В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ СТРАНЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ХОЛЛА «РУССКАЯ ИЗБА»

Татьяна Бехтольд Татьяна Бехтольд
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 2794    комментариев: 1
Краткое описание
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; развитие личностной, нравственной культуры детей как  средство формирования у них патриотических чувств, развития духовности и зарождения национальной памяти.

Описание
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад «ТЕРЕМОК» войсковой части 40491-Е
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ СТРАНЫ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ХОЛЛА «РУССКАЯ ИЗБА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
БЕХТОЛЬД ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА
ДОУ детский сад «ТЕРЕМОК»
войсковой части 40491-Е,
заместитель заведующей ДОУ
по методической и воспитательной работе
поселок ОКТЯБРЬСКИЙ, Калачевский район
2012
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ СТРАНЫ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ХОЛЛА «РУССКАЯ ИЗБА»
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; развитие личностной, нравственной культуры детей является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности и зарождения национальной памяти.
Чувство причастности к наследию прошлого, наряду с беседами, играми, наглядностью, формируется у дошкольников благодаря, в том числе, и созданию в холле детского сада среды культуры быта русской избы.
Для этого мы приспособили холл второго этажа. Стены холла разрисовали под бревна, на стене рисунком оформили «окно» с пейзажем вдали. На «окно» повесили шторки, на прибитый «подоконник» поставили глиняный горшок с геранью. Угол холла – русская печь из расписных изразцов «под гжель», у печи – ухват, веник. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы: длинная лавка, расписной сундук, стол с вышитой русской скатертью, старинная прялка, плетеные лапти, кринки, кувшины, миски, чугунки, керосиновая лампа. Над печью на веревочке сушится березовый веник, пучки трав душицы, зверобоя.
Параллельно этой деятельности творческая группа педагогов разрабатывала план мероприятий с детьми в «русской избе».
Начинали работу с драматизации сказок «Курочка Ряба», «Колобок», работа над которыми раньше проводилась в муззале. Эти сказки были рассказаны от имени Хозяйки «избы». Главные персонажи – наши воспитатели в русских народных сарафанах и расшитых рубахах. Музыкальные руководители приводили детей к бабе Матрене показать свое умение играть на народных инструментах. Но это было после того, как баба Матрена показала детям трещетки и расписные ложки и рассказала о том, как веселились люди в старые времена.
В избе проводили занятия «Истории обычных вещей»: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампочка – галогеновые светильники – лампы на солнечных батареях. Интересно и наглядно в избе воспитатели иллюстрируют такие темы как:
«Мода русского костюма: от старины до наших дней», «Приключения на русской кухне: от истории появления ложки, вилки, чугунка до микроволновой печи»,
«Русский самовар и традиция чаепития на Руси».
В русской избе отмечаются многие народные праздники: «Осенины», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасхальный звон», «Три Спаса на Руси: медовый, яблочный, ореховый». Фотографии с этих праздников остаются в фотоальбоме детсада.
Выставки, которые мы организуем в холле «Русская изба», разнообразны по тематике и очень интересны по содержанию. Ценность этих выставок в том, что в них принимают активное участие родители наших воспитанников. Выставки свободны для просмотра и ознакомления две недели: на экскурсии приходят дети группами, по вечерам приводят своих родителей.
Очень торжественно прошла выставка, посвященная 65-летию великой Победы.
На протяжении нескольких лет продолжается нравственно-патриотическая работа по приобщению детей к историческому наследию страны. И этому в большей степени способствует творческое использование интерьера холла «Русская изба». С любовью созданная развивающая среда холла «Русская изба» и творческое ее использование помогает детям понять, в том числе, и роль человека в истории страны.
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ В УГОЛКЕ РУССКОЙ ИЗБЫ
МЕСЯЦ
ТЕМА
ЗАДАЧИ,
СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ РУССКОЙ ИЗБЫ
Сентябрь Как люди жили раньше
Задачи. Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закреплять знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.
Примерное содержание. Занятия проводятся в русской избе (холл 2 этажа). Дети знакомятся с Хозяйкой. Рассматривают одежду, мебель, предметы народного быта.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обратить внимание на предметы русской одежды: сарафан, лапти, алая лента, рубаха). Драматизация сказки «Теремок». Игровая деятельность Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Музыкальные игры «Встречайте гостей», «Веселый платочек». Дидактические игры «Предметы народного быта», «Собери домик», «Одень русскую девицу». Игра со счетными палочками «Колодец». «Печь». Продуктивная деятельность Конструирование теремка из крупного строительного материала. Рисование «Ковры и половики наших бабушек». Аппликация «Украшение полотенца». Лепка «Миска».
Октябрь Старинная (русская) одежда
Задачи. Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес.
Примерное содержание. Дети знакомятся с русской народной женской одеждой, учатся классифицировать предметы одежды, использовать в речи соответствующие собирательные существительные.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Рассказ воспитателя «Что носили раньше?». Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан, лента, лапти, валенки). Игровая деятельность в уголке ряжения. Дидактические игры «Сложи узор», «Раскрась одежду», «Одень Машеньку». Сюжетно-ролевая игра «Магазин».Продуктивная деятельность Изготовление бус из рябины. Аппликация «Укрась сарафан». Художественная литература Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций.
Ноябрь Знакомство с предметами быта
Задачи. Познакомить с прялкой и веретеном. Прививать интерес к культуре родного народа. Развивать умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
Примерное содержание. Придя в «избу», дети видят, что хозяйка сидит у прялки с веретеном, напевая песню, а кукла Маша играет с клубками и пряжей. Начинается разговор о предметах русского обихода и их назначении. Чтение рассказа «Как рубашка в поле выросла».
Совместная деятельность воспитателя с детьми Познавательная деятельность Беседа «Как получается нить» или «Золотое веретено».
Художественная литература Русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Золотое веретено». Игровая деятельность Дидактические игры «Разрезная картинка», «Что это такое?». Подвижные игры «Веретено: кто быстрей накрутит нить на веретено». Игры с нитками «Плетение», «Чудеса», «Нитки-пуговицы».
Музыкальная деятельность Слушание русской народной песни «Молодая пряха». Музыкальные игры «Ах вы сени», «Прялочкины игры». Продуктивная деятельность Декоративное рисование «Расписная прялка». Лепка «Клубочки из бабушкиного сундучка». Аппликация «Прялка». Встреча с интересными людьми (чья-нибудь бабушка показывает, как получить нить с помощью веретена).
Декабрь Зимние традиции русского народа
Задачи.Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры. Воспитывать чувство национальной самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры.
Примерное содержание. Хозяйка русской избы знакомит детей с традициями празднования Нового года.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание колядок: «Коляда, коляда, поехали по дрова». «Коляда, коляда. Я у батюшки одна...». Трудовая деятельность Коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года. Игровая деятельность Дидактические игры «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится», «Елка с подарками». Музыкальная игра «Зимний хоровод». Подвижные игры «Зимушка-зима», «Два Мороза», «Снежная карусель», «Мороз».
Январь Веселые ложки
Задачи. Познакомить с предметами обихода — деревянными ложками. Активизировать познавательную деятельность. Углублять интерес к культуре своего народа.
Примерное содержание. Хозяйка русской избы предлагает рассмотреть деревянные расписные ложки, рассказывает, для чего их расписывали, показывает ложки разных форм и размеров.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки. Театрализованная деятельность Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка». Музыкальная деятельность Игра на ложках. Продуктивная деятельность Рисование «Ложечка резная, ручка залитая». Аппликация «Чудо — ложка». Лепка «Дорога ложка к обеду». Опытная деятельность На основе сравнения (деревянные и металлические ложки) познакомить со свойствами дерева и металла.
Февраль Масленица
Задачи. Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углублять интерес к культуре своего народа. Традиция русского народа – блины на Масленицу.
Примерное содержание. В избе стоит соломенная кукла-Масленица. Хозяйка рассказывает о русской народной традиции — проводах зимы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Рассказ воспитателя «Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая». Беседа «Зима весну пугает, а сама тает». Рассматривание альбома «Русские традиции». Разучивание закличек о весне. Участие в празднике детского сада «Масленица». Художественная литература Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Игровая деятельность Разучивание хороводных игр «Солнышко-колоколнышко». Продуктивная деятельность Работа с тестом «Закликаем весну» (лепка пряников, узорного печенья, птиц-веснянок). Рисование «Первые проталинки». Аппликация «Первые вестники весны».
Март Встреча весны
Задачи. Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое.
Примерное содержание. Хозяйка встречает детей с испеченными из теста «жаворонками» и рассказывает о народных традициях встречи весны, используя пословицы, поговорки, загадки.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Беседа «Пришла весна». Наблюдения за погодой, за приметами весны. Рассматривание картин: И. Левитан «Весна». Рассматривание альбома «Времена года».
Художественная литература Русские народные песенки, закличек «Солнышко, колоколнышко». «Весна-красна». Разучивание загадок, поговорок, пословиц. Продуктивная деятельность Работа с тестом «Жаворонки». Аппликация (создание из цветных лоскутков коллективной работы «Пришла весна». Музыкальная деятельность Слушание музыки «Капель». Хороводные игры «Гори-гори ясно», «Золотые ворота».
Апрель Фольклор – малышам

