноябрь 1812
Ведущий. После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны.
На сцену приглашается Гришина Анна, 11 лет
Слайд
Чтец 7. ПАРТИЗАН ДАВЫДОВ. Федор Глинка
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
Между 1812—1825
Ведущий.
Отступающие французские колонны подверглись непрерывным ударам казаков и партизан. Боеспособность французской армии резко упала. Бои вели только гвардия и резервные корпуса, особенно гибельной для французов оказалась переправа через реку Березину. Здесь убитыми и ранеными были около 30 тыс. человек.
На сцену приглашается Асылов Андрей, 13 лет
Слайды
Чтец 8. ДОБРЫЙ ВОИН. Федор Глинка
«Добрый воин, что с тобой?
Кровь из ран струится!..
Где и с кем кровавый бой?
Кто на Русь стремится?
Счастью кто грозит сих стран
И царю-надежде?
Расскажи… Но кровь из ран
Дай унять нам прежде».
— Ах! счастливым тишиной,
Друга! вам безвестно,
Что давно горит войной
Край наш повсеместно!
Лютый враг вломился к нам
С грозными полками:
Гром пред ним, и по стопам
Кровь течет реками!
Всюду ужас, смерть и страх!
Свежие могилы!
Запылал в моих глазах
Родины край милый!
Пусты хижины стоят,
Брошены чертоги,
Громы всех равно разят,
Небеса всем строги!
Ах, я зрел и отчий дом,
В пепел обращенный;
Враг везде бросал свой гром —
В град и в храм священный!
Там—о страшный сердцу час!
Мне легко ль то было?—
На груди моей погас
Взор супруги милой!
Той, кем был мне красен свет,
Нет на свете боле:
Месть врагам! был мой обет,
И летел я в поле.
Где слились Москвы струи
И струи Колочи,
В битвах там прошли три дни
И без сна три ночи.
Жадно кровь пила земля;
Мы не уступали
И широкие поля
Трупами устлали.
И теперь кровавый пар
Над полями дремлет,
И теперь еще пожар
Те поля объемлет...
Но звучит, я слышу, дол:
Вот гремят бойницы!
Ах! то враг к стенам пошел
Древния столицы!
Полетим!—«Пожди хоть час,
Отдохни доколе...»
— Нет! я слышу трубный глас,
Глас, зовущий в поле!..
Можно ль боль мне помнить ран
И остаться с вами,
Если всем грозит тиран
Рабством и цепями!..
Вот пожар—и дым столпом!
Даль зажглася битвой:
Сладко пасть в руках с мечом
И в устах с молитвой!
Дети мирной тишины!
Нам ли до покоя?
Всех за честь родной страны
Кличет голос боя!
Будь ты вождь, бог браней, им
Наш обет: отмщенье! —
Так сказал — и все за ним
Дружно на сраженье!
Между 1812—1816
Ведущий. Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось. 25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.
Слайд
На сцену приглашается Ведмедь Ирина, 12 лет.
Чтец 9. Сказка «Сердце Кутузова», Борис Сергуненков (отрывок)
Ведущий.В Отечественной войне армия и народ России проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив свое Отечество от иноземных захватчиков. Знать историю своей страны, великие подвиги русского народа, гордится его славными победами, чтить и уважать память героев русской земли должен каждый гражданин, ведь без прошлого нет настоящего, и не может быть достойного будущего!
И завершает наш конкурс Черных Евгений, 14 лет.
Чтец 10. «РУСЬ». И. С. Никитин
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям, в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу:
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее.
И горами лед
Ходит по морю.
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?..
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася.
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань,—
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих
степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям,
Из далеких стран,
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851
Проводится подведение итогов конкурса чтецов, награждение победителей.
Историческая викторина
«Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года»
Условия проведения Виткторины.
Историческая викторина «Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года» направлена на патриотическое воспитание детей и подростков.
Викторина проводится с целью воспитания у детей и подростков чувства патриотизма посредством изучения истории Российского государства.
Задачи Викторины:
— воспитывать чувство гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому;
— развивать информационную компетенцию обучающихся;
— получить и закрепить новые знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства;
— стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся и педагогов дополнительного образования.
Викторина проводится в течение 1 месяца. В ней принимают участие обучающиеся в возрасте от 10 до 16 лет. Каждый участник готовил творческую работу в соответствии с требованиями:
1. Информационная часть:
-название работы;
-Ф.И. автора;
-возраст;
-название учреждения;
-название объединения;
-Ф.И.О. руководителя (если имеется).
2. Содержательная часть: ответы на вопросы Викторины в художественном оформлении: иллюстрации, рисунки, карты и др.
3. Список использованной литературы.
Жюри Викторины оценивает творческие работы по следующим критериям:
-правильность и полнота ответов;
-аккуратность и эстетичность исполнения;
-художественно-исполнительский уровень.
При подведении итогов Викторины проводится награждение дипломами и ценными призами за 1, 2 и 3 место.
Жюри оставляет за собой право присуждать несколько призовых мест либо не присуждать какого-либо места. Жюри так же имеет право учреждать специальные призы, особо отмечать отдельные работы.
Вопросы к исторической викторине
«Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года»
1 вопрос. Назовите день и место начала Отечественной войны 1812 года.
В ночь на 12 (24 по старому стилю) июня 1812 года наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу на р.Неман в районе г.Ковно (Каунаса).
2 вопрос. Назовите военного министра России, шотландца по происхождению, в 1812 году командующего 1-й западной армией? Почему его план военных действий не находил понимания у русских генералов?
Барклай – Де – Толли Михаил Богданович. Многие в русской армии не любили иноземца, и поэтому его план – отвести русские армии в глубь страны, измотать французов, не находил понимания даже у талантливых генералов.
3 вопрос. «Победим или умрем!» Кто из главнокомандующих произнес эти слова перед солдатами в начале войны? Почему они оказались для него роковыми.
Князь Петр Иванович Багратион. Командуя в Бородинском сражении, был смертельно ранен во время атаки французов на Семеновские флеши и умер от гангрены на 17-й день после битвы.
4 вопрос. Где и когда произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года? Кто его выиграл?
Сражение произошло у села Бородино в 124 км от Москвы 26 августа 1812 года. Это было очень страшное сражение. Была уничтожена половина русской армии. После ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. В этой битве не выиграл никто.
5 вопрос. После какого страшного события произошел крутой перелом в Отечественной войне 1812 года в пользу России? Опишите это событие.
После отступления из Москвы в различных частях города вспыхнули пожары. Огонь бушевал целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек сгорело. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.
6 вопрос. Как звали девицу, которая во время Отечественной войны 1812 года удостоилась чина офицера и была ординарцем М.И. Кутузова?
Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины Надежды Дуровой, которая переодевшись в мундир, добровольно отправилась на фронт. Она отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Надежда Дурова первая русская женщина-офицер, стала настоящим офицером и вызывала у современников удивление и восхищение. Дурова известна как кавалер-девица и писатель.
7 вопрос. Назови командира партизанского отряда времени войны 1812 года, который прославился не только своими военными подвигами, но стихами и эпиграммами?
Давыдов Денис Васильевич. Прославленный поэт и партизан Отечественную войну подполковником Ахтырского гусарского полка. Он первый пода записку «О выгоде партизанского действия», которая была одобрена Багратионом и Кутузовым. Давыдов создал большой партизанский отряд, выполнявший сложные военные операции в тылу французской армии. Беззаветно храбрый гусарский офицер, умный военачальник, он стал народным героем и по праву назывался «одним из самых поэтичных лиц русской армии».
8 вопрос. Какие знаменитые памятники построены в честь Отечественной войны 1812 года в наше время?
Храм Христа Спасителя в Москве, памятник героям на Бородинском поле.
Список использованной литературы:
Богданович. М.И. История Отечественной войны 1812 г. Спб., 1859—1860
Л.Ивченко «Бородино: легенда и действительность». М., 2002.
Н.Л. Степанов. Комментарии: И.А. Крылов. ПCC. Т. 3. Басни.
Фризман. Л.Г. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. М., 1984.
Научно-популярный журнал «Юный краевед», совм. изд. с Союзом краеведов России — 2010
М
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник»
Соболевского муниципального района Камчатского края
Конкурсные мероприятия,
посвященные 200-летию
Отечественной войны 1812 года
Пояснительная записка
2012 год объявлен в Российской Федерации Годом российской истории. Изучение истории – важнейшая составляющая патриотического воспитания детей и подростков. И именно в дополнительном образовании предоставляются прекрасные возможности подойти к этому процессу творчески, увлечь и заинтересовать детей изучением истории своей родины.
Одной из форм такого творческого процесса являются конкурсные мероприятия. Конкурсы стимулируют творческую активность, стремление выполнить конкурсное задание как можно лучше, получить профессиональную оценку по итогам своей работы. В процессе подготовки конкурсных работ происходит осмысленное, глубокое проникновение в поставленную задачу.
Очень важно на этапе подготовки вовлекать в работу педагогов, родителей, специалистов в той или иной области, других обучающихся. В результате происходит обмен опытом, формируются навыки коллективного общения.
В процессе подготовки развиваются информационные, коммуникативные компетентности обучающихся. Умение находить необходимую информацию, систематизировать и анализировать полученные данные, творчески оформлять результаты работы пригодятся обучающимся в дальнейшей жизни.
Во время участия в конкурсах в детях воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, умение доводить до конца начатое дело.
Очень важным моментом является подведение итогов. Как правило, в этот момент ребенок всегда испытывает бурю чувств и эмоций при любом результате. И задачей педагога является последующий анализ и психологическая коррекция дальнейшего поведения детей: разъяснение причин неудачного выступления, профилактика «звездной болезни», позитивный настрой на дальнейшее участие в подобных мероприятиях.
В 2011-2012 учебном году в МКОУ ДОД ЦВР «Ровесник» прошел цикл мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Среди них два конкурсных мероприятия: конкурс чтецов «Недаром помнит вся Россия!» и историческая викторина «Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года». Мероприятия проходили в рамках Программы патриотического воспитания детей и подростков «Подвигу жить в веках» муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник» Соболевского муниципального района Камчатского края «Подвигу жить в веках». Представленные разработки с успехом могут применяться в любом образовательном учреждении.
Сценарий конкурса чтецов «Недаром помнит вся Россия»,
посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года
Цель: воспитание у детей и подростков чувства патриотизма посредством художественного чтения произведений, отражающих историческое прошлое Российского государства.
Задачи:
- воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому;
- получать новые знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства;
-обучать чтению драматургического произведения;
- овладевать навыками исполнительского общения, совершенствовать общую культуру речи, смелость публичного выступления;
- стимулировать стремление личности к творчеству, оригинальности, самовыражению.
Предварительная подготовка:
-Подготовка творческих номеров.
-Подготовка костюмов.
-Художественное оформление сцены.
-Подготовка компьютерной презентации «Отечественная война 1812 года».
-Подготовка технических средств: мультмедийной системы, акустической системы, видеокамеры, цифрового фотоаппарата.
Ход мероприятия
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! У каждого народа есть свои заветные страницы истории, героические имена, которые никогда не будут забыты.
Сегодня мы вместе перелистаем славные страницы истории нашей Родины связанные с Отечественной войной 1812 года. А помогут нам в этом литературные произведения той далекой эпохи.
Слайд.
В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве. Россия оставалась единственной великой державой на континенте Европы, стоявшей на пути Наполеона к мировому господству.
В ночь на 12 июня 1812 года наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу на р. Неман в районе г. Ковно (Каунаса). Об этом историческом событии нам расскажет первая участница конкурса Дедова Снежана, 9 лет.
Слайд.
1 чтец. НЕМАН, М.Некрасов
Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет, с такою славой.
России верный часовой?..
Один лишь раз, по воле бога,
Ты супостата к ней впустил —
И целость русского порога
Ты тем навеки утвердил...
Ты помнишь ли былое, Неман?
Тот день годины роковой,
Когда стоял он над тобой,
Он сам—могучий южный демон,
И ты, как ныне, протекал,
Шумя под вражьими мостами,
И он струю твою ласкал
Своими чудными очами?..
Победно шли его полки,
Знамена весело шумели,
На солнце искрились штыки,
Мосты под пушками гремели—
И с высоты, как некий бог,
Казалось, он парил над ними
И двигал всем и все стерег
Очами чудными своими...
Лишь одного он не видал...
Не видел он, воитель дивный,
Что там, на стороне противной,
Стоял Другой—стоял и ждал...
И мимо проходила рать—
Все грозно-боевые лица,
И неизбежная Десница
Клала на них свою печать...
И так победно шли полки,
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались...
Несметно было их число—
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое чело
Клеймо минуло роковое...
1853
Ведущий. Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы отнимали у русских укрепления, но русские полки вновь врывались, опрокидывали французов и занимали окопы. Русские солдаты дрались за родную землю, за Россию!
Солдатскую песню, сочиненную и петую во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года прочтет Кузнецова Виктория, 12 лет
Слайд
2 чтец. СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ. Федор Глинка
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть—чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,
Здесь, России у дверей,
Стать и биться нам с врагами!..
Не пропустим злых зверей!
Вот рыдают наши жены,
Девы, старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы,
Храмов божьих не щадит;
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет!..
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Июль 1812
Ведущий. Силы противников были неравными. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу.
На сцену приглашается следующий участник – Михалкина Алена, 10 лет
Слайд.
Чтец 3. МОСКВА. Федор Глинка.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе,—
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
1841
Ведущий. Российский император Александр 1 был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном. После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа сражение началось. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела.
Об этой страшной битве расскажет нам Чеботарева Полина, 14 лет.
Слайды.
Музыкальное сопровождение: «Мертвое поле», муз. Прокофьева
Чтец 4. ПОЛЕ БОРОДИНА. М. Ю. Лермонтов.
1. Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
2. Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
3. Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я, вспомня, леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
4. Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
5. Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.
6. И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
1830—1831
Ведущий. После ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Он собрал всех генералов в деревне Фили на совет, где было принято очень тяжелое, но необходимое решение – отступить от Москвы и сохранить силы для дальнейших военных действий. Русские войска оставили столицу.
А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.
Давайте пригласим на сцену следующего участника - Наговицына Ивана, 7 лет
Слайд
Чтец 5. ОН. Николай Соколов.
Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!
Ему мечтался остров дикий,
Он видел гибель впереди,
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди, -
И погрузился Он в мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом страданья
Он сам себе проговорил:
"Судьба играет человеком;
Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.
И я, водивший за собою
Европу целую в цепях,
Теперь поникнул головою
На этих горестных стенах!
И вы, мной созванные гости,
И вы погибли средь снегов -
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!
Твоя обширная столица -
Последний шаг мечты моей,
Она - надежд моих гробница,
Погибшей славы - мавзолей".
<1850>
Ведущий. До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне.
На сцену приглашается Нечаева Алина, 11 лет
Слайд
Чтец 6. Басня «ВОРОНА И КУРИЦА». Крылов И.А.
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ей с возу Курица кричит.—
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».—
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ.—Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить
Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься—
Попался, как ворона в суп!
Ноябрь 1812
Ведущий. После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны.
На сцену приглашается Гришина Анна, 11 лет
Слайд
Чтец 7. ПАРТИЗАН ДАВЫДОВ. Федор Глинка
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
Между 1812—1825
Ведущий. Отступающие французские колонны подверглись непрерывным ударам казаков и партизан. Боеспособность французской армии резко упала. Бои вели только гвардия и резервные корпуса, особенно гибельной для французов оказалась переправа через реку Березину. Здесь убитыми и ранеными были около 30 тыс. человек.
На сцену приглашается Асылов Андрей, 13 лет
Слайды
Чтец 8. ДОБРЫЙ ВОИН. Федор Глинка
«Добрый воин, что с тобой?
Кровь из ран струится!..
Где и с кем кровавый бой?
Кто на Русь стремится?
Счастью кто грозит сих стран
И царю-надежде?
Расскажи... Но кровь из ран
Дай унять нам прежде».
— Ах! счастливым тишиной,
Друга! вам безвестно,
Что давно горит войной
Край наш повсеместно!
Лютый враг вломился к нам
С грозными полками:
Гром пред ним, и по стопам
Кровь течет реками!
Всюду ужас, смерть и страх!
Свежие могилы!
Запылал в моих глазах
Родины край милый!
Пусты хижины стоят,
Брошены чертоги,
Громы всех равно разят,
Небеса всем строги!
Ах, я зрел и отчий дом,
В пепел обращенный;
Враг везде бросал свой гром —
В град и в храм священный!
Там—о страшный сердцу час!
Мне легко ль то было?—
На груди моей погас
Взор супруги милой!
Той, кем был мне красен свет,
Нет на свете боле:
Месть врагам! был мой обет,
И летел я в поле.
Где слились Москвы струи
И струи Колочи,
В битвах там прошли три дни
И без сна три ночи.
Жадно кровь пила земля;
Мы не уступали
И широкие поля
Трупами устлали.
И теперь кровавый пар
Над полями дремлет,
И теперь еще пожар
Те поля объемлет...
Но звучит, я слышу, дол:
Вот гремят бойницы!
Ах! то враг к стенам пошел
Древния столицы!
Полетим!—«Пожди хоть час,
Отдохни доколе...»
— Нет! я слышу трубный глас,
Глас, зовущий в поле!..
Можно ль боль мне помнить ран
И остаться с вами,
Если всем грозит тиран
Рабством и цепями!..
Вот пожар—и дым столпом!
Даль зажглася битвой:
Сладко пасть в руках с мечом
И в устах с молитвой!
Дети мирной тишины!
Нам ли до покоя?
Всех за честь родной страны
Кличет голос боя!
Будь ты вождь, бог браней, им
Наш обет: отмщенье! —
Так сказал — и все за ним
Дружно на сраженье!
Между 1812—1816
Ведущий. Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось. 25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.
Слайд
На сцену приглашается Ведмедь Ирина, 12 лет.
Чтец 9. Сказка «Сердце Кутузова», Борис Сергуненков (отрывок)
Ведущий. В Отечественной войне армия и народ России проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив свое Отечество от иноземных захватчиков. Знать историю своей страны, великие подвиги русского народа, гордится его славными победами, чтить и уважать память героев русской земли должен каждый гражданин, ведь без прошлого нет настоящего, и не может быть достойного будущего!
И завершает наш конкурс Черных Евгений, 14 лет.
Чтец 10. «РУСЬ». И. С. Никитин
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям, в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу:
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее.
И горами лед
Ходит по морю.
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?..
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася.
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань,—
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих
степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям,
Из далеких стран,
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851
Проводится подведение итогов конкурса чтецов, награждение победителей.
Историческая викторина
«Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года»
Условия проведения Виткторины.
Историческая викторина «Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года» направлена на патриотическое воспитание детей и подростков.
Викторина проводится с целью воспитания у детей и подростков чувства патриотизма посредством изучения истории Российского государства.
Задачи Викторины:
- воспитывать чувство гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому;
- развивать информационную компетенцию обучающихся;
- получить и закрепить новые знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства;
- стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся и педагогов дополнительного образования.
Викторина проводится в течение 1 месяца. В ней принимают участие обучающиеся в возрасте от 10 до 16 лет. Каждый участник готовил творческую работу в соответствии с требованиями:
1. Информационная часть:
-название работы;
-Ф.И. автора;
-возраст;
-название учреждения;
-название объединения;
-Ф.И.О. руководителя (если имеется).
2. Содержательная часть: ответы на вопросы Викторины в художественном оформлении: иллюстрации, рисунки, карты и др.
3. Список использованной литературы.
Жюри Викторины оценивает творческие работы по следующим критериям:
-правильность и полнота ответов;
-аккуратность и эстетичность исполнения;
-художественно-исполнительский уровень.
При подведении итогов Викторины проводится награждение дипломами и ценными призами за 1, 2 и 3 место.
Жюри оставляет за собой право присуждать несколько призовых мест либо не присуждать какого-либо места. Жюри так же имеет право учреждать специальные призы, особо отмечать отдельные работы.
Вопросы к исторической викторине
«Великие полководцы и события Отечественной войны 1812 года»
1 вопрос. Назовите день и место начала Отечественной войны 1812 года.
В ночь на 12 (24 по старому стилю) июня 1812 года наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу на р.Неман в районе г.Ковно (Каунаса).
2 вопрос. Назовите военного министра России, шотландца по происхождению, в 1812 году командующего 1-й западной армией? Почему его план военных действий не находил понимания у русских генералов?
Барклай – Де – Толли Михаил Богданович. Многие в русской армии не любили иноземца, и поэтому его план – отвести русские армии в глубь страны, измотать французов, не находил понимания даже у талантливых генералов.
3 вопрос. «Победим или умрем!» Кто из главнокомандующих произнес эти слова перед солдатами в начале войны? Почему они оказались для него роковыми.
Князь Петр Иванович Багратион. Командуя в Бородинском сражении, был смертельно ранен во время атаки французов на Семеновские флеши и умер от гангрены на 17-й день после битвы.
4 вопрос. Где и когда произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года? Кто его выиграл?
Сражение произошло у села Бородино в 124 км от Москвы 26 августа 1812 года. Это было очень страшное сражение. Была уничтожена половина русской армии. После ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. В этой битве не выиграл никто.
5 вопрос. После какого страшного события произошел крутой перелом в Отечественной войне 1812 года в пользу России? Опишите это событие.
После отступления из Москвы в различных частях города вспыхнули пожары. Огонь бушевал целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек сгорело. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.
6 вопрос. Как звали девицу, которая во время Отечественной войны 1812 года удостоилась чина офицера и была ординарцем М.И. Кутузова?
Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины Надежды Дуровой, которая переодевшись в мундир, добровольно отправилась на фронт. Она отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Надежда Дурова первая русская женщина-офицер, стала настоящим офицером и вызывала у современников удивление и восхищение. Дурова известна как кавалер-девица и писатель.
7 вопрос. Назови командира партизанского отряда времени войны 1812 года, который прославился не только своими военными подвигами, но стихами и эпиграммами?
Давыдов Денис Васильевич. Прославленный поэт и партизан Отечественную войну подполковником Ахтырского гусарского полка. Он первый пода записку «О выгоде партизанского действия», которая была одобрена Багратионом и Кутузовым. Давыдов создал большой партизанский отряд, выполнявший сложные военные операции в тылу французской армии. Беззаветно храбрый гусарский офицер, умный военачальник, он стал народным героем и по праву назывался «одним из самых поэтичных лиц русской армии».
8 вопрос. Какие знаменитые памятники построены в честь Отечественной войны 1812 года в наше время?
Храм Христа Спасителя в Москве, памятник героям на Бородинском поле.
Список использованной литературы:
Богданович. М.И. История Отечественной войны 1812 г. Спб., 1859—1860
Л.Ивченко «Бородино: легенда и действительность». М., 2002.
Н.Л. Степанов. Комментарии: И.А. Крылов. ПCC. Т. 3. Басни.
Фризман. Л.Г. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. М., 1984.
Научно-популярный журнал «Юный краевед», совм. изд. с Союзом краеведов России - 2010
Автор: Майборода Анна Юрьевна, педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД ЦВР «Ровесник»
с.Соболево Камчатского края, 2012 год
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»