Задачи. Познакомить с потешным фольклором (дразнилки, скороговорки). Развивать способность воспринимать художественные образы. Формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.
Примерное содержание. В гости к хозяйке приходит какой-нибудь кукольный персонаж. Дети просят их развеселить. Кукла рассказывает сказки, вместе с детьми придумывает небылицы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Беседа «Кто народ веселил?» (скоморохи, петрушки). Музыкальная деятельность Слушание русских народных песен. Импровизация на музыкальных инструментах (треугольники, ложки, металлофон). Театрализованная деятельность Кукольное представление «В гостях у Петрушки». Театр ложек «Лиса, заяц и петух». Игровая деятельность Дидактические игры «Подбери клоуну шарик», «Костюмы для Петрушки» (контрастные цвета). Продуктивная деятельность Лепка «Жаворонок — изюмные глаза» (изготовление народных игрушек). Рисование «Роспись жаворонков».
Май Прощание с избой
Задачи. Развивать способность воспринимать художественный образ. Формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать состоянию, настроению героев.
Примерное содержание. В избу приходит кукольный персонаж и дарит хозяйке одеяло. Хозяйка рассказывает детям новую сказку, используя одеяло как фланелеграф (на нем крепятся картинки с изображением персонажей сказки). Занятие заканчивается пением песенок и частушек, чаепитием.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Познавательная деятельность Беседа «Откуда пришли сказки?». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка». Театрализованная деятельность Кукольный театр «Аленушка и братец Иванушка». Игровая деятельность Игра «Кто быстрее накрутит нить на веретено». Дидактические игры «Чудесный мешочек» (рассмотреть игрушки-свистульки). Игры хороводные. Музыкальная деятельность Слушание народных песен.

Пожаловаться 30 марта 2012
Файлы
КОНКУРС ВИВАТ РОССИЯ_КАК БЫВАЛО В СТАРИНУ.docx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